ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2021 от 20.07.2021 Неманского городского суда (Калининградская область)

Дело №12-24/2021

39RS0016-01-2021-000403-57

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Неманского городского суда

Калининградской области Макар Ю.С.

при секретаре Груздовой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора муниципального бюджетного учреждения «Неманский комплексный центр социального обслуживания населения» Александровой Л.М. на постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 2 апреля 2021 г. №70 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.31КоАП РФ в отношении МБУ «Неманский КЦСОН»

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 2 апреля 2021 г. №70 МБУ «Неманский КЦСОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор МБУ «Неманский КЦСОН» Александрова Л.М. обратилась в суд с жалобой, указывая, что учреждение является некоммерческой организацией, основной вид деятельности - предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелых и инвалидов (ОКВЭД - 88.10).

Учреждению за счет средств областного бюджета администрацией Неманского городского округа, являющейся Учредителем, предоставляется субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на предоставление государственных социальных услуг (выполнение работ).

Размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания определяется с учетом нормативных затрат на предоставление государственных социальных услуг (в том числе на предоставление услуг Социальной службой перевозок), и на содержание движимого и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, расходов на заработную плату всех работников Учреждения, уплату налогов и пр. (справка прилагается).

Социальная служба перевозок является одним из структурных подразделений Учреждения, предназначена для оказания транспортных услуг инвалидам, которые предоставляются им бесплатно.

Данные отношения регулируются Постановлением Правительства Калининградской области от 8 июня 2007 г. № 338 «О социальной службе перевозок», Постановлением администрации Неманского городского округа от 28 июня 2017 г. № 658 «Об утверждении Порядка предоставления инвалидам услуг Социальной службой перевозок в муниципальном бюджетном учреждении «Неманский комплексный центр социального обслуживания населения».

Между Учреждением и инвалидом заключается договор на предоставление услуги Социальной службой перевозок, который нельзя рассматривать как публичный договор перевозки.

Талон, выдаваемый инвалиду на получение услуги Социальной службы перевозок, не является проездным документом (билетом), а регламентирует количество затраченных на предоставление услуги часов, время посадки и доставки инвалида к месту назначения и маршрут без промежуточных остановок.

Разрешением на осуществление отдельных видов деятельности, отвечающим уставным целям, в данном случае, служит лицензия от 02.04.2019 г. № АСС-39-000124 на осуществление деятельности по перевозке автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд.

По смыслу положений Закона № 67-ФЗ обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика подлежит такая деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является одним из видов его профессиональной деятельности (либо единственным видом), направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

Целью основной деятельности МБУ «Неманский КЦСОН» не является извлечение прибыли, соответственно считать коммерческими осуществляемые нами перевозки, нет оснований.

Следовательно, учреждение правомерно руководствоваться только Федеральным законом от 25.04.2002 г. 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является для МБУ «Неманский КЦСОН» обязательным в силу требования подп.24 п.1 ст.12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поэтому заявлен соответствующий вид деятельности. Просит отменить обжалуемое постановление и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях МБУ «Неманский КЦСОН» события административного правонарушения.

В судебном заседании представитель МБУ «Неманский КЦСОН» по доверенности Токарева О.В., не оспаривая наличия в действиях юридического лица события и состава вмененного административного правонарушения, просила о применении положений ст.4.1.1 КоАП РФ и изменении назначенного должностным лицом административного наказания в виде штрафа на предупреждение. Пояснив, что по данной статье центр привлекается впервые, отсутствует факт причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественный ущерб.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Волкова А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу-пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее - Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ) установлено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

Согласно пункту 3 статьи 3 названного Федерального закона перевозчиком признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически).

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном). Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Исходя из положений части 3 данной статьи, перевозчик, не исполнивший возложенной на него названным Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Из материалов дела следует, что МБУ «Неманский КЦСОН» имеет лицензию № АСС-39-000124 от 2 апреля 2019 года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц с разрешенным видом деятельности «Перевозка автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд».

22 марта 2021 года на основании распоряжения заместителя начальника Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора (далее - административный орган) №8/105 от 16 февраля 2021 года в отношении МБУ «Неманский КЦСОН» проведена плановая выездная проверка.

В ходе указанной проверки административным органом выявлены нарушения, выразившиеся в осуществлении перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Согласно представленным путевым листам № 1 от 11.01.2021, № 2 от 13.01.2021г., № 3 от 20.01.2021г., № 10 от 17.02.2021г., № 11 от 18.02.2021г., №12 от 20.02.2021г., № 13 от 26.02.2021г. выданных МБУ «Неманский КЦСОН» на транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , под управлением водителя ФИО6, МБУ «Неманский КЦСОН», в соответствии с лицензией № АСС-39-000124 от 02.04.2019г. на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, организовало и допустило осуществление перевозок пассажиров на основании талонов на получение услуг Социальной службы перевозок в соответствии с Порядком предоставления инвалидам услуг Социальной службы перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области № 338 от 08.06.2007 г. «О Социальной службе перевозок», с нарушением требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а именно в отсутствие договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Транспортное средство марки Мерседес Бенц, государственный регистрационный знак Р922ТВ39, пассажировместимость 12 человек, количество посадочных мест 12, включено в договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров № , заключенного МБУ «Неманский КЦСОН» с ПАО СК «Росгосстрах», сроком действия с 11.03.2021 г. по 10.03.2021 г. До 11 марта 2021 года МБУ «Неманский КЦСОН» осуществляло перевозки пассажиров без страхования своей гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Нарушение зафиксировано в акте от 22 марта 2021 года № 8/182 проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица - МБУ «Неманский КЦСОН».

По факту выявленного нарушения 22 марта 2021 года должностным лицом Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении МБУ «Неманский КЦСОН» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст.11.31 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт нарушения МБУ «Неманский КЦСОН» требований ч.1 ст. 5 Федерального закона от 14 нюня 2012 г. № 67-ФЗ, выразившегося в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров на транспортном средстве в отсутствие договора на страхование гражданской ответственности перевозчика за причинением вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении №8/92 от 22 марта 2021 г.; актом проверки от 22 марта 2021 г.; путевыми листами; журналом учета выдачи талонов на получение услуг социальной службы перевозок (начат 9 января 2019 г.); талонами на получение транспортных услуг социальной службы перевозок МБУ «Неманский КЦСОН»; договором о предоставлении социальных услуг в МБУ «Неманский КЦСОН».

Все доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка но правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях МБУ «Немаский КЦСОН» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

МБУ «Неманский КЦСОН», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 названного кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая вышеприведённые нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 названного кодекса.

МБУ «Неманский КЦСОН» впервые совершило правонарушение, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Северо-Западного МУГАДН Калининградского отдела автотранспортного и автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 2 апреля 2021 года №70 в отношении МБУ «Неманский КЦСОН» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 КоАП РФ изменить, заменив МБУ «Неманский КЦСОН» наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей на предупреждение.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу МБУ «Неманский КЦСОН» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.С. Макар