ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-250/2022 от 17.05.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-826/2022

(в районном суде № 12-250/2022) судья Лежакова Т.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Каменко П.Е., рассмотрев 17 мая 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «БЕЛАНД «ИМЭКС», ИНН <***>, КПП 781001001, ОГРН <***>, юридический адрес: ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления ФИО1 от 19.11.2021 года № АД-1017/13/2021 ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Вина ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» в том, что 02.04.2020 года в 00 час. 01 мин. находясь по адресу: Санкт-Петербург, , Общество в нарушение требований п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» представило отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, содержащей недостоверные сведения.

Таким образом, ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» совершило административное правонарушение, предусмотрено ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ.

Решением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2022 года по жалобе генерального директора ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» Е.В. постановление должностного лица от 19.11.2021 года № АД-1017/13/2021 изменено путем назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере, меньшем минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, - 125000 (сто двадцать пять) тысяч рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Генеральный директор ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» Е.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене состоявшихся решений и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указал, что должностным лицом не конкретизировано событие административного правонарушения. Допущенным нарушением не причинен какой-либо ущерб, что указывает на малозначительность правонарушения. Административный штраф подлежит замене на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Генеральный директор ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» Е.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

Защитник ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» Н.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнительно указав, что в декларации вместо данных за 2020 год были представлены данные за 2019 год. В направленном юридическому лицу акте не уточняется, в отчетности либо декларации содержится ошибка. Иных документов с указанием на то, в чем ошибка, в деле нет. Должностным лицом не конкретизировано, в чем состоит правонарушение. Суд указал на неправильное заполнение отчетности, но речь идет о декларации, за что административная ответственность не предусмотрена. Неправильно определено время совершения правонарушения.

По ходатайству защитника к материалам дела приобщены дополнения к жалобе, согласно которым в действиях юридического лица отсутствуют событие и состав административного правонарушения.

Защитник ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» О.Г. в судебном заседании доводы жалобы и дополнения защитника Н.В. поддержала в полном объеме.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность самостоятельно обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенных в Перечень, возлагается на импортеров товаров – с момента их первичной реализации на территории РФ в отношении товаров и упаковки товаров, импортированных им из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции или ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с п 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 настоящего Федерального закона.

В силу п. 16 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с п. 18 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, в том числе проверка достоверности представленной производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, включая акты утилизации отходов от использования товаров, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

В соответствии с п. 16 ст. 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Постановлением Правительством РФ №1417 от 24.12.2015 года утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

В соответствии с п. 15 Постановления №1417 производители товаров, импортеры товаров обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета количества товаров, упаковки товаров.

Учитывая примечание 7 к форме отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 №2010, отчетность заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация, содержащаяся в декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров за год, предшествующий отчетному периоду.

Как следует из постановления от 19.11.2021 года № АД-1017/13/2021, 02.04.2021 года в 00 час. 01 мин. находясь по адресу: , ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» представило отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, содержащую недостоверные сведения, в нарушение требований п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным на это должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В указанном постановлении установлены фактические обстоятельства дела, подтвержденные содержащимися в материалах дела и исследованными доказательствами в порядке ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К выводу о виновности ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС»в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, старший государственный инспектор Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка.

Постановление о привлечении ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга, не связанный доводами жалобы, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ проверил дело в полном объеме, рассмотрел доводы жалобы, в том числе аналогичные содержащимся в настоящей жалобе, и пришел к обоснованному выводу о их несостоятельности.

Вопреки доводам жалобы, при производстве по делу об административном правонарушении достоверно определены все обстоятельства, имеющие значение для установления события административного правонарушения и вины юридического лица в его совершении, правильного определения обстоятельств дела.

Довод защитника о том, что недостоверные сведения содержались в декларации за 2019 год, а не отчетности за 2020 год, суд оценивает критически, так как изложенная позиция объективно материалами дела не подтверждается и противоречит действующему законодательству, в том числе Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 №2010.

Исходя из диспозиции части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии совокупности обстоятельств, предусмотренных указанным положением Кодекса, в том числе при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Таким образом, исходя из совокупности приведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу, что совершенное ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в совершении действий, нарушающих требования п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, содержит угрозу причинения вреда здоровью людей и окружающей среды.

При изложенных обстоятельствах, в силу прямого указания ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа ООО «БЕЛАНД «ИМЭКС» не может быть заменено на предупреждение только на том основании, что Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2022 года и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления ФИО1 от 19.11.2021 года № АД-1017/13/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «БЕЛАНД «ИМЭКС» – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья А.В. Исаева