ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-250/19 от 08.05.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Соколов Е.А. Дело № 12-250/19

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 08 мая 2019г.

Судья Кемеровского областного суда Загребельная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №33 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» (далее – МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида»), , <адрес>

по жалобе заведующей МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО2 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 13 марта 2019г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 13.03.2019 МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

В жалобе заведующая МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО2 просит указанное постановление отменить либо изменить, заменив административный штраф на предупреждение, мотивируя тем, что оно вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права; полагает, что, поскольку ФИО3 была трудоустроена в Учреждение и успешно осуществляла профессиональную деятельность до вступления в законную силу ФЗ «Об образовании в РФ», трудовые отношения с ней не могут быть прекращены на основании несоответствия требованиям ч.1 ст.46 названного Закона, в связи с чем в действиях Учреждения отсутствует нарушение лицензионных требований; указывает, что ФИО3 имеет среднее профессиональное образование и высшую квалификационную категорию по должности «Воспитатель» сроком на пять лет (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ); полагает, что имеются основания для применения положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку Учреждение впервые привлекается к административной ответственности, вред жизни, здоровью людей или имуществу не причинен.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения заведующей МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО2, подержавшей доводы жалобы, объяснения главного специалиста отдела лицензирования и лицензионного контроля Кузбассобрнадзора и представителя Кузбассобрнадзора ФИО4, возражавших против ее удовлетворения, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Общий порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с ч. 9 п. 6 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится, в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

В силу требований подп. «д» п.6 Положения о лицензировании лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", установлены требования к квалификации "воспитателя" (включая старшего), в соответствии с которыми работник должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности серии , регистрационный , предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, согласованного с прокуратурой Кемеровской области, в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» по адресу: <адрес>, в ходе которой были установлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно, в нарушение подп. «д» п. 6 Положения о лицензировании, ч.1 ст.46 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также требований к квалификации, указанных в квалификационных характеристиках соответствующих должностей педагогических работников, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», должность «Воспитатель» замещает ФИО3 (на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ), не имеющая среднего профессионального либо высшего образования.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копиями: приказа Кузбассобрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки; Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, лицензии от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности, выпиской из ЕГРЮЛ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ, письменных пояснений воспитателя ФИО3, трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции воспитателя, диплома от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, письменных объяснений и.о. заведующей ФИО5, а также её объяснениями в протоколе об административном правонарушении, и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела по существу, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку объективных данных, свидетельствующих о том, что у МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» отсутствовала возможность для соблюдения лицензионных требований, а также убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что Учреждением были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм, материалы дела не содержат.

Постановление судьи вынесено в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами, в порядке, предусмотренном КоАП РФ, должным образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что составление протокола об административном правонарушении в присутствии и.о. заведующей МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО5, действующей без доверенности от руководителя Учреждения, является существенным нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, в связи с чем, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, нахожу необоснованным ввиду следующего.

Частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (статья 273 Трудового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, руководителем организации может являться не только физическое лицо, признанное единоличным исполнительным органом организации в соответствии с ее учредительными документами (генеральный директор, директор), но и иное физическое лицо, которому на основании локальных правовых актов, действующих в данной организации, в том числе приказов и должностных инструкций, поручено временно осуществлять руководство в этой организации. К числу таких физических лиц может быть отнесено лицо, исполняющее в силу специального приказа директора либо должностной инструкции во время отсутствия последнего функции руководителя этой организации.

В этой связи лицо, исполняющее обязанности руководителя юридического лица, в силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ является законным представителем данного юридического лица в производстве по делу об административном правонарушении.

В данном случае, как подтверждается материалами дела, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ в присутствии исполняющей обязанности заведующей МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО5

При этом возложение на нее обязанностей заведующей произведено приказом заведующей МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении на ФИО5 обязанностей временно отсутствующего работника» (в период больничного листа заведующей ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты>

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении, ФИО5 обладала полномочиями законного представителя МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида», в том числе, предусмотренными ч.ч.4, 5 ст.28.2 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что в действиях Учреждения отсутствует нарушение лицензионных требований, со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 N 41-П "По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки ФИО6" нахожу несостоятельным ввиду следующего.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.4 вышеназванного Постановления Конституционного Суда РФ, по своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается. Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Так, пунктом 9 раздела I "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Аналогичные нормы содержатся также в пункте 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276.

Указанные положения предусматривают право работодателя в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии назначить на соответствующую должность лицо, не имеющее специальной подготовки, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. При этом, учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, соответственно и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной п. 9 раздела "Общие положения" Квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.

Между тем, как следует из материалов дела, и не оспаривалось и.о. заведующей МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» ФИО5 при составлении протокола об административном правонарушении, рекомендации аттестационной комиссии о назначении ФИО3 на должность «Воспитатель» в порядке исключения не имеется. Доказательств, подтверждающих наличие у ФИО3 достаточного практического опыта и компетентности на момент приема её на работу на должность «Воспитатель» в материалы дела не представлено. Более того, рекомендации аттестационной комиссии на соответствующую должность имели место после заключения с указанным лицом трудового договора, а не до назначения её на должность «Воспитатель», как того требуют положения пункта 9 раздела I "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н.

При указанных обстоятельствах оснований полагать, что в действиях МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, не имеется.

Вопреки доводам жалобы, выводы суда о виде и размере наказания должным образом мотивированы, наказание МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» в виде административного штрафа назначено с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1. КоАП РФ.

При этом оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии с данной нормой, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается только в отношении зарегистрированных в установленном порядке субъектов малого и среднего предпринимательства, чья деятельность регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к которым юридическое лицо - МАДОУ №33 «Детский сад общеразвивающего вида» в силу действующего законодательства не относится, и при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается.

Кроме того, следует учитывать, что санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, помимо значительных сумм штрафа, устанавливает для юридических лиц наказание в виде приостановления деятельности. Вышеприведенное свидетельствует об особой значимости охраняемых общественных отношений.

При таких обстоятельствах, оснований для смягчения назначенного МАДОУ наказания не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся судебное постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 13 марта 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №33 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его принятия, но может быть обжаловано председателю Кемеровского областного суда в порядке надзора.

Судья Е.В. Загребельная