ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2022 от 11.03.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

дело № 12-24/2022

Р Е Ш Е Н И Е

город Кинешма 11 марта 2022 года

ул. им. Островского, дом 2а

Судья Кинешемского городского суда Ивановской области Туроватов Д.В., с участием Виноградовой А.А., начальника отдела внутреннего муниципального финансового контроля финансового управления администрации городского округа Кинешма Волковой Л.Ю., рассмотрев в судебном заседании жалобу Виноградовой А.А. на постановление по делу об административном правонарушении от 15 декабря 2021 года, вынесенное мировым судьей судебного участка №1 Кинешемского судебного района в Ивановской области Ворониной Е.Ю. о привлечении Виноградовой А.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Кинешемского судебного района в Ивановской области от 15 декабря 2021 года Виноградова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Виноградова А.А. представила в суд жалобу, в которой, не оспаривая правильность квалификации её действий, просит постановление мирового судьи отменить, ссылаясь на малозначительность правонарушения, либо изменить его, назначив ей наказание в виде письменного предупреждения, полагая размер назначенного ей денежного штрафа не соответствующим требованиям справедливости и соразмерности наказания.

В судебном заседании Виноградова А.А. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - начальник отдела внутреннего муниципального финансового контроля финансового управления администрации городского округа Кинешма Волкова Л.Ю. с доводами жалобы не согласилась, полагала вынесенное постановление законным и обоснованным. Показала, что при составлении протокола об административном правонарушении Виноградова А.А. присутствовала, положения ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ Виноградовой А.А. были разъяснены, с протоколом об административном правонарушении Виноградова А.А. была ознакомлена, подписала его без замечаний и дополнений, и получила его копию.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 55.1. Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 года № 33н (далее – Инструкция № 33н), отчёт о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам выбытий, отраженным на забалансовом счёте 18 «Выбытие денежных средств», открытых к счёту 020111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

В графе 4 раздела 2 «Выбытия» формируется в порядке, установленном Инструкцией № 33н, соответственно по строкам отчёта:

- строка 3110 по расходам на приобретение товаров и материальных запасов (показатель по коду КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»), сумма строк 3111 -3117).

В соответствии с п. 1 ст. 264.1 БК РФ единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов РФ в соответствии с БК РФ.

В соответствии с п. 368 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приложением № 2 к приказу Минфина РФ от 01 декабря 2010 № 157н (далее – Инструкция №157н, аналитический учёт ведётся в разрезе лицевых счетов, кодов классификации доходов бюджетов, кодов финансового обеспечения, кодов классификации операций сектора государственного управления, видов валют. Порядок применения КОСГУ утверждён приказом Минфина России от 29 ноября 2017 № 209н (далее – Порядок КОСГУ № 209н).

Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.

В соответствии с п. 11.4.1. Порядка КОСГУ № 209н, на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях.

В соответствии с п. 11.4.6. Порядка КОСГУ № 209н, на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Как установлено мировым судьёй, Виноградова А.А., являясь главным бухгалтером <данные изъяты>», грубо нарушила требования к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, допустив, в нарушении требований бухгалтерского учёта, установленных п. 1 ст. 264.1 БК РФ, п. 368 Инструкции 157н, пунктом 11.4.6 Порядка КОСГУ №209н, искажение данных в годовой бухгалтерской отчётности за 2020 год – в отчёте о движении денежных средств учреждения (форма 0503723), по состоянию на 01 января 2021 года, выраженное в занижении показателя строки 3116 «прочие оборотные запасы (материалы) графы 4 «За отчётный период» на сумму 20000 рублей (искажение составило 174,5%), и завышении показателя строки 3111 «лекарственные препараты и материалы, применяемые в медицинских целях» графы 4 «За отчётный период» на сумму 20000 рублей (искажение составило 98,3%), поскольку приобретённые по договорам поставки от 07 сентября 2020 года б/н и от 16 октября 2020 года с ИП ФИО-1 маски медицинские из нетканого материала «Стандарт» NF в количестве 4000,0 штук на общую сумму 20000,0 рублей применялись не в медицинских целях, выбытие денежных средств следовало учитывать с детализацией подстатьи 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ, что, в свою очередь, привело к составлению и предоставлению <данные изъяты> в нарушении ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пункта 55.1 Инструкции №33н недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчётности о движении денежных средств учреждения за 2020 год (отчёт (форма 0503723)

Данное нарушение выявлено 15 января 2021 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом № 12 об административном правонарушении от 06 октября 2021 года; приказом Финансового управления Администрации городского округа Кинешма от 05 июля 2021 года «О назначении плановой выездной проверки в муниципальном учреждении <данные изъяты> согласно которому назначена плановая выездная проверка в муниципальном учреждении <данные изъяты> на тему: проверка использования субсидий на иные цели, предоставленных из бюджета городского округа Кинешма, и их отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности; поверяемый период - 2020 год, начало проверки- 12 июля 2021 года, срок проведения проверки-5 рабочих дней. Согласно приложению к приказу проверка проводится, в том числе, по вопросу – соблюдение требований к бухгалтерскому учету, составлению и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; выпиской из акта плановой проверки, в котором зафиксированы нарушения: в нарушение ч. 1 ст. 13 ФЗ № 402-ФЗ, п. 55.1, Инструкции № 33н составлена и представлена недостоверная бухгалтерская (финансовая) отчётность о движении денежных средств учреждения за 2020 год (отчёт (форма 0503723) на сумму 40000 рублей; отчётом о движении денежных средств учреждения; карточкой учёта средств и расчётов за 2020 год; заявкой на кассовый расход; платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой на кассовый расход; платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; приказом № л/с от 03 августа 2020 года, согласно которому бухгалтер Виноградова А.А. переведена на должность главного бухгалтера; приказом л/с от 29 июля 2021 года, согласно которому Виноградова А.А. уволена по собственному желанию 29 июля 2021 года; должностной инструкцией главного бухгалтера <данные изъяты> согласно п. 4.2 которой главный бухгалтер обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности учреждения, его имущественном положении, доходах и расходах (п. 4.2), обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической и налоговой отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в деле доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Перечисленным доказательствам мировой судья дал верную оценку и обоснованно установил наличие в действиях Виноградовой А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Правильность квалификации Виноградовой А.А. в жалобе не оспаривается.

Доводы о возможности применения к рассматриваемой ситуации положений ст. 2.9 КоАП РФ были предметом проверки мирового судьи, с выводами которого в данной части оснований не согласиться не имеется.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным с учётом характера совершённого правонарушения, объекта посягательства, а также конкретных обстоятельств допущенных нарушений не имеется.

Несогласие заявителя с данными выводами об их ошибочности не свидетельствует, каких-либо обстоятельств, указывающих на возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ, из материалов дела не следует.

Вместе с тем, постановление мирового судьи подлежит изменению в части назначенного наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учётом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.

Согласно уставу <данные изъяты>» учреждение является некоммерческой бюджетной организацией.

Из материалов дела следует, что Виноградова А.А. на момент совершения административного правонарушения являлась должностным лицом некоммерческой организации – главным бухгалтером <данные изъяты> впервые совершила административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления муниципального контроля, ранее к административной ответственности, в том числе за совершение однородного правонарушения, не привлекалось, имеет малолетнего ребёнка, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствует как отсутствует и причинение имущественного ущерба.

При указанных обстоятельствах вывод мирового судьи о невозможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ суд находит несостоятельным.

Иных значимых доводов, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба не содержит.

Обжалуемое постановление в остальной части является обоснованным, мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6. – 30.9. КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Виноградовой А.А. на постановление по делу об административном правонарушении от 15 декабря 2021 года, вынесенное мировым судьей судебного участка №1 Кинешемского судебного района в Ивановской области Ворониной Е.Ю., которым Виноградова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, удовлетворить частично.

Постановление по делу об административном правонарушении изменить, назначить Виноградовой А.А. наказание в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ за совершённое ею административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в виде предупреждения. В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12, 30.13 КоАП РФ.

Судья: Д.В. Туроватов