ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-250/2022 от 25.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

25 августа 2022 г. г. Астрахань

Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Пираева Е.А., при секретаре Мезиновой Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на определение Отделения по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ в отношении ООО «ПКФ «Фалкон»,

установил:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на определение Отделения по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ в отношении ООО «ПКФ «Фалкон». В обоснование своей жалобы заявитель указал, что он является участником ООО ПКФ «Фалкон» с долей 50% уставного капитал. Однако ООО ПКФ «Фалкон» нарушило требования Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах ограниченной ответственностью» к порядку созыва, подготовки и проведения общего собрания назначенного на , поскольку состав участников собрания, протокол собрания не был нотариально удостоверен.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действующий по доверенности доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель ООО ПКФ «Фалкон» ФИО3, действующий на основании выписки из ЕГРЮЛ, с доводами не согласился, просил отказать.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно названной норме закона определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участник ООО «ПКФ «Фалкон» ФИО1 обратился к должностному лицу с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО ПКФ «Фалкон» за нарушение требований Федерального закона от № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а именно: в нарушение ст.67.1 ГК РФ не был приглашен нотариус для удостоверения состава лиц, явившихся на Собрание, соблюдение порядка проведения собраний, голосования по вопросам повестки дня, принятие решений по повестке дня.

Определением Отделения по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ в отношении ООО «ПКФ «Фалкон».

В соответствии с частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Требования к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной ответственностью установлены Федеральным законом от N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 названного Федерального закона высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Согласно статье 34 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества.

Пунктом 9.8 устава общества установлено что, если не собран кворум (не менее 2/3 от общего числа голосов), то собрание распускается. Повторное собрание назначается не позднее, чем через тридцать дней. В соответствии с пунктом 9.10 устава ООО «ПКФ «Фалкон» генеральный директор общества утверждает повестку дня и организует подготовку к проведению общих собраний участников общества. Генеральный директор общества обязан известить участников о дате и месте проведения общего собрания участников, повестке дня, обеспечить ознакомление участников с документами и материалами, выносимыми на рассмотрение общего собрания участников и осуществить другие необходимые действия не позднее, чем за 30 дней до даты проведения собрания.

Из материалов дела следует, что согласно копии уведомления от о созыве очередного собрания участников ООО «ПКФ «Фалкон», общее собрание участников общества созывалось в 10.15 час.

генеральным директором ООО «ПКФ «Фалкон» ФИО3, в адрес ФИО1 направлено уведомление о проведении очередного общего собрания.

Исходя из содержания Протокола очередного общего собрания участников ООО «ПКФ «Фалкон», назначенного на по адресу: (помещение нотариуса ФИО4), в листе регистрации от для участия в очередном общем собрании участников ООО «ПКФ «Фалкон» зарегистрировались участники общества, а именно, ФИО3, обладающий 50% уставного капитала ООО «ПКФ «Фалкон».

Очередное общее собрание участников Общества не состоялось ввиду отсутствия кворума.

Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ПКФ «Фалкон» должностным лицом указано об отсутствии нарушений Обществом требований положений Закона № 14-ФЗ и ст. 67.1 ГК РФ, регламентирующих порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания участников общества с ограниченной ответственность.

Однако состоявшееся по делу решение должностного лица обоснованным признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 5 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Несоблюдение приведенных законоположений свидетельствует о невсестороннем, неполном и необъективном рассмотрении дела.

Статья 103.10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате регламентирует порядок удостоверения нотариусом решений общих собраний участников общества, согласно которому нотариус, по просьбе лица, организующего проведение собрания или заседания органа управления юридического лица, в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица, присутствует при проведении собрания или заседания органа управления юридического лица и выдает свидетельство об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения. Нотариус отказывает в удостоверении факта принятия решения, ничтожность которого очевидна для нотариуса.

Нотариус для установления факта принятия решения органом управления проверяет правоспособность юридического лица, определяет компетенцию органа управления юридического лица в части принятия решения, наличие кворума на собрании или заседании и на основании подсчета голосов, представленного счетной комиссией или иным уполномоченным на подсчет голосов лицом, наличие необходимого количества голосов для принятия решения в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица.

Лицо, обратившееся к нотариусу для удостоверения факта принятия решения органа управления юридического лица, представляет следующие документы:

1) учредительные документы;2) внутренний документ юридического лица, устанавливающий порядок проведения собрания или заседания (при его наличии);

3) решение уполномоченного лица или решение органа управления юридического лица о проведении собрания или заседания и об утверждении соответствующей повестки дня;

4) документ, подтверждающий полномочия обратившегося лица по организации собрания или заседания, если такие полномочия не следуют из других представленных документов;

5) предусмотренный законом документ с перечнем лиц, имеющих право на участие в собрании или заседании;

6) иные документы, необходимые для определения компетенции органа управления юридического лица и кворума собрания или заседания.

В целях подтверждения состава участников (членов) органа управления юридического лица, присутствовавших при принятии решения, нотариус устанавливает их личность, полномочия, а также их право на участие в собрании или заседании.

Нотариус не проверяет соблюдение порядка созыва собрания или заседания органа управления юридического лица.

Из письма Федеральной нотариальной палаты от N 2405/03-16-3 «Об удостоверении решения общего собрания» следует, что при определении лица, которое может обратиться к нотариусу (заявителя), следует руководствоваться нормами, регулирующими порядок созыва общего собрания общества, так как иной круг лиц законодательством не установлен, а именно согласно пункту 3.1 в обществах с ограниченной ответственностью:

- очередное общее собрание, внеочередное общее собрание (по общему правилу) созывается исполнительным органом общества, заявителем в таком случае может являться исполнительный орган общества в соответствии со статьями 34, 35 Закон N 14-ФЗ;

- уставом общества решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, может быть также отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, заявителем в таком случае может являться лицо, возглавляющее совет директоров (наблюдательный совет) или уполномоченное решением совета на обращение к нотариусу (протокол заседания совета директоров) в силу статьи 32 Закон N 14-ФЗ;

- при наличии оснований, указанных в статье 35 Закон N 14-ФЗ внеочередное общее собрание может быть созвано лицами, требующими его проведения и указанными в названной статье: совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионная комиссия (ревизор) общества, аудитор, участники общества, обладающие в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества, а также исполнительным органом общества, если решение вопроса о созыве отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) в порядке статьи 32 Закон N 14-ФЗ;

Заявителем в таком случае может являться:

- лицо, возглавляющее совет директоров (наблюдательный совет) или уполномоченное решением совета на обращение к нотариусу (протоколом совета директоров);

- член ревизионной комиссии, уполномоченный решением комиссии на обращение к нотариусу, ревизор;

- аудитор;

- участник общества, обладающий не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества или один из участников, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества, имеющий от остальных участников соответствующие полномочия, подтвержденные доверенностью или протоколом решения собрания таких участников;

- исполнительный орган общества, если решение вопроса о созыве собрания отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

Пунктом 4.1 названного письма отмечено, что в рамках существующего правового регулирования указанное нотариальное действие является удостоверением следующих фактов:

- принятие общим собранием хозяйственного общества решения;

- состав участников, присутствовавших при его принятии.

Решение по вопросу повестки дня может быть принято, как положительное, так и отрицательное. Об удостоверении указанных фактов предлагается выдавать свидетельство, форма которого в настоящее время не установлена.

Проверка законности принятого решения действующим законодательством на нотариуса не возлагается.

В соответствии с пунктами 5.1; 5.9 письма нотариус (лицо, исполняющее обязанности нотариуса в период замещения отсутствующего нотариуса) должен лично присутствовать на собрании, проверяет наличие кворума для принятия заявленных в повестке дня решений на основании оглашенных на собрании результатов подсчета мандатной, счетной комиссий или лица, осуществляющего функции счетной комиссии. Решение может быть принято при наличии кворума по соответствующему вопросу повестки дня. В письме отмечено, что понятие "Кворум" употребляется в двух значениях:

- правомочность собрания в целом;

- кворум для решения вопросов повестки дня, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих.

Из пункта 6.2 письма следует, что нотариус не может удостоверять принятие ничтожных решений, общие основания ничтожности решений указаны в статье 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также ничтожно решение общего собрания участников общества, ограничивающее право участника присутствовать на общем собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений в соответствии со статьей 32 Закона N 14-ФЗ.

Пунктом 3 части 3 статьи 67.1 ГК РФ предусмотрено, что принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения на заседании и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно, что не было учтено должностным лицом при рассмотрении заявления ФИО1.

Должностным лицом при рассмотрении заявления ФИО1, не было установлено, какие были приняты меры организатором собрания по обеспечению участия в нем нотариуса, принимались меры по удостоверению нотариусом в соответствии с требованиями статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации состава участников общества, присутствовавших на собрании.

В материалах дела об административном правонарушении, которые были представлены должностным лицом, доказательства присутствия нотариуса при проведении собрания, а равно доказательств осуществления генеральным директором ФИО3 действий, направленных на обеспечение присутствия нотариуса при проведении собрания, начиная с момента его открытия, не имеется.

Данные нарушения является существенным, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, определение Отделения по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ в отношении ООО «ПКФ «Фалкон» - подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Отделение по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует истребовать документы, с учетом которых установить все юридически значимые обстоятельства и проверить доводы жалобы, после чего в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Решил:

Определение Отделения по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ в отношении ООО «ПКФ «Фалкон» - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Отделение по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течении 10 дней с момента вынесения через Ленинский районный суд г. Астрахани

Судья: Е.А. Пираева