ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-250/18 от 28.11.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Борисова О.В. Дело № 12-250/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 28 ноября 2018 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Игумновой С.В.,

помощников прокурора Ленинского района г. Иваново Бондаренко Ю.В., Жуковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20-28 ноября 2018 года протест и.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Степановой Я.С. на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 02 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора <данные изъяты> Игумновой Светланы Владимировны,

установила:

Постановлением начальника Административного Департамента Ивановской области К.М.А. от 10 августа 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Игумновой С.В. было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 02 октября 2018 года постановление начальника Административного Департамента Ивановской области от 10 августа 2018 года оставлено без изменения.

В протесте, поданном в Ивановский областной суд, и.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Степанова Я.С. просит судебное решение и постановлением начальника административного органа отменить, полагая, что при их вынесении дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, и сделаны выводы, несоответствующие обстоятельствам дела. Указывает, что в нарушение ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) <данные изъяты> не осуществило закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в документах о проведении закупочных процедур не установлено ограничение "для субъектов малого предпринимательства". Выводы Административного Департамента и судьи районного суда о том, что <данные изъяты> заключен контракт от 26 июля 2017 года с <данные изъяты>", который является субъектом малого предпринимательства, на сумму 622 799, 53 рублей, в связи с чем общий годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства фактически составил более пятнадцати процентов совокупного годового объема закупок, являются незаконными и необоснованными. Данная закупка не может быть учтена в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку то обстоятельство, что по итогам торгов были заключены государственные контракты с юридическим лицом - субъектом малого предпринимательства, не свидетельствует о выполнении требований ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ. Для исполнения этих требований заказчик обязан не только заключить контракт по итогам проведения закупочной процедуры с субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, но и осуществить закупку, по итогам которой заключается контракт исключительно среди указанных субъектов, в том числе опубликовать извещение, документацию о закупке, установив указанное в ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ ограничение, а также разместить отчет, в котором содержатся сведения об осуществлении указанных закупок. Таким образом, считает, что в действиях директора <данные изъяты> Игумновой С.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Явившимся в судебное заседание 20 ноября 2018 года Игумновой С.В., помощникам прокурора Ленинского района г. Иваново Бондаренко Ю.В., Жуковой С.С. разъяснены их процессуальные права, предусмотренные, соответственно, ст.ст. 25.1, 25.11 КоАП РФ. Игумновой С.В., кроме того, разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ. Отводов и ходатайств заявлено не было.

Ходатайство Игумновой С.В. от 28 ноября 2018 года о продолжении рассмотрения дела по протесту прокурора в ее отсутствие удовлетворено.

В судебном заседании помощники прокурора Ленинского района г. Иваново Бондаренко Ю.В. и Жукова С.С. доводы протеста поддержали, пояснив, что выводы начальника административного органа и судьи районного суда идут вразрез с положениями ч. 3 и ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, нормы материального права при рассмотрении данного дела применены неправильно. Ссылка в решении судьи на то, что Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит запрета на достижение цели закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческий организаций в объеме менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок иными способами, поскольку данные субъекты вправе участвовать и в торгах на общих основаниях, не соответствует положениям ст. 30 указанного Федерального закона. При этом законодатель не ограничивает заказчика в выборе способа определения поставщика, в рамках которого требуется установить ограничения для субъектов малого предпринимательства.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Игумнова С.В. выразила несогласие с доводами протеста прокурора. Просила постановление о прекращении производства по делу и решение судьи районного суда оставить без изменения. Полагала, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, поскольку по результатам аукциона был заключен контракт с субъектом малого предпринимательства, сумма которого составила более 15 процентов совокупного годового объема закупок.

Заслушав пояснения участвующих лиц, изучив доводы протеста и проверив материалы дела, нахожу протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из представленных материалов следует, что 15 июня 2018 года заместителем прокурора Ленинского района г. Иваново вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Игумновой С.В.

По результатам рассмотрения постановления прокурора и материалов дела постановлением начальника Административного Департамента Ивановской области от 10 августа 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 02 октября 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении Игумновой С.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда мотивированы тем, что <данные изъяты> был заключен контракт от 26 июля 2017 года с <данные изъяты>, у которого была произведена закупка на сумму 622 799,53 рублей. Согласно выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 26 июля 2018 года <данные изъяты> относится к субъектам малого предпринимательства. Таким образом, общий годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства фактически составил более пятнадцати процентов совокупного годового объема закупок. Невключение ограничений и требований относительно участия субъектов малого предпринимательства в документацию о торгах, если это не повлекло фактического ограничения участия в торгах рассматриваемого субъекта и не повлекло невыполнение требований закона по итогам года о минимальном объеме закупок у таких субъектов, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Данный вывод не может быть признан обоснованным, поскольку сделан без учета всех обстоятельств дела.

Так, частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 указанного Федерального закона, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ процедура определения поставщика представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или для муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Таким образом, процедура осуществления закупки - это совокупность действий, включающая в себя, в том числе, размещение извещения, документации о закупке, рассмотрение поданных на участие в закупочной процедуре заявок, определение победителя закупки и заключение контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Следовательно, для исполнения требований, установленных частью 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик обязан не только заключить контракт по итогам проведения закупочной процедуры с субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, но и осуществить закупку, по итогам которой заключается контракт исключительно среди указанных субъектов, в том числе опубликовать извещение, документацию о закупке, установив указанное в части 3 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ ограничение.

На основании вышеизложенного, объективная сторона части 11 статьи 7.30 КоАП РФ охватывает, в том числе, действия, связанные с неопубликованием извещения, документации о закупке, содержащих указанное в части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ ограничение, за незаключение контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Как видно из отчета об объемах закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год, размещенного 22 марта 2018 года <данные изъяты> на официальном сайте в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ), должен составить 93 419,93 рублей (п. 4). Объем закупок в отчетном году, осуществленных по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, составил 0 рублей (п. 5).

Согласно материалам дела, при проведении в 2017 году, в том числе аукциона в электронной форме, по результатам которого 26 июля 2017 года заказчиком был заключен контракт с <данные изъяты> на сумму 622 799,53 рублей, <данные изъяты> в извещениях об осуществлении закупок и аукционной документации не были установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Исходя из изложенного, то обстоятельство, что по итогам закупки, осуществленной на общих основаниях, без установления ограничения в отношении участников закупки, был заключен контракт с <данные изъяты>, являющимся субъектом малого предпринимательства, не свидетельствует о выполнении <данные изъяты> требований ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ и об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, о чем обоснованно указано в протесте прокурора.

Однако данные обстоятельства дела не были учтены начальником Административного Департамента Ивановской области при вынесении 10 августа 2018 года постановления о прекращении производства по делу и не устранены судьей районного суда в ходе разрешения протеста прокурора, что повлекло существенное нарушение предусмотренных КоАП РФ требований о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Согласно п. 2 примечания к статье 7.30 КоАП РФ временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, является дата окончания календарного года.

Таким образом, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение не истек.

В связи с этим, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Административный Департамент Ивановской области на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решила:

Постановление начальника Административного Департамента Ивановской области от 10 августа 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении директора <данные изъяты> Игумновой Светланы Владимировны в связи с отсутствием состава административного правонарушения и решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 02 октября 2018 года, которым указанное постановление от 10 августа 2018 года оставлено без изменения, - отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Игумновой С.В. возвратить на новое рассмотрение в Административный Департамент Ивановской области.

Протест и.о. заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново Степановой Я.С. удовлетворить.

Судья Ивановского областного суда Н.С. Круглова