ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2021 от 14.05.2021 Чугуевского районного суда (Приморский край)

25RS0034-01-2021-000328-66

дело № 12-24/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

с. Чугуевка 14.05.2021

Судья Чугуевского районного суда Приморского края Российской Федерации Поденок А.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО2 от 24.02.2021 , которым акционерное общество «Приморские лесопромышленники» (далее – АО «Приморсклеспром») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО2 от 24.02.2021 АО «Приморсклеспром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что 28.04.2020 в 10 часов 00 минут в ходе осмотра места рубки установлено, что АО «Приморсклеспром» на территории лесного участка, находящегося в аренде (договор аренды от от 01.06.2011), по месту фактического осуществления деятельности – на лесосеке , расположенной в выделе 41 квартала 19 Каменского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество», не приняло в установленный законом срок меры по вывозу заготовленной древесины породы «Ель» общим объемом 0,22, чем нарушило п.п. «з» п. 12 раздела 1 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 .

Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Приморсклеспром» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой полагает его незаконным, просит отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В обоснование своих доводов указал, что состав и событие вмененного обществу административного правонарушения отсутствуют в связи с тем, что установленные правила заготовки древесины при проведении лесозаготовительных работ соблюдаются. Из п. 11 Правил следует, что вывоз заготовленной древесины осуществляется в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Указанный срок может быть увеличен не более чем на 12 месяцев. С учетом начала декларируемого периода 06.05.2019 на момент осмотра лесосеки срок вывозки древесины не истек. Указами Президента РФ от 25.03.2020 , от 02.04.2020 , от 28.04.2020 с 30.03.2020 до 08.05.2020 на территории Российской Федерации объявлены. Данными Указами установлен перечень предприятий, на которые их действие не распространяется. Вместе с тем, АО «Приморсклеспром» к ним не относится. Более того, 18.03.2020 постановлением Губернатора Приморского края -ПГ «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (Covid-19)» на территории Приморского края был введен режим повышенной готовности. Таким образом, продолжение осуществления АО «Приморсклеспром» лесозаготовительной деятельности повлекло бы его привлечение к административной ответственности. С учетом невозможности вывозки древесины до осмотра лесосеки в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, общество находилось в состоянии крайней необходимости, а состав вмененного административного правонарушения отсутствует. Одновременно с принятием ограничительных мер Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 введены ограничения на проведение органами государственного и муниципального контроля проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году, а также условия, при которых возможно их проведение. С учетом отсутствия оснований для проведения в отношении АО «Приморсклеспром» проверки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 и Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осмотр лесосеки должностными лицами КГКУ «Приморское лесничество» проведен незаконно.

В отзыве на жалобу представитель КГКУ «Приморское лесничество» ФИО3 полагала постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, а доводы жалобы – надуманными. Пунктом 13 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 03.04.2020 - «Об утверждении перечня иных организаций, на которые не распространяется действий Указа Президента РФ от 02.04.2020 », предусмотрено, что ограничительные меры, введенные на территории Приморского края не распространяются на предприятия лесопромышленного комплекса, в связи с чем деятельность АО «Приморсклеспром» не была ограничена. Осмотр места заготовки древесины проводился должностными лицами КГКУ «Приморское лесничество» в порядке, установленном ч. 3 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ, Приказом Минприроды России от 27.06.2016 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», в связи с чем ссылки автора жалобы на нарушение должностными лицами Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 и Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются необоснованными.

В судебное заседание стороны не явились. С учетом принятия судом мер по надлежащему извещению о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с ч. 1.1. ст. 25.4 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, обратившегося с жалобой, и должностного лица, вынесшего постановление.

Изучив материалы и исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1- 25.5.1 КоАП РФ, в районный суд по месту рассмотрения дела.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ). При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Положениями ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

В. силу ч.ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, действовавшие до 01.01.2021.

В силу п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 , не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

При этом, п. 11 вышеуказанных Правил установлено, что вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков вывоза древесины допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, не более, чем на 12 месяцев и только по письменному заявлению лица, использующего леса.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами АО «Приморсклеспром» на основании договора аренды от 01.06.2011 является арендатором лесных участков, расположенных в Каменском участковом лесничестве Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество», в том числе квартала .

29.04.2019 АО «Приморсклеспром» в департамент лесного хозяйства Приморского края направлена лесная декларация от 25.04.2019 о намерении использования лесов, в том числе для проведения с 06.05.2019 по 05.05.2020 рубок лесных насаждений на лесосеке в выделе квартала Каменского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество».

21.04.2020 АО «Приморсклеспром» уведомлено директором Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» об осмотре мест рубок в связи с окончанием заготовки древесины по лесной декларации от 24.04.2019.

Из акта осмотра лесосеки № б/н от 28.04.2020 установлено, что участковым лесничим Каменского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» в присутствии представителя АО «Приморсклеспром» ФИО4 осмотрено место рубки лесных насаждений – лесосека , расположенная в выделе 41 квартала 19 Каменского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество». В результате осмотра установлено, что организацией, проводившей работы по заготовке древесины, не вывезена древесина породы «Ель» общим объемом 0,22 м3. Акт осмотра лесосеки составлен в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ от 27.06.2016 , объективность сведений, изложенных в нем, сторонами не оспаривается и у сомнений не вызывает.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 23.06.2020 в ходе осмотра места осуществления АО «Приморсклеспром» заготовки древесины – лесосеки , расположенной в выделе 41 квартала 19 Каменского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество», 28.04.2020 в 10 часов 00 минут установлено нарушение п.п. «з» п. 12 раздела 1 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2013 , выразившееся в нарушение сроков вывоза заготовленной древесины породы «ель» общим объемом 0,22 м3 (1 шт.)

Действия АО «Приморсклеспром» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя АО «Приморсклеспром».

Проанализировав доказательства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для привлечения АО «Приморсклеспром» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов заготовка древесины на лесосеке , расположенной в выделе квартала Каменского участкового лесничества КГКУ «Приморское лесничество», согласно лесной декларации от 25.04.2019 осуществлялась с 06.05.2019.

С учетом положений п. 11, п.п. «з» п. 12 раздела 1 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2013 , и начала декларационного периода 06.05.2019, на момент проведения осмотра лесосеки (28.04.2020) участковым лесничим Каменского участкового лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество», предусмотренный законом срок вывоза заготовленной древесины не истек. При этом, с учетом даты начала разработки лесосеки срок вывозки древесины с территории верхнего склада истекал только 06.05.2019.

При таких обстоятельствах нарушений правил заготовки древесины, указанных в постановлении о привлечении к административной ответственности, АО «Приморсклеспром» по состоянию на 28.04.2020 не допущено, в период с 28.04.2020 по 06.05.2020 хранение древесины на территории лесосеки являлось правомерным, а в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.

В силу ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения: о должности, фамилии, имени, отчестве должностного лица, его вынесшем; дате и месте рассмотрения дела; о лице, в отношении которого рассмотрено дело; об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела; о статье КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения; о мотивированном решении по делу (решение о привлечении к ответственности); о сроке и порядке обжалования постановления.

По смыслу ст. 29.10 КоАП РФ выводы о совершении административного правонарушения должны быть мотивированы, а с учетом привлечения к административной ответственности за нарушение отраслевого законодательства, в постановлении должны быть приведены соответствующие отраслевые нормы, действующие на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. Приведение в постановлении по делу об административном правонарушении утративших юридическую силу на момент рассмотрения дела правовых норм не отвечает принципам законности производства по делу об административном правонарушении, а такое постановление не может быть признано законным.

Так в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что поводом для привлечения АО «Приморсклеспром» к административной ответственности явилось нарушение п. 11, п.п. «з» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 13.09.2016 .

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 указанный Приказ признан утратившим юридическую силу с 01.01.2021, а Приказом Минприроды РФ от 01.12.2020 с 01.01.2021 введены в действие новые Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости отмены постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по нему.

Иные доводы жалобы не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления. Так пунктом 13 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 03.04.2020 -пп «Об утверждении перечня иных организаций, на которые не распространяется действий Указа Президента РФ от 02.04.2020 », предусмотрено, что ограничительные меры, введенные на территории Приморского края Указом Президента РФ от 02.04.2020 , не распространяются на предприятия лесопромышленного комплекса, в связи с чем производственная деятельность АО «Приморсклеспром» с 30.03.2020 по 08.05.2020 не была ограничена.

Доводы о нарушении должностным лицом требований Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 и Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основаны на неверном понимании действующего законодательства, поскольку порядок осмотра лесосек, регулируется не указанными правовыми актами, а ч. 3 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ, Приказом Минприроды России от 27.06.2016 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7, 30.9, 30.12 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя директора краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество» ФИО2 от 24.02.2021, которым АО «Приморсклеспром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Приморсклеспром» прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Решение по делу может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.14 КоАП РФ.

Судья А.А. Поденок