Дело № 12-24/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 мая 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре,
пр. Ленина, д.1
Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Богатырева Н.Ю., рассмотрев материалы по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» Подгаецкого Е. А. на постановление начальника государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району от 3 марта 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз», расположенного <адрес>, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району от 3 марта 2021 года № ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Данным постановлением ООО ««РН-Сахалинморнефтегаз»» признано виновным в том, что 13 июля 2020 года на <адрес>, произошел порыв трубопровода, в результате чего произошла утечка нефтепродуктов и загрязнение ими <данные изъяты> 13 июля 2020 года обследованием водных объектов установлено: <данные изъяты> Общая площадь загрязнения около 1700 кв.метров. Водоохранная зона <данные изъяты>, чем нарушило статьи 22, 42 ФЗ от 24 апреля 1995 года № 52 «О животном мире», статьи 34, 35, 46 ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 42, 48, 56, 61, 65 Водного кодекса РФ, ст. 48, 50 ФЗ от 20 декабря 2024 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», п.п. 2,5,6 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 года №380.
В своей жалобе защитник ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» просит признать незаконным обжалуемое постановление и отменить его в части применения меры административной ответственности в виде штрафа в сумме, превышающем 10 000 рублей, а также изменить указанное постановление, исключив из описательной части выводы о порыве на <адрес> указав, что оснований привлечения к ответственности в размере 15 000 рублей нет, так как в течение года юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения. Кроме того, 13 июля 2020 года порыва на <адрес>, в результате которого произошла утечка нефтепродуктов и загрязнение <адрес> не было. Порыв на указанном километре нефтепровода был 25 июля 2020 года. Поэтому считает, что привлечение к ответственности за нарушение 13 июля 2020 года на <адрес> незаконно.
Заместитель Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Богатский В.Н. считает, что организация привлечена к ответственности обоснованного. Вместе с тем пояснил, что в материалах прокурорской проверки, направленной в отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району для привлечения юридического лица к ответственности, указано место совершения правонарушения 575,8 км магистрального провода. Повторность совершения правонарушения, на которую указано в обжалуемом постановлении о привлечении к ответственности также материалами дела не подтверждена.
Защитник (законный представитель) ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» в судебное заседание не явился, о рассмотрении извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, что в соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Должностное лицо - начальник государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району о рассмотрении дела извещался в установленном порядке, однако в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал
Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившего должностного лица.
Выслушав прокурора, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьей 8.38 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу ст. ст. 9 и 58 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Положениями ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее ФЗ «О животном мире») определено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.
Статьей 42 ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и иных установленных законодательством государственных экспертиз после восстановления загрязненных земель.
Статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) определено, что сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. В соответствии с частями 1, 2 и 4 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами шляются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых /станавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления /казанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: 1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров; 2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; 3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Статьей 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определяются Правительством Российской Федерации.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2,5,6 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, установлено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования; оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» пункта 2 настоящего Положения.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.
При рассмотрении дела установлено, что 15 июля 2020 года на территории водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы <адрес>, в месте производства аварийных работ по ликвидации последствий порыва нефтепровода <данные изъяты>, на расстоянии от <адрес>, имеются розливы сырой нефти по поверхности земли водоохранной зоны <данные изъяты>, площадью около 1700 кв.м с пропиткой грунта до 3 метров, а также загрязнение водного объекта <данные изъяты>, его поверхности и берегов на всем протяжении в пределах видимости и доступности на ширину по 0,1 метра с обеих сторон. Общая площадь загрязнения около 1700 кв.м, при этом водоохранная зона <данные изъяты> составляет 50 метров. Данное загрязнение образовалось в результате порыв трубопровода 13 июля 2020 года на участке <адрес>, обслуживаемого ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», в районе <адрес>.
Вина юридического лица в совершенном правонарушении подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 января 2021 года, где изложено существо нарушения, актами осмотра от 14 июля 2021 года и 15 июля 2021 года, актом осмотра места порыва магистрального нефтепровода <данные изъяты> в районе <адрес> от 17 июля 2020 года и справкой к нему, актом обследования водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта от 15 июля 2020 года, актом технического расследования аварии на опасном объекте - участок магистрального нефтепровода <данные изъяты> от 13 июля 2020 года, итоговым донесением от 19 июля 2020 года, уставом ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».
Доказательства по делу соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса РФ об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях) не выделяет.
Таким образом, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, вина ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» во вменяемом ему правонарушении заключается в невыполнении возложенных на него обязанностей по соблюдению правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
При этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».
При таких обстоятельствах, действия ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» правильно квалифицированы по ст. 8.33 КоАП РФ.
Вместе с тем, при назначении наказания должностным лицом в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, указано на повторность в течение года.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следует из п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства привлечения юридического лица к ответственности в течение года за совершенные однородного правонарушения.
В связи с чем, назначение юридическому лицу наказание подлежит снижению, а постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району от 3 марта 2021 года № изменению.
Иные доводы защитника юридического лица не свидетельствуют о существенном нарушении должностным лицом норм процессуального и материального права и не влекут отмену обжалуемого постановления, поскольку при рассмотрении жалобы установлено, что 13 июля 2020 года порыв нефтепровода произошел на участке <адрес>.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Комсомольскому району от 3 марта 2021 года № о привлечении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, назначив административный штраф в размере десять тысяч рублей.
Жалобу защитника представителя ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.Ю.Богатырева