ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-24/2024 от 30.01.2024 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 12-24/2024

РЕШЕНИЕ

30 января 2024 года г. Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Фадеева Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Стайно Д.С., действующего в интересах Казарова А.О., на постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Н.О.О.. от 24.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Югдизельмаш» Казарова А.О.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя - начальника отдела государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Н.О.О. от 24.10.2023 директор ООО «Югдизельмаш» Казаров А.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с принятым по делу решением, адвокат Стайно Д.С., действующий в интересах директора ООО «Югдизельмаш» Казарова А.О., обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие объективной и субъективной сторон правонарушения, неверное определение субъекта правонарушения.

В судебное заседание адвокат Стайно Д.С., директор ООО «Югдизельмаш» Казаров А.О. не явились, уведомлены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, от директора ООО «Югдизельмаш» Казарова А.О. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие Казарова А.О. и его защитника.

Представитель УФАС по Ростовской области не явился, извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в рамках исполнения государственного контракта по государственному оборонному заказу от 05.02.2021 , обществом ООО «КМЗ» в кооперацию по его выполнению включено ООО «Югдизельмаш», являвшееся исполнителем 8 договоров на поставку товаров: от 15.11.2022 , от 15.11.2022 , от 15.11.2022 , от 15.11.2022 , от 15.11.2022 , от 15.11.2022 , от 09.01.2023 , от 09.01.2023 .

Кроме того, между ООО «КМЗ» и ООО «Югдизельмаш» заключены 2 договора от 15.11.2022 и от 15.11.2022 , которые на основании дополнительных соглашений от 15.11.2022 расторгнуты.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлены правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определены основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Согласно п.4.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» кооперация головного исполнителя - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Таким образом, ООО «Югдизельмаш» является исполнителем государственного оборонного заказа.

Согласно п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель государственного оборонного заказа обязан осуществлять раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее - Правила №47) организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.

В соответствии с п. 1 Правил № 47 организация, выполняющая государственный оборонный заказ, а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.

Пунктом 2 Правил № 47 установлено, что первичная учетная документация оформляется на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.

В соответствии с п.3 Правил №47 фактические затраты группируются в регистрах аналитического учета в следующем порядке:

прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;

накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;

административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;

расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.

В силу п.4 Правил №47 финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно п.3 Правил ведения раздельного учета по ГОЗ.

Первичная учетная документация (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляется на предусмотренные в государственном оборонном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.

Из изложенного выше следует, что ООО «Югдизельмаш», являющееся исполнителем государственного оборонного заказа, обязано вести раздельный учет затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой в целях исполнения государственного оборонного заказа, в разрезе следующих уровней анализа:

- деятельность, относящаяся к исполнению государственного оборонного заказа, и деятельность, не относящаяся к исполнению государственного оборонного заказа;

-каждый отдельно взятый контракт, заключенный обществом в рамках исполнения государственного оборонного заказа в качестве исполнителя;

- каждый отдельно взятый вид изделия, работ, услуг (в пределах отдельно взятого контракта).

При этом установлено, что ООО «Югдизельмаш» отдельно учет затрат по договорам не вел, что подтверждается материалами проверки.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» лица, виновные в нарушении норм закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ директором ООО «Югдизельмаш» с 19.07.2013 является Казаров А.О.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, должностное лицо антимонопольного органа пришло к правильному выводу о совершении директором ООО «Югдизельмаш» Казаровым А.О. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

Вина директора ООО «Югдизельмаш» Казарова А.О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, доказана и подтверждается постановлением заместителя прокурора г. Новороссийска от 27.07.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении, регламентом ООО «Югдизельмаш» для целей ведения раздельного учета по Государственным контрактам и Государственным оборонным заказам, и иными материалами дела.

Доводы жалобы о том, что Казаров А.О. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, поскольку приказом от 01.11.2022 начальник отдела сопровождения договоров ГОЗ Г.С.А. назначен ответственным за обеспечение надлежащего исполнения ведения раздельного учета по государственным контрактам и государственным оборонным заказам, судом отклоняются по следующим основаниям.

Локальные нормативные акты, принимаемые организацией (учреждением), устанавливают порядок применения норм права, являются обязательными для исполнения должностными лицами организации (учреждения), не должны противоречить нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Так, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, на момент совершения административного правонарушения директором ООО «Югдизельмаш» являлся Казаров А.О.

В соответствии с пунктом 1 Регламента ООО «Югдизельмаш», утвержденным приказом № 3/Г-У от 30.12.2020, раздельный учет ведется непосредственно директором.

При этом указанным регламентом возможность передачи полномочий директора ООО «Югдизельмаш» по ведению раздельного учета в рамках государственного оборонного заказа иным должностным лицам не предусмотрена.

Вопреки доводам жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, в нарушение установленных положений, закрепленных в п.п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» ООО «Югдизельмаш» ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности отдельно по каждому договору на поставку товаров не проводилось.

Субъективной стороной административного правонарушения в данном случае является установление того факта, что должностное лицо ООО «Югдизельмаш» в лице директора Казарова А.О. не предприняло меры по должной осмотрительности, что привело к нарушению норм действующего законодательства по ведению раздельного учета в рамках заключенных договоров по исполнению государственного оборонного заказа.

Постановление о привлечении директора ООО «Югдизельмаш» Казарова А.О. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Казарову А.О. в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.

При оценке обстоятельств совершения директором ООО «Югдизельмаш» Казаровым А.О. административного правонарушения, характера и степени его общественной опасности, установлено, что основания для признания правонарушения малозначительным и применения ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения вынесенного должностным лицом Ростовского УФАС России по делу решения не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного оборонного заказа Ростовского УФАС России Н.О.О.. от 24.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Югдизельмаш» Казарова А.О. оставить без изменения, жалобу адвоката Стайно Д.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья: