УИД: 78RS0023-01-2021-005336-14
Дело № 12-250/2022 18 марта 2022 года
РЕШЕНИЕ
Судья Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга Купаева Мария Владимировна, рассмотрев в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, улица Курская, дом 3, зал 338 жалобу
Общества с ограниченной ответственностью «Монолит», ИНН , КПП , ОГРН , местонахождение юридического лица: Санкт-Петербург, улица Смоленская, дом 33, литера А,
на постановление заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО1 № от 01 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО1 № от 01 июня 2021 года ООО «Монолит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
ООО «Монолит» обратилось в суд с жалобой на постановление, полагало его незаконным, поскольку у ООО «Монолит» с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга заключен договор № от 19.11.2007 аренды земельного участка, кадастровый номер №. На основании дополнительного соглашения № от 30.09.2020г., срок действия договора установлен по 30.09.2023г. Распоряжением администрации Фрунзенского района № от 27.06.2006г. утверждена адресная программа реализации социально-значимой продукции, торговля фруктами и овощами, согласно которой ООО «Монолит» предоставлен земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, улица Димитрова, участок 27 (южнее дома 18, корпус 1). Письмом от 14.07.2006 № ОГПН Фрунзенского района согласовал размещение торгового модуля на земельном участке площадью 9 кв.м., зона 6, кадастровый № по адресу: Санкт-Петербург, улица Димитрова, участок 27 (у дома 18, корпус 1) при соблюдении соответствующих условий, в том числе представить объект приемочной комиссии с участием представителя госпожнадзора. Письмом от 21.07.2006 № Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга согласовал размещение ООО «Монолит» торгового модуля в межколонном пространстве дома 18 по улице Димитрова с внесением изменений в разрешительную документацию. Письмом от 26.07.2006 № администрация Фрунзенского района уведомила Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга о допустимости корректировки местоположения объекта. 03.08.2006 Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга согласовано архитектурно-планировочное задание на проектирование и размещение объекта благоустройства – типового торгового модуля, согласованный для установки согласно адресной программе. 12.05.2015 Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга согласовано Задание на размещение дополнительных оборудования фасадов зданий и сооружений отдельных элементов внешнего благоустройства. Актом МВК Фрунзенского района от 17.05.2007г. (протокол № 117) принят в эксплуатацию, при этом в составе МВК входил, в том числе, представитель Отдела государственного пожарного надзора (ОГНП) Фрунзенского района. Таким образом, при размещении торгового объекта на вышеуказанном земельном участке, требования действующего на тот момент законодательства, в том числе и требования пожарной безопасности, были соблюдены. Таким образом, положения законодательства, вступившие в силу после заключения договора аренды № от 19.11.2007, не могут служить основанием для выводов о каких-либо нарушениях. Отношения по размещению нестационарных торговых объектах на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ, законом Санкт-Петербурга от 13.12.2016г. № 148-р, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045, распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 №. Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от № 2624-р от 09.07.2015, земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, улица Димитрова, участок 27 (у дома 18, корпус 1, литера А), кадастровый № 78:13:7415:1:19, площадью 9 кв.м. включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов, и до настоящего времени не исключен из Схемы. Включение участка в Схему дает юридическую возможность Санкт-Петербургу в лице его уполномоченных органов распоряжаться им, путем его предоставления в соответствии с вышеуказанными нормами. Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 утвержден «Свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Согласно ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 3.12130.2013 является нормативным документом добровольного применения. При этом, пунктом 1.1 свода правил установлено, что его требования применяются исключительно при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений. Нестационарный торговый объект размещен в 2007 году, и принят в эксплуатацию по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, положения СП 3.12130.2013, на него не распространяются, в связи с чем просил постановление отменить.
В судебное заседание явился законный представитель ООО «Монолит» ФИО2, просил приобщить к материалам дела письменные пояснения, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Дополнил, что ООО «Монолит» занимается продажей овощей и фруктов, здание – это ларек 9 кв.м. Занимается указанным бизнесом с 2006 года, находится там согласно социальной программе Администрации Фрунзенского района СПб. У него имеется протокол о приемке в эксплуатацию, где руководитель пожарного надзора подписал указанный документ. Все это время он работал на законном основании. Сейчас законодательством установлено, что павильоны установленные ранее, с расстоянием до 30 метров, могут продолжать свою деятельность и находиться на том же месте.
В судебное заседание явился защитник ООО «Монолит» Волков А.М., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Дополнил, что 31.08.2021г. заместителем ОНДПР Фрунзенского района Управления по Фрунзенскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу было вынесено постановление № о назначении ООО «Монолит» административного наказания в виде предупреждения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, указанное постановление было обжаловано и решением Фрунзенского районного суда № 12-674/2021 было признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. Федеральный закон № 123 устанавливает положение о степени огнестойкости, вместе с тем, имеются правила, утвержденные в 1995 году, которые указывают, что степень огнестойкости торговых объектов до 20 метров, не регламентируется. Следовательно, когда для объекта не требуется степень огнестойкости, расстояние также не регламентируется. Кроме того, Управление МЧС в информационном письме от 04.09.2020г. указывает, что СП 4.13130 носит добровольный характер.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший лейтенант внутренней службы ФИО3 пояснил, что проводилась проверка прокуратуры Фрунзенского района СПб, где были выявлены нарушения пожарной безопасности. Материалы проверки был направлены в Управлением МЧС для рассмотрения административного дела, после чего был составлен протокол об административном правонарушении, 01.06.2021г. дело было рассмотрено, вынесено постановление. При признании ООО «Монолит» виновным в совершении административного правонарушения, Управление руководствовалось сводом правил № 4, на основании которого были выявлены нарушения, что указанный объект находится на расстоянии менее требуемого, в указанном случае расстояние должно составлять не менее 12 метров. В соответствии с ФЗ № 123, в случае, если объект установлен, возведен и введен в эксплуатацию до вступления в силу настоящего ФЗ, к нему применяется требования, действующие ранее, они являются смягчающими по отношению к нынешним требованиям. Поскольку данное требование аналогичное предыдущим требованиям, поэтому отсылка была к действующему нормативному документу.
Суд, выслушав законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, его защитника, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, находит постановление подлежащим отмене по следующим основаниям:
в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме;
в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом;
из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в 15 часов 45 минут 24 февраля 2021 года Прокуратурой Фрунзенского района в лице помощника прокурора Волкова Н.А., проведена проверка на объекте защиты – торгового киоска, расположенного по адресу: , используемом (эксплуатируемом) в процессе осуществления своей деятельности ООО «Монолит» (на основании дополнительного соглашения № 3 к договору аренды земельного участка № 21-3К02936 от 19.11.2007г.), установлено, что юридическое лицо нарушило требования пожарной безопасности, в том числе ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях ПБ», СП 4.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно:
- расстояние от стены многоквартирного жилого дома (2 степени огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности С0) до нестационарного торгового объекта (5 степени огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности С3), менее 10 м (фактически 0,28 м от стены дома) – п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.3, табл. 1 СП 4.13130.213 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
действия ООО «Монолит» квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ;
в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом установлена административная ответственность;
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего кодекса и частями 6,6.1 и 7 настоящей статьи;
на основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности;
в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 123 – ФЗ предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона;
при этом ООО «Монолит» должностным лицом вменяется нарушение требований пункта 4.3, таблицы №1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»,
согласно вышеуказанному пункту минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13. Противопожарные расстояния от указанных зданий, сооружений до зданий, сооружений производственного и складского назначения следует принимать по таблице 1, если иное не предусмотрено настоящим сводом правил и другими нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности. Минимальное расстояние от многоквартирного жилого дома (2 степени огнестойкости, класс конструктивной пожарной безопасности С0) до нестационарного торгового объекта (5 степени огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности С3) должно составлять не менее 10 м.;
вместе с тем, указанная редакция СП действует с 14 августа 2020 года, в то время как нестационарный торговый объект размещен до указанного времени;
в соответствии с информационным письмо МЧС России от 04.09.2020 № «О порядке применения свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» положения свода правил на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются;
согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом внесенных Федеральным законом от 10.07.2012 года № 117-ФЗ под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Внесенными изменениями исключена необходимость соблюдения противопожарного расстояния при возведении временных построек;
как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении жалобы, была проведена проверка на объекте защиты – торгового киоска, правообладателем которого является ООО «Монолит», по адресу: южнее дома, Санкт-Петербург, улица Димитрова, дом 18, корпус 1;
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет нестационарный торговый объект как временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2);
пункт 10.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет некапитальные строения, сооружения как строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
таким образом, указанный нестационарный торговый объект не является недвижимым имуществом и не может рассматриваться в качестве здания, сооружения, строения, противопожарное расстояние между которыми до близлежащих объектов нормируется;
нестационарный торговый объект, правообладателем которого является ООО «Монолит», по адресу: зданием и капитальным сооружением не является;
с учетом изложенного, к указанному объекту, не могут быть применены правила пожарной безопасности, нарушение которых вменено ООО «Монолит»;
учитывая изложенное в совокупности, суд полагает, что достаточных доказательств нарушения ООО «Монолит» требований пожарной безопасности материалы дела не содержат;
при таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО1 № от 01 июня 2021 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению в виду отсутствия в действиях ООО «Монолит» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.20.4 ч.1, ст.24.5 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Фрунзенского района Санкт-Петербурга по пожарному надзору ФИО1 № от 01 июня 2021 года, в соответствии с которым ООО «Монолит» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Монолит» состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Купаева