Дело № 12-24/2021
УИД: 59RS0043-01-2021-000378-44
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 июля 2021 г. г. Чердынь
Судья Чердынского районного суда Пермского края Хорошева Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Макатуха Д.В.,
с участием защитника юридического лица - администрации Чердынского городского округа - Галашова С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Чердынского городского округа на постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 21.05.2021 о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО3 от 21.05.2021 № юридическое лицо - администрация Чердынского городского округа - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, администрация Чердынского городского округа обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала, что согласно выпискам из ЕГРН собственником гидротехнических сооружений: плотины пруда № 5, расположенного в <адрес>, плотины пруда № 8, расположенного в <адрес>, плотина пруда № 9, расположенного в <адрес>, является МО Чердынский муниципальный район Пермского края. Данные гидротехнические сооружения были приняты в муниципальную собственность Чердынского муниципального района в 2011-2012 годах и закреплены в казне муниципального образования, Комитетом имущественных отношений в оперативное управление в администрацию Чердынского городского округа не передавались и на балансе администрации городского округа не состоят.
В судебном заседании представитель администрации Чердынского городского округа доводы жалобы поддержал.
Представитель Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Проверив материалы дела, изучив подлинный административный материал, заслушав пояснения защитника юридического лица, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из протокола об административном правонарушении от 12.05.2021 № следует, что с 01.04.2021 проведена плановая документарная проверка в отношении администрации Чердынского городского округа на предмет проверки соблюдения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гидротехнических сооружений при эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации. Администрация Чердынского городского округа владеет на праве собственности гидротехническим сооружением: ГТС - плотина № 5, протяженность, объем 113 куб.м, инв. №, лит 1 <адрес>; ГТС - плотина № 8 <адрес>, объем 28 куб.м, инв. №, лит. 1, <адрес>; ГТС - плотина № 9, объем 1096 кв.м, инв. №, лит. 1, <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно справке администрации Чердынского городского округа от 11.05.2021 гидротехнические сооружения (далее - ГТС) плотина № 5, объем 113 куб.м, инв. №, лит 1. <адрес>; ГТС - плотина № 8 <адрес> объем 28 куб.м, инв №, лит 1, <адрес>; ГТС - плотина № 9, объем 1096 куб.м, инв №, лит 1, <адрес>, в оперативное управление от Комитета имущественных отношений администрации Чердынского городского округа не передавались. По данным бухгалтерского учета на балансе данные гидротехнические сооружения не числятся (л.д. 20).
Свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 14, 15, 16) и выписками из ЕГРН (л.д. 5-7, 8-10, 11-13) подтверждается, что плотина № 5, протяженность объем 113куб.м, инв. №, лит. 1, адрес объекта: <адрес>, кадастровый №; сооружение (плотина № 9), объем 10,96 кв.м, инв. №, лит. 1, адрес объекта: <адрес> кадастровый №; сооружение (плотина № 8) <адрес>, объем 28 куб.м, инв. №, лит. 1, адрес объекта: <адрес>, кадастровый №, принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию «Чердынский муниципальный район Пермского края».
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется, в том числе путем реализации мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с п. 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892:
- собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения. Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктами 6.2 главы 6 СП 58.13330.2019. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003 на каждом гидротехническом сооружении должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения, а также определены уполномоченные лица, ответственные за контроль состояния и безопасную эксплуатацию сооружений, назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
В соответствии с главой 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020
№ 1596, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:
- нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений;
- непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в числе прочих, обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Статьей 10 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 25.03.2019 № 374-ПК "Об образовании нового муниципального образования Чердынский городской округ" органы местного самоуправления Чердынского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Чердынского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 5 Устава Чердынского городского округа, утвержденного решением Думы Чердынского городского округа от 15.11.2019 N 60, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Как следует из протокола об административном правонарушении, администрацией Чердынского городского округа допущено нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, а именно, в отношении гидротехнических сооружений: плотина № 5, протяженность, объем 113 куб.м, инв №, лит 1 <адрес> - отсутствуют документы, подтверждающие наличие контроля (мониторинга) показателей ГТС, критериев безопасности ГТС, наличие согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС, наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС, наличие аттестации работников эксплуатирующей организации по вопросам безопасности ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие обеспечение собственником (эксплуатирующей организации) внесения ГТС в Российский реестр ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) договора обязательного страхования гражданской ответственности в результате аварии ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие проведение регулярного обследования ГТС с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отсутствуют документы, подтверждающие назначение уполномоченных лиц, ответственных за состояние и безопасную эксплуатацию ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие утвержденные должностные функции персонала по техническому и технологическому надзору за состоянием и безопасной эксплуатацией ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие разработку проектных решений по предотвращению и локализации возможных аварий, в том числе катастрофических, на основании разработанных в составе проектной документации сценариев их развития, а также в результате возможных террористических актов для ГТС на основе анализа его состояния, особенностей конструкции и материалов, отсутствуют документы, подтверждающие выполнение собственником (эксплуатирующей организацией) расчета размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;
плотина № 8 <адрес>, объем 28 куб.м, инв. №, лит. 1, <адрес> - отсутствуют документы, подтверждающие наличие контроля (мониторинга) показателей ГТС, критериев безопасности ГТС, наличие согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС, наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС, наличие аттестации работников эксплуатирующей организации по вопросам безопасности ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие обеспечение собственником (эксплуатирующей организации) внесения ГТС в Российский реестр ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) декларации безопасности ГТС, договора обязательного страхования гражданской ответственности в результате аварии ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие проведение регулярного обследования ГТС с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отсутствуют документы, подтверждающие назначение уполномоченных лиц, ответственных за состояние и безопасную эксплуатацию ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие утвержденные должностные функции персонала по техническому и технологическому надзору за состоянием и безопасной эксплуатацией ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие разработку проектных решений по предотвращению и локализации возможных аварий, в том числе катастрофических, на основании разработанных в составе проектной документации сценариев их развития, а также в результате возможных террористических актов для ГТС на основе анализа его состояния, особенностей конструкции и материалов, отсутствуют документы, подтверждающие выполнение собственником (эксплуатирующей организацией) расчета размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС на основе анализа его состояния, особенностей конструкции и материалов;
плотина №, объем 1096 кв.м, инв. №, лит. 1, <адрес> - отсутствуют документы, подтверждающие наличие контроля (мониторинга) показателей ГТС, критериев безопасности ГТС, наличие согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС, наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС, наличие аттестации работников эксплуатирующей организации по вопросам безопасности ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие обеспечение собственником (эксплуатирующей организации) внесения ГТС в Российский реестр ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) декларации безопасности ГТС, договора обязательного страхования гражданской ответственности в результате аварии ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие проведение регулярного обследования ГТС с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, отсутствуют документы, подтверждающие назначение уполномоченных лиц, ответственных за состояние и безопасную эксплуатацию ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие утвержденные должностные функции персонала по техническому и технологическому надзору за состоянием и безопасной эксплуатацией ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие разработку проектных решений по предотвращению и локализации возможных аварий, в том числе катастрофических, на основании разработанных в составе проектной документации сценариев их развития, а также в результате возможных террористических актов для ГТС, отсутствуют документы, подтверждающие выполнение собственником (эксплуатирующей организацией) расчета размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
Принимая решение о привлечении юридического лица к административной ответственности, должностное лицо контрольного органа исходило из установленного факта допущенных собственником объектов гидротехнических сооружений (плотин) нарушений требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные обстоятельства установлены должностным лицом при рассмотрении дела на основании оценки доказательств в их совокупности, в том числе протокола об административном правонарушении (ст. 26.11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Наличие данных нарушений не оспаривается заявителем настоящей жалобы.
Должностным лицом надзорного органа также установлено и в судебном заседании подтверждено, что собственником плотин является муниципальное образование «Чердынский муниципальный район Пермского края».
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" плотины отнесены к числу гидротехнических сооружений; установлено, что собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 25.03.2019 № 374-ПК "Об образовании нового муниципального образования Чердынский городской округ" органы местного самоуправления Чердынского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Чердынского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 5 Устава Чердынского городского округа, утвержденного решением Думы Чердынского городского округа от 15.11.2019 N 60, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Таким образом, правопреемником муниципального образования «Чердынский муниципальный район Пермского края» является муниципальное образование «Чердынский городской округ», равно как и собственником плотин. В силу закона ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, возложена на собственника либо иного законного владельца.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сам по себе факт наделения Комитета имущественных отношений администрации Чердынского городского округа полномочиями по владению, использованию и распоряжению объектами муниципальной собственности на основании п. 2.3 решения Думы Чердынского городского круга от 30.10.2020 № 129 «Об утверждении Положения «Об управлении и распоряжения муниципальной собственностью», в отсутствие доказательств того, что в бюджете отраслевого структурного подразделения утверждены статьи и заложены средства для проектирования, строительства, капитального ремонта, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; равно как и в отсутствие сведений о наличии у Комитета имущественных отношений правового документа о прикреплении гидротехнических сооружений - плотин на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, не освобождает администрацию Чердынского городского округа, являющуюся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - Чердынский городской округ (ст. 22 Устава Чердынского городского округа, утвержденного решением Думы Чердынского городского округа от 15.11.2019 N 60), от предусмотренной законом обязанности нести ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, поскольку администрация обладает необходимыми, в том числе бюджетными (ст.ст. 15, 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации) полномочиями и обязана обеспечить решение вопросов местного значения вне зависимости от распределения своих функций между отраслевыми структурными подразделениями.
В этой связи наличие в структуре администрации Чердынского городского округа Комитета имущественных отношений не исключает исполнение обязанности по устранению нарушений требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Таким образом, должностным лицом контрольного органа субъект правонарушения определен верно, в связи с чем доводы заявителя о неправомерном привлечении администрации Чердынского городского округа к административной ответственности являются несостоятельными.
Наказание юридическому лицу назначено с учетом положений чч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 21.05.2021 о привлечении администрации Чердынского городского округа к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу администрации Чердынского городского округа - без удовлетворения.
Судья Н.Н. Хорошева