Судья Пилипчук А.А. № 21-232/2022
№ 12-24/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Холикова Е.А., рассмотрев протест прокурора Кардымовского района Смоленской области В.Е. Дедкова на решение судьи Духовщинского районного суда Смоленской области от 22 июня 2022 г. по делу обадминистративномправонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района ФИО1,
установил:
постановлением руководителя УФАС по Смоленской области Ф. от 18 апреля 2022 г., оставленным без изменения решением Духовщинского районного суда Смоленской области от 22 июня 2022 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района ФИО1 прекращено в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения.
В протесте прокурор Кардымовского района Смоленской области Дедков В.Е. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение в УФАС по Смоленской области. Указывает, что ссылка на Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при прекращении производства по делу является несостоятельной, поскольку он не регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
В Смоленском областном суде прокурор Серенкова Ю.В. поддержала протест прокурора Кардымовского района Смоленской области.
Ознакомившись с жалобой, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, между АО «АтомЭнергоСбыт» и МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района 14 августа 2017 г. заключен договор энергоснабжения №, действующий до настоящего времени, согласно которому потребитель МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района обязано принимать и надлежащим образом производить оплату потребленной электроэнергии.
Пунктом 6.2. договора определены периоды (сроки) платежа: 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата вносится до 25-го числа этого месяца;
- стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных Потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, который осуществляется оплата.
В ноябре-декабре 2021 года МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района авансовые платежи по договору № от 14 августа 2017 г. не осуществляло. Оплата за потребленную энергию за октябрь 2021 года своевременно не произведена. По состоянию на 17 ноября 2021 г. задолженность МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору электроснабжения № от 14 августа 2017 г. составляла <данные изъяты>. По состоянию на 17 декабря 2021 г. задолженность МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района перед АО «АтомЭнергоСбыт» за поставленную электрическую энергию по договору электроснабжения № от 14 августа 2017 г. составляет <данные изъяты>.
В связи с допущенными нарушениями постановлением прокурора Кардымовского района Смоленской области от 17 декабря 2021 г. в отношении должностного лица – и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что вышеуказанные обстоятельства указывают на наличие в действии должностного лица признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между тем, по результатам рассмотрения дела руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области вынесено оспариваемое постановление № от 18 апреля 2022 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» ФИО1, в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» ФИО1, УФАС по Смоленской области исходило из того, что унитарное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», учитывая при этом, что Закон о закупках не распространяется на отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности и пришло к выводу о том, что вне зависимости от того, были ли нарушены МУП «ТЭР» Кардымовского района сроки оплаты (авансирования) по договору электроснабжения, учитывая отсутствие оснований рассматривать такой договор как контракт (в понятии, придаваемом ему Законом о контрактной системе), отсутствуют основания для вывода о том, что нарушение сроков платежа по договору электроснабжения является административным правонарушением.
С данным выводом должностного лица согласился и судья районного суда при рассмотрении протеста прокурора.
Вместе с тем, вывод судьи районного суда не учитывает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 15 Федерального закона № 44-ФЗ определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
Таким образом, Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств, в том числе бюджетными учреждениями.
Бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие является субъектом контроля в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в тех случаях, когда осуществляет закупку в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 2.1. ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенными до начала года в ЕИС.
С учетом системного толкование норм материального права, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии положения о закупке, что подтверждается не размещением в установленном законом порядке в ЕИС в сфере закупок положения, такие заказчики при заключении контрактов (договоров) обязаны руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с подп. «в» п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), Закон о закупках распространяется на закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичное положение установлено подп.» «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 5 Федерального закона № 44-ФЗ.
Данные положения о проведении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введены Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 108-ФЗ в ред. Федерального закона от 29 июня 2018 г. № 174-ФЗ.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. № 174-ФЗ вступил в силу 29 июня 2018 г.
Федеральным законом от 29 июня 2018 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ч. 42 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой до 1 октября 2018 г. государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подп. «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, в 2018 г.
Таким образом, ч. 42 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрен переходный период для осуществления государственными, муниципальными унитарными предприятиями закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ в 2018 г.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно сведениям, размещенным МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, контракт № заключен 14 августа 2017 г. в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, соответствующее Положение о закупках, регламентирующее в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, для осуществления закупок, предусмотренных подп. «в» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ, было размещено МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района только 25 декабря 2018 г.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции не дана соответствующая оценка.
Таким образом, судьей районного суда по делу не выполнены требования ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение вынесено без учета всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного решение судьи Духовщинского районного суда Смоленской области от 22 июня 2022 г. подлежит отмене, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Смоленского областного суда
решил:
решение судьи Духовщинского районного суда Смоленской области от 22 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности директора МУП «ТеплоЭнергоРесурс» Кардымовского района ФИО1 отменить
Дело направить на новое рассмотрение в Духовщинский районный суд Смоленской области.
Судья Е.А. Холикова