ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-251/16 от 06.04.2016 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-251/16

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Хабаровск 06 апреля 2016 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Забелина В.А.,

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Кориан» - Жигалкина Е.В., должностного лица главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1,

рассмотрев в судебном разбирательстве в помещении Железнодорожного районного суда г.Хабаровска жалобу представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «Кориан» - Жигалкина Е.В., на постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО1, , 51/01, 52/01 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Кориан»,

УСТАНОВИЛ:

Защитник Жигалкин Е.В., действующий в интересах юридического лица ООО «Кориан» на основании доверенности обратился в суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Кориан» к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Представитель юридического лица генеральный директор Ли Ен Лэ, уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении не обращался, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу по существу в его отсутствие.

Представитель Жигалкин Е.В., в судебном разбирательстве доводы, изложенные в жалобе поддержал, не оспаривая по существу вменяемого нарушения, просил постановление изменить в части размера назначенного административного штрафа, снизив его до 75 000 рублей, применив положения ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предоставил в обоснование документы по финансовому состоянию Общества, расходах связанных с принятием мер на устранение выявленных нарушений, дополнив, что в ходе рассмотрения дела по существу данные обстоятельства не были заявлены в силу юридической некомпетентности доверителя, отсутствием на момент вынесения постановления защитника в виду крайне ограниченного временного промежутка между составлением протокола и вынесением постановления, что не препятствует обращению с указанными доводами при рассмотрении жалобы. Ходатайств, подлежащих рассмотрению с вынесением определения, не заявлено.

Должностное лицо главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО1 в судебном разбирательстве пояснил, что наказание было назначено им в соответствии с требованиями закона, с учетом предоставленных на момент рассмотрения дела документов, ходатайств о назначении наказания ниже низшего предела от представителя юридического лица не поступало, в части разрешения данного ходатайства при рассмотрении жалобы, с учетом предоставленных в суд защитником документов, возражений не имел, предоставил разрешение данного вопроса на усмотрение суда. На вопрос суда, просил считать технической ошибкой указание в протоколе даты составления ДД.ММ.ГГГГ, поскольку все протоколы как в отношении должностного так и юридического лица были составлены ДД.ММ.ГГГГ.

Приобщенный к материалам проверки диск с видеозаписью, стороны повторно исследовать в судебном разбирательстве отказались, видеозапись была осмотрена судом единолично.

Заслушав участников процесса, изучив жалобу и материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, суд не связан доводами жалобы и дает оценку по существу и доказательствам по делу в полном объеме.

В соответствии с распоряжением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Кориан», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки объекта защиты – помещений, эксплуатируемых ООО «Кориан», расположенного по адресу <адрес>, выявлен факт нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденного Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 года №645; ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристика. Методы испытаний»; ГОСТ 31251-2008 «Стены наружные с внешней стороны. Метод испытаний на пожарную опасность»; ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»; СП 4.13130.2013 2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; ГОСТ Р31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»; Федерального закона от 22.07.2008 года №123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:

- инструкция не соответствует Правилам противопожарного режима в РФ. (п. п. 2. 460, 461, 462 Правил противопожарного режима в РФ);

- работники допущены к работе без проведения противопожарного инструктажа (вводного и первичного), не проводятся повторный, внеплановый и целевой инструктажи. Приказ (или иной распорядительный документ) руководителя организации о порядке и сроках обучения мерам пожарной безопасности не издан. Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности по установленной форме не ведется, (п.3 Правил противопожарного режима в РФ, п.10 норм пожарной безопасности НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденного Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645);

- генеральный директор не прошел обучение по пожарно-техническому минимуму (удостоверения об обучении не представлены), (п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, п.31, 32, 36, 39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- отсутствует программа обучения мерам пожарной безопасности работников,
согласованная и утвержденная в установленном порядке, (п.6, 36, 51, 53 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- приказом руководителя организации не назначена квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности, (В соответствии с п.п. 39, 43 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

- в помещении гардероба образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями не обеспечивают требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, (п.22 Правил противопожарного режима в РФ);

- на фасаде здания отсутствуют указатели (знаки пожарной безопасности) направления движения к пожарным гидрантам с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, п.8.6 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», прилож. «Ж» ГОСТ Р 12.4.026-2001);

- помещение предприятия не отделено противопожарными перегородками 1-го типа без проемов (предел огнестойкости EI45) от жилой части дома, фактически в перегородке имеется проем с металлической дверью обычного исполнения, (п.1 ст. 59, ч.ч.2, 3 ст. 88, табл. 23, 24 Технического регламента; п. 5.2.7 СП 4.13130.2013);

- места, специально отведенные для курения табака, не обозначены знаками "Место для курения" (на прилегающей территории), (п.14 Правил противопожарного режима в РФ);

- в помещениях не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности («огнетушитель», «кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики» (возле ручных пожарных извещателей), «звуковой оповещатель пожарной тревоги», «направление к эвакуационному выходу», (п.33, 43 Правил противопожарного режима в РФ, прилож. «И», «Ж» ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»);

- эксплуатация первого этажа здания с навесной фасадной системой осуществляется без проведения огневых испытаний по ГОСТ 31251, по которым устанавливается класс пожарной опасности конструкции фасада (не представлено техническое свидетельство Минрегиона России (ранее выдавалось Росстроем) с приложением протокола огневых испытаний, разрешающие применение в строительстве на территории РФ новой продукции (а по ранее испытанным системам совместное разрешительное письмо Росстроя РФ и МЧС РФ.), (ч.9 ст.87 Технического регламента, п. 5.2.3 СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», п.п. 1.3; 10.4 ГОСТ 31251-2008 «Стены наружные с внешней стороны. Метод испытаний на пожарную опасность»);

- в помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, (п.6 Правил противопожарного режима в РФ);

- план эвакуации людей при пожаре, размещенный в помещении организации, не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143 - 2009 (не соответствуют размеры, обозначение путей эвакуации к основным и запасным выходам, обозначения мест размещения средств противопожарной защиты и средств связи, текстовая часть), (п.7 Правил противопожарного режима в РФ, п.6.2.3-6.2.6 ГОСТ Р 12.2.143 - 2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля»);

- первичные средства пожаротушения (углекислотные огнетушители) не перезаряжены, (п. 70, 478 Правил противопожарного режима в РФ);

- огнетушители, имеющие массу менее 15 кг не установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола, а также не установлены на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии (находятся на полу без фиксации от возможного падения), (п. 480 Правил противопожарного режима в РФ, п.4.2.7 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»);

- отсутствует необходимое количество огнетушителей требуемого типа, а именно: порошковых (5 л (4 кг) или пенных (10 литров) или во душно-эмульсионных (на объекте имеются углекислотные огнетушители ОУ-5, которые не предназначены для тушения пожаров класса А (твердые горючие вещества), (п. 465, 468 Правил противопожарного режима в РФ);

- монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещениях выполнен без проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, (ч. 1 ст. 83 Технического регламента);

- помещение гардероба не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (отсутствуют дымовые пожарные извещатели), (ч.2 статьи 54 Технического регламента, п. 13.3.2, п. А.4 прилож. А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»);

- шлейфы пожарной сигнализации не выполнены с учетом преимущественной области применения и типа исполнения кабельного изделия (требуется исполнение нг-FRLS или нг-FRHF) (отсутствуют подтверждающие документы о типе исполнения проводов), (ч.2 ст.82 Технического регламента, п. 13.15.3 СП 5.13130.2009, табл. 2 ГОСТ Р 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» (ранее ГОСТ Р 53315-2009);

- соединительные линии системы оповещения о пожаре не выполнены проводом, обеспечивающим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, а также не выполнены с учетом преимущественной области применения и типа исполнения кабельного изделия (требуется исполнение нг-FRLS или нг-FRHF) (отсутствуют подтверждающие документы о типе исполнения проводов), (ч.2 ст.82 Технического регламента, п.3.4 СП 3.13130.2009, табл. 2 ГОСТ Р 31565-2012» (ранее ГОСТ Р 53315-2009);

- на объекте не проводятся проверки работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией 1 раз в квартал совместно с обслуживающей организацией, имеющей лицензию МЧС, акты не оформляются, (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре), (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ);

- на объекте не проводятся в соответствии с годовым план - графиком регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По данному факту государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Кориан» Ли Ен Лэ составлены протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данные протоколы об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно протоколам, составлены они с участием генерального директора ООО «Кориан» Ли Ен Лэ и переводчика ФИО3 Ли Ен Лэ выразил свое не согласие с протоколами, без указания обоснования, о чем имеется собственноручная запись, замечания на протоколы отсутствуют, копия протоколов ему вручена.

Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ООО «Кориан» привлечено к административной ответственности по ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания, с учетом положений ст.4.4 ч.2 п.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Дело рассмотрено с участием генерального директора ООО «Кориан» Ли Ен Лэ и переводчика ФИО4, копия постановления Ли Ен Лэ вручена.

В силу ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из требований ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо ООО «Кориан» привлечено к административной ответственности по ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях и частями 3-8 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественный порядок и общественная безопасность. Изменения внесенные в ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 09.11.09 N 247 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - вступили в силу с 11.11.09 года.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновное лицо нарушает требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с Законом о пожарной безопасности, Законом о ТР, в технических регламентах, а также утвержденные полномочными госорганами противопожарной защиты. При этом виновный игнорирует упомянутые выше правила, технические регламенты и т.п. Оконченным деяние считается с момента совершения, совершается как в форме действия, так и бездействия.

Субъектом ответственности в данном случае является юридическое лицо.

Указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со ст.2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами РФ об административных правонарушениях.

Вина ООО «Кориан» подтверждается в совокупности собранными по делу доказательствами, а именно актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, свидетельством о регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, видеозаписью, иными материалами дела.

Считаю, что наличие факта правонарушения в достаточной степени подтверждено материалами дела.

Оценка имеющимся в деле доказательствам дана должностным лицом в соответствии с положениями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с которой полагаю возможным согласиться.

С учетом установленных в судебном разбирательстве обстоятельств считаю, что объективные причины несоблюдения требований пожарной безопасности у Общества отсутствовали, в связи с чем, исходя из положений ч.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полагаю, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению и иного суду не представлено.

Оснований для освобождения ООО «Кориан» от административной ответственности не установлено.

Обстоятельством, смягчающим ответственность полагаю возможным признать принятие мер по устранению выявленных нарушений, обстоятельств отягчающих ответственность в судебном разбирательстве не установлено и иного суду не представлено.

При рассмотрении дела, наказание назначено правомочным должностным лицом в пределах санкции статьи в соответствии с требованиями ст.4.1-4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом обстоятельств установленных в ходе рассмотрения дела по существу.

Вместе с тем, считаю возможным принять во внимание доводы защитника в части затруднительного финансового положения юридического лица, с учетом обстоятельств установленных в судебном разбирательстве, документов, предоставленных защитником в судебном разбирательстве, считаю возможным признать их исключительными, позволяющими суду при рассмотрении жалобы применить положения ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.

Согласно ч.ч. 3.2, 3.3. ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судьи, рассматривающие дела об административном правонарушении либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, принимая во внимание требования ст.ст.4.1-4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкцию ч.ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях для специального субъекта – юридического лица, характер совершенного административного правонарушения, его общественную опасность, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание изложенное, полагаю, возможным изменить постановление в части назначенного должностным лицом размера наказания в виде административного штрафа, снизив его размер до 75 000 тысяч рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника нахожу подлежащей удовлетворению

Руководствуясь ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Кориан» к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей изменить, снизить назначенный размер наказания, считать юридическое лицо ООО «Кориан» привлеченным к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,3,4 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей, в остальной части оставить без изменения, жалобу защитника Жигалкина Е.В., удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Забелина В.А.