ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-250/19 от 06.06.2019 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 12-250/19

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

Председательствующего судьи Киреевой Е.В.

При секретаре Ульяновой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания НИК» ФИО1 на постановление начальника ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска ФИО2 №732820190228000902 от 15 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска ФИО2 №732820190228000902 от 15 мая 2019 года генеральный директор ООО «Страховая компания НИК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе защитника должностного лица генерального директора ООО «Страховая компания НИК» ФИО1 – ФИО3 (доверенность от14.02.2019) просит постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить, указывая, что сам факт административного правонарушения не оспаривает. Изменение в реквизитах счета в банке, расположенном за пределами территории РФ, прошло только в части наименования самого банка, а именно VTB BANK DEUTSCHLAND AG поменялось на VTB BANK EUROPE SE). Все остальные основные реквизиты счета, в том числе БИК банка, а также номер счета остались прежними. Изменение наименования банка произошло 27.12.2017г, но в течении 2018г ООО «СК НИК» подавало в налоговый орган уведомление о движении денежных средств по данному счету и никаких вопросов у налогового органа не возникало до 2 февраля 2019 года, так как данное изменение не мешает идентифицировать данный банковский счет и отслеживать операции по нему. Данное обстоятельство говорит о малозначительности вменяемого правонарушения. Рассматриваемое нарушение не является умышленным и не означают игнорирование требований законодательства или уклонение от их выполнения, напротив, ООО «СК НИК» сразу же в течение 5 дней было направлено уведомление об изменении реквизитов счета. Представление ООО «СК НИК» в налоговый орган с нарушением установленного срока уведомления об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ не повлекли вредных последствий, поскольку не мешало налоговому органу идентифицировать данный банковский счет и отслеживать операции по нему и принимать без замечаний отчеты о движении денежных средств по данному счету. Таким образом, налоговый орган не был лишен возможности дальнейшего осуществления контроля за операциями ООО «СК НИК» по счету в зарубежном банке. Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае, даже если исходить из формального наличия признаков состава вмененного правонарушения, оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. Судом при рассмотрении жалобы должны быть приняты во внимание следующие факторы: отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку налоговый орган не был лишен возможности контроля за осуществлением операций по счету ООО «СК НИК» в зарубежном банке; отсутствие причинения вреда интересам граждан, общества и государства; в целом добросовестное поведение ООО «СК НИК» при предоставлении отчета (своевременность предоставления, приложение надлежаще оформленных банковских документов к отчету, подача исправленного отчета); исправное выполнения ООО «СК НИК» обязанностей налогоплательщика. Так, например, за период с 2014 года по 2018 год при фактической численности работников не превышающей 50 человек, ООО «СК НИК» перечислено в бюджеты всех уровней налогов на общую сумму 55 575 000 рублей, взносов во внебюджетные фонды на общую сумму 35 103 000 рублей. В случае признания правонарушения малозначительным и объявления устного замечания ФИО1, цель предупреждения новых нарушений требований законодательства будет достигнута.

Должностное лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - генеральный директор ООО «Страховая компания НИК» ФИО1 в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Защитник должностного лица генерального директора ООО «Страховая компания НИК» ФИО1 – ФИО3 (доверенность от14.02.2019) в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила производство по делу прекратить в виду малозначительности, объявить ФИО1 устное замечание.

Представитель ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска ФИО4 (доверенность от 07.12.2018) в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Более подробную позицию изложила в возражениях на жалобу, которые приобщены к материалам дела.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Частью 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Валютная безопасность государства, как составная часть безопасности государства, может быть определена как степень обеспеченности страны валютными средствами, необходимыми для выполнения международных обязательств, обеспечение стабильности обменного курса национальной валюты и сбалансированности платежного баланса.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства направлена на защиту правоотношений, складывающихся в сфере валютных операций, открытия и ведения валютных счетов и регулируемых Законом о валютном регулировании (Закон N 173-ФЗ). Названный Закон направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также на обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов и агентов валютного контроля. Таким образом, деятельность государства, в частности, направлена на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, в связи с чем, уполномоченные органы наделены полномочиями по осуществлению валютного контроля за соблюдением валютного законодательства. Обеспечение государством соблюдения различными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законностисоответствующей деятельности.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля устанавливаются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как усматривается из материалов дела, 07.02.2019 ООО «СК НИК» представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по <...>, уведомление об изменении реквизитов счета в банке (банк - VTB BANK (DEUTSCHLAND) AG, БИК банка - OWHBDEFF, страна - Германия, номер счета - DE30503200000206866436), расположенном за пределами территории Российской Федерации (далее - Уведомление по форме КНД 1120106). Дата изменения реквизитов счета (изменение сведений о банке) в уведомлении - 29.12.2017. Уведомление по форме КНД 1120106 должно было быть представлено в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска не позднее 29.01.2018.

Таким образом, действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, таких как, постановлением о назначении административного наказания №732820190228000902 от 15 мая 2019 года, протоколом об административном правонарушении от 06.05.2019, актом №8 проверки соблюдения валютного законодательства от 11.02.2019, уведомлением об изменении реквизитов счета, относимость и допустимость которых сомнений не вызывают.

Данные доказательства составлены уполномоченными на то должностным лицом ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска, непосредственно выявившим нарушение должностным лицом юридического лица требований по соблюдения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.

По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной норме, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

В силу положений ст. 40 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», генеральный директор является единоличным исполнительным органом, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по управлению хозяйственным обществом.

Таким образом, должность ФИО1 отнесена к категории руководящих должностей, и именно он осуществляет руководство обществом, наделен полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, и неисполнение которых в части не принятия всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований п. 2 статьи 12 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", выразившееся в нарушении срока предоставления в ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска уведомления о изменении реквизитов счета в Банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, явилось основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

При этом, у должностного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.

При рассмотрении настоящего дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в постановлении о назначении административного наказания, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. При этом, следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, отсутствии надлежащего контроля за соблюдением валютного законодательства и исполнению своих публично-правовых обязанностей в соответствующей сфере законодательства, что, как следствие, посягает на охраняемые государством общественные отношения.

С учетом конкретных обстоятельств дела, вопреки доводам жалобы, оснований для освобождения должностного лица указанного общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта.

Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, не нарушены.

Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст.2.4, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника ИФНС России по Заволжскому району г.Ульяновска ФИО2 №732820190228000902 от 15 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания НИК» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу защитника – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.В. Киреева