ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2022УИД230013-01-2022-000498-56 от 17.03.2022 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 12-24\2022 УИД 23RS0013-01-2022-000498-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гулькевичи 17 марта 2022 года

Судья Гулькевичского районного суда Краснодарского края Мелкозерова О.М.

при секретаре Степанове И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МП «Водоканал» ФИО1 на постановление начальника отдела старшего судебного пристава Гулькевичского РОСП ФИО2 от 22.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях

у с т а н о в и л:

Директор МП «Водоканал» ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление начальника отдела старшего судебного пристава Гулькевичского РОСП ФИО2 от 22.12.2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В обоснование жалобы указано, что постановление получено по почте 29.01.2022г. С постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Гулькевичского РОСП ГУФССП по Краснодарскому краю не согласен, по следующим основаниям. Администрация МО Гулькевичский район четыре раза обращалась с заявлением о предоставлении отсрочек исполнения решения суда, три из которых были удовлетворены: 24.11.2014 администрацией подано заявление об отсрочке, вынесено определение суда от 02.12.2014 о предоставлении отсрочки сроком до 24.11.2015 в связи с необходимостью зарегистрировать большое количество объектов и отсутствием в бюджете Гулькевичского района денежных сумм на такую регистрацию единовременно (более 200 объектов - необходимо более 30 млн. для оформления документов). Апелляционным определением от 15.01.2015 определение суда от 02.12.2014 оставлено без изменения. 24.11.2015 Администрацией подано заявление об отсрочке, вынесено определение суда от 07.12.2015 о предоставлении отсрочки сроком до 24.05.2016 по аналогичным основаниям. Апелляционным определением от 18.02.2016 определение суда от 24.11.2015 оставлено без изменения. 24.05.2016 Администрацией подано заявление об отсрочке, вынесено определение суда от 03.06.2016 о предоставлении отсрочки сроком до 24.11.2016 по аналогичным основаниям. 25.11.2016 администрацией подано заявление об отсрочке, вынесено определение суда от 13.12.2016 об отказе в предоставлении отсрочки. В ноябре 2016 года Администрацией МО Гулькевичский район было зарегистрировано право собственности на большую часть объектов, поименованных в решении от 04.07.2014. Только после регистрации права собственности администрацией МП «Водоканал» начало деятельность по регистрации права хозведения и, исходя из имеющихся денежных средств на предприятии, в 2017 году зарегистрировало право на 28 объектов. Поскольку собственником МП «Водоканал» было принято решение о его реорганизации в форме преобразования в акционерное общество, в связи с нецелесообразностью затрат на регистрацию права хозведения, ввиду дальнейшей регистрации этих же объектов на ином праве, МП «Водоканал» приостановило деятельность по регистрации права хозведения и 09.04.2018 обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 04.07.2014. Определением суда от 09.04.2018 заявление было удовлетворено, предоставлена отсрочка до 01.01.2019. В связи со сменой руководства в администрации МО Гулькевичский район, которая является собственником МП «Водоканал», решение о реорганизации было отменено, после чего МП «Водоканал» возобновил деятельность по регистрации права хозведения на объекты и было зарегистрировано еще 40 объектов в конце 2018 года, затратив на регистрацию всю имеющуюся прибыль предприятия. По истечении срока предоставленной отсрочки МП «Водоканал» 12.12.2018 обратился в суд с заявлением о рассрочке регистрации права исходя из имеющихся денежных средств на срок 3 года 7 месяцев. Рассрочка обусловлена следующим: МП «Водоканал» является гарантирующей организацией, которая осуществляет регулируемый вид деятельности в соответствии с тарифом, утверждаемым Региональной энергетической комиссией — департаментом цен и тарифов Краснодарского края. В тарифы не включены расходы (денежные средства) на регистрацию прав хозяйственного ведения, в связи с чем указанная регистрация права осуществлялась за счет прибыли предприятия от полученных платных услуг и будет осуществлять в последующем аналогично. Так же следует отметить, что у МП «Водоканал» имеется дебиторская и кредиторская задолженность, в связи с чем МП «Водоканал» лишен возможности единовременно зарегистрировать объекты находящейся в хозяйственном ведении предприятия, поскольку стоимость регистрации оставшихся на сегодняшний день 75 объектов составляет 1650 тыс. руб. Данными денежные средства МП «Водоканал» не располагает. Кроме того, в связи с производственной необходимостью, МП «Водоканал» осуществляет регистрацию объектов, не включенных в решение суда от 04.07.2014г. № дела 2-876/2014. МП «Водоканал» начало исполнение решения суда только в 2017 году - после регистрации права собственности Администрацией МО Гулькевичский район. На сегодняшний день зарегистрировано 206 объектов из 281. В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» деятельность МП «Водоканал» осуществляется по тарифам, установленным уполномоченным органом. Согласно п.5. ст. 32 указанного ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности. Производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения. Утверждение и контроль за исполнением производственной программы осуществляет уполномоченный орган, устанавливающий тариф. Из изложенного следует, что все денежные средства, получаемые от деятельности по водоснабжению и водоотведению, являются целевыми и могут быть направлены исключительно на реализацию утвержденных производственных программ в рамках периода тарифного регулирования. Порядок разработки и утверждения программ установлен Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» и иными нормативными правовыми актами и не может включать в себя расходы на регистрацию права хозведения. Регистрация объектов за счет тарифных средств будет являться нарушением действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении и нецелевым расходованием средств, что влечет ответственность для предприятия. Соответственно, МП «Водоканал» лишен возможности единовременно зарегистрировать свое право на объекты, и вынужден тратить на такую регистрацию всю получаемую прибыль предприятия за счет платных услуг. Отсутствие единовременной регистрации права хозведения на объекты не нарушает прав взыскателя, а также неопределенного круга лиц, не влечет негативных правовых последствий, никакого спора по регистрируемому имуществу не имеется. Единственным негативным фактором в случае предоставления рассрочки является отсутствие единовременного поступления крупной суммы денежных средств в виде госпошлины в соответствующие бюджетные системы РФ. Из всего изложенного следует, что отсутствие денежных средств на предприятии является в рассматриваемом случае неустранимым исключительным обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда в установленный срок. Полагает, что от финансового состояния предприятия напрямую зависит качество предоставляемых услуг по водоснабжению и водоотведению населения Гулькевичского района, что имеет более существенное значение для населения, чем единовременная регистрация прав хозведения на объекты на значительную сумму. С апреля 2020 года из-за эпидемии коронавируса в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 были введены ограничительные меры, в том числе приостановлен прием документов для регистрации прав, что также повлияло на сроки исполнения решения. При единовременной регистрации хозяйственного ведения значительного количества объектов, а также оплате штрафа по постановлению возникнет дефицит средств, что может повлиять на качество обслуживания (что ни в коем случае не допустимо).

Директор МП «Водоканал» МО Гулькевичский район ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Начальник Гулькевичского РОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие, предоставила отзыв, в котором считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Гулькевичским районным отделением ГУФССП по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство № 25226/16/23032-ИП от 20.06.2016 в отношении должника МП «Водоканал», по иску Прокуратуры Гулькевичского района (взыскатель Прокурор Гулькевичского района), на основании исполнительного документа исполнительный лист ФС № 003989513 от 04.07.2014. дело № 2-876/2014 выдан Гулькевичским районным судом 04.07.2014. Предмет исполнения: обязать МП «Водоканал» МО Гулькевичский район зарегистрировать право хозяйственного ведения после государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты водоснабжения. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено МП «Водоканал» 25.06.2016, повторно 01.12.2021 постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 01.12.2021, получено МП «Водоканал», постановление о назначении нового срока исполнения вынесено 01.12.2021 со сроком исполнения до 14.12.2021. Предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ вручено директору МП «Водоканал». Директором МП «Водоканал» предоставлены сведения об исполнении решения Гулькевичского районного суда. Однако требования исполнены не в полном объеме. Отсрочка исполнения указанного решения суда на момент составления протокола судом не предоставлена. Протокол об административном правонарушении № 364/21/23032-АП составлен 16.12.2021. Основанием для составления указанного протокола явилось неисполнение директором МП «Водоканал» ФИО1 требований судебного пристава-исполнителя. Рассмотрение протокола назначено на 22.12.2021. Директор МП «Водоканал» на рассмотрение дела не явился. Старшим судебным приставом Гулькевичского РОСП ГУФССП по Краснодарскому краю ФИО2 22.12.2021 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 23032/19/591222, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. С момента возбуждения исполнительного производства до вынесения постановления об административном правонарушении прошло почти 6 лет, что свидетельствует о бездействии должностных лиц. Гулькевичским районным судом в предоставлении отсрочки исполнения заявителю неоднократно было отказано (что подтверждает возможность исполнения решения суда). На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении отсрочки исполнения решения суда не имелось, что является одним из существенных факторов при рассмотрении дела об административном правонарушении

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 17.15.Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с частью 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Гулькевичского РОСП УФССП по Краснодарскому краю ФИО2 от 22 декабря 2021 года должностное лицо – директор МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район ФИО1. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Должностное лицо – директор МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район ФИО1 признан виновным в том, что на основании исполнительного листа серии ФС от 04.07.2014, выданного Гулькевичским районным судом по делу № 2-876/2014, МП «Водоканал» МО Гулькевичский район обязано зарегистрировать право хозяйственного ведения после государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты водоснабжения; после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 01.12.2021 вынесено постановление 01.12.2021 о назначении нового срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, при этом требования исполнительного документа к указанному сроку не исполнены, отсрочка исполнения решения суда на момент вынесения постановления судом не предоставлялась.

Согласно постановлению от 20.06.2016 судебным приставом-исполнителем Гулькевичского РОСП ФИО3 на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Гулькевичским районным судом по делу № 2-876/2014, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника МП «Водоканал» об обязании зарегистрировать право хозяйственного ведения после государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты; установлен срок для добровольного исполнения требований.

01.12.2021 года Гулькевичским РОСП вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора со сроком исполнения требований исполнительного документа до 14.12.2021 года, вручено должнику 01.12.2021 года.

Постановлением Гулькевичского РОСП от 01.12.2021 года должнику МП «Водоканал» установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 14.12.2021 года, вручено должнику 01.12.2021 года.

Согласно сведениям дела исполнительного производства требования исполнительного документа в полном объеме не выполнены. Отсрочка исполнения решения суда с 2020 года не предоставлялась.

Факт совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Действия должностного лица – директора МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Суд считает необходимым в удовлетворении жалобы отказать. Факт совершения административного правонарушения установлен, действия квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах санкции закона. При вынесении постановления верно установлен характер совершенного административного правонарушения, обоснованно привлечено должностное лицо к административной ответственности. Назначенное наказание соразмерно характеру совершенного правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями закона, подлежит оставлению без изменения; а жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление начальника отдела старшего судебного пристава Гулькевичского РОСП ФИО2 от 22.12.2021 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – директора МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей – оставить без изменения; жалобу директора МП «Водоканал» муниципального образования Гулькевичский район ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

судья