ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2022 от 19.04.2022 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-24/2022

УИД 19RS0010-01-2022-000240-22

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Шира 19 апреля 2022 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Лейман Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леглер Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя администрации муниципального образования Ширинский район – ФИО2 на постановление от 11 февраля 2022 года заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП по РХ ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Ширинский район, -

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП по РХ ФИО3 от 11 февраля 2022 года юридическое лицо – администрация муниципального образования Ширинский район признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Законным представителем названного юридического лица – ФИО2, действующей по доверенности, вышеуказанное постановление обжаловано в Ширинский районный суд Республики Хакасия как незаконное и необоснованное. Ссылаясь на нормативные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в обоснование поданной жалобы указаны следующие доводы. Администрацией муниципального образования Ширинский район (далее – Администрация) требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения не могло быть выполнено в установленный срок. При этом от уплаты исполнительского сбора Администрация была освобождена, поскольку установлено отсутствие вины в неисполнении судебного решения. Возбуждено 146 исполнительных производств об обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Денежных средств на приобретение жилья указанной выше категории граждан, выделенных муниципальному образованию Ширинский район не достаточно для обеспечения всех взыскателей жилыми помещениями. Управлением образования администрации Ширинский район в рамках исполнения судебных решений проведена следующая работа:

- в 2017 году проведено 73 аукциона, заключено 26 контрактов, на 47 аукционов не подано ни одной заявки, остаток неиспользованных средств 110 руб.;

- в 2018 году проведено 45 аукционов, заключено 14 контрактов, на 31 аукцион не подано ни одной заявки, остаток неиспользованных средств 419 612,43 руб.;

- в 2019 году проведено 117 аукционов, заключено 20 контрактов, на 94 аукциона не подано ни одной заявки, 3 контракта не заключены по причине предоставления на аукцион некачественного жилья, остаток неиспользованных средств 12 277 538,00 руб.;

- в 2020 году проведено 138 аукционов, заключено 11 контрактов, на 124 аукциона не подано ни одной заявки, 3 контракта не заключены по причине предоставления на аукцион некачественного жилья, остаток неиспользованных средств 11 159 790,26 руб.;

- в 2021 году проведено 249 аукционов, заключено 28 контрактов, на 221 аукцион не подано ни одной заявки, остаток неиспользованных средств 485 592,36 руб.;

- на сегодняшний день за истекший период 2022 года проведен 21 аукцион, заключено 4 контракта, на 17 аукционов не подано ни одной заявки.

Указала, что проблемами заключения договоров купли-продажи является отсутствие рынка жилья соответствующего требованиям действующего законодательства. Обратили внимание, на то, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот – это передаваемые государственные полномочия, и они финансируются за счет средств субъекта РФ, при этом порядок исполнения данных полномочий (приобретение или строительства жилья) тоже определяется в соответствии с законодательством субъекта РФ. На сегодняшний день из республиканского бюджета средства на реализацию переданных государственных полномочий выделяются только на приобретение жилья. Администрация обращалась в Ширинский районный суд с заявлениями об изменении способа и порядка исполнения решений суда, вынесенных в отношении детей сирот по предоставлению жилых помещений на территории Ширинского района. В результате указанных действий в 2021 году утверждено 55 мировых соглашений об изменении способа и порядка исполнений решений Ширинского районного суда на Абакан и Черногорск. Об указанной проблеме муниципальное образование Ширинский район неоднократно сообщало в адрес исполнительных органов Правительства Республики Хакасия, однако Министерство образования и науки Республики Хакасия считает, что рассмотрение вопроса о выделении финансовых средств для подготовки к строительству жилых домов для указанной выше категории граждан является преждевременным. Пояснила, что на сессии Верховного Совета РХ 26 января 2022 года министр образования и науки РХ ФИО4 доложила о ситуации с приобретением жилья для детей-сирот в регионе. Из доклада следует, что более чем у 1000 детей-сирот есть судебное решение, о предоставлении жилого помещения, однако для этого необходимо более 4 млрд. руб. Также озвучила предложение главы Ширинского района о необходимости начала строительства в республике жилья непосредственно для указанной категории граждан. Указала, что судебное решение в отношении ФИО1 может быть исполнено после исполнения иных судебных решений, вступивших в законную силу ранее. Поскольку исполнение судебных решений в отношении взыскателей из числа указанной выше категории граждан производится за счет средств бюджета Республики Хакасия, то Администрация не может решить вопрос о бюджетном финансировании в течение 5 дней, что свидетельствует об отсутствии вины со стороны Администрации. Полагает, что администрацией предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения суда. С учетом изложенного, заявитель полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении.

К жалобе заявителем представлены следующие документы:

- копия обжалуемого постановления;

- бюджетная смета на 2021 год, из содержания которой следует, что размер бюджетных средств на приобретения жилья для вышеуказанной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений составляет 14 280 000 рублей;

- план-график закупок товаров, работ, услуг на 2021 финансовый год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

- бюджетная смета на 2022 год, из содержания которой следует, что размер бюджетных средств на приобретения жилья для вышеуказанной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений составляет 14 983 300 рублей;

- план-график закупок товаров, работ, услуг на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

- перечень исполнительных производств по предоставлению жилья названной категории граждан;

- реестр контрактов, заключенных на покупку жилья для детей-сирот в 2017-2018 годах;

- реестр аукционов, проведенных в 2020-2022 годах на приобретение жилых помещений для детей-сирот;-

- сведения об объявлении электронных аукционов на приобретение жилья для вышеуказанной категории граждан;

- список детей-сирот в отношении которых утверждены мировые соглашения об изменении способа и порядка исполнения решений суда;

- обращения в законодательные и исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия о перераспределении государственных полномочий;

- письмо в Правительство РХ, Министру образования и науки РХ, Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ, Министру финансов РХ от 28 мая 2021 года №1614, согласно которому администрация МО Ширинский район просит оказать содействие в решении вопроса о выделении денежных средств для строительства многоквартирного дома для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;

- письмо в адрес Верховного совета РХ от 02 июня 2021 года №1660 с просьбой об оказании содействия в решении вопроса о выделении денежных средств для строительства жилых домов для детей-сирот.

- ответы на обращения;

- копию выписки из протокола совещания рабочей группы при Правительстве РХ №2 от 13 мая 2021 года о возможности включения разработки проектно-сметной документации на строительство жилых помещений для детей-сирот в Ширинском районе в рамках государственных программ.

Административный орган, вынесший обжалуемое постановление, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направил и не ходатайствовал о рассмотрении жалобы с участием последнего.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствии.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствии административного органа, вынесшего обжалуемое постановление и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым была представлена возможность участвовать в судебном заседании.

В судебном заседании было изучено дело исполнительного производства в отношении должника – Администрации и дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Как следует из представленных материалов, решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 26 октября 2017 года, вступившим в законную силу 28 ноября 2017 года, удовлетворен иск прокурора в интересах ФИО1, на Администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1 на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

07 декабря 2017 года на основании исполнительного листа, выданного в соответствии с вышеуказанным судебным решением, было возбуждено исполнительное производство.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа добровольно, судебным приставом-исполнителем 20 января 2021 года в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Определением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 18 февраля 2021 года Администрация освобождена от взыскания исполнительского сбора, наложенного 20 января 2021 года.

01 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства вынесено требование об исполнении должником требований исполнительного документа и предоставлении сведений об исполнении судебного решения в срок до 10 часов 00 минут 09 февраля 2021 года.

Постановлением заместителя начальника межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП по Республике Хакасия ФИО3 от 21 июня 2021 года юридическое лицо – администрация муниципального образования Ширинский район признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 16 августа 2021 года указанное выше постановление оставлено без изменения, а жалоба законного представителя администрации без удовлетворения.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 29 сентября 2021 года указанное выше решение суда оставлено без изменения, а жалоба законного представителя администрации без удовлетворения.

19 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства вынесено требование и установлен новый срок для добровольного исполнения требований до 08 часов 00 минут 30 сентября 2021 года.

Вышеназванное требование получено администрацией 24 августа 2021 года.

24 января 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам в Администрацию электронной почтой было направлено извещение о составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

28 января 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам в присутствии законного представителя Администрации в отношении последней был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном листе по истечению вновь установленного судебным приставом-исполнителем срока до 08 часов 00 минут 30 сентября 2021 года.

При составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Администрации был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем в протоколе об административном правонарушении имеется подпись.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 11 февраля 2022 года Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, 30 сентября 2021 года в 08 часов 05 минут Администрация муниципального образования Ширинский район не исполнила требование судебного пристав-исполнителя от 19 августа 2021 года, а именно содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера во вновь установленный срок после наложения административного штрафа. Место совершения административного правонарушения указано по нахождению Администрации: <адрес>.

Исследовав дело исполнительного производства, дело об административном правонарушении, материалы, доводы жалобы и материалы в ее обоснование, суд пришел к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: наличие у лица возможности для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; принятие данным лицом всех зависящих от него мер для соблюдения указанных норм.

Установление виновности либо невиновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что Администрация Ширинского сельсовета неоднократно обращалась в Верховный Совет Республики Хакасия, Минфин Республики Хакасия, с ходатайствами о выделении дополнительных финансовых средств для исполнения решения суда, но денежные средства не были выделены. Кроме того, Администрацией проведено в 2021 году 249 аукционов, заключено 28 контрактов, на 221 аукцион не подано ни одной заявки.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией Ширинского района, после привлечения к ответственности 21 июня 2021 года по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, принимаются все зависящие от нее меры, направленные на исполнение решения суда.

С учетом того, что процедура по приобретению жилья детям-сиротам проводится путем проведения аукциона, к приобретаемому жилью выдвигается ряд требований, под которые не каждое из них подпадает, следовательно, подача заявок на аукцион не зависит от воли и действий Администрации. Кроме того, возможность исполнения соответствующего требования предполагает наличие в бюджете соответствующих денежных средств, предоставляемых за счет субвенций из бюджета Республики Хакасия. Вместе с тем, на 2021 года, как и на предыдущие и последующие года, на указанные цели республиканским бюджетом была предусмотрена определенная сумма, а увеличение бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих видов расходных обязательств в 2021 году финансовом году не производилось, несмотря на многочисленные обращения. Следовательно, у Администрации Ширинского района отсутствовала возможность исполнить решение суда во вновь установленный срок по 30 сентября 2021 года.

Однако указанные обстоятельства надлежащей оценки не получили. Должностным лицом административного органа выполнение юридическим лицом предусмотренных ст. 3 Закона Республики Хакасия от 05 декабря 2005 года №85-ЗРХ обязанностей органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий проверено не было.

Как следует из ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом не были приняты меры к установлению всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Поскольку однозначных допустимых доказательств виновности юридического лица в совершении административного правонарушения судебным приставом не представлено, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу о привлечении Администрации МО Ширинский район к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП по РХ ФИО3 от 11 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Ширинский район, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, судья, -

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП по РХ ФИО3 от 11 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия – отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий Н.А. Лейман