ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-251/17 от 10.11.2017 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №12-251/2017

РЕШЕНИЕ

10 ноября 2017 года г.Иваново

Судья Фрунзенского районного суда г.Иваново - Савина Е.М.,

при секретаре – Головановой Е.Н.,

с участием защитника лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении – Шумариной В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Яковлевой Л.В. на постановление руководителя Управления Федерального Казначейства по Ивановской области Масловой О.В. от 21 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.1 КоАП РФ,

установил :

Согласно постановлению руководителя Управления Федерального Казначейства по Ивановской области Масловой О.В. по делу об административном правонарушении от 21 августа 2017 года, должностное лицо заместитель председателя правительства Ивановской области – директор департамента финансов Ивановской области Яковлева Л.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Защитник Яковлевой Л.В. – Шумарина В.Е. обратилась в суд с жалобой на указанное решение, просила его отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью правонарушения, мотивируя свою позицию тем, что:

- у Яковлевой Л.В. не было умысла на совершение правонарушения;

- несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом было обнаружено самой Яковлевой Л.В., после чего немедленно дано указание о перечислении денежных средств на счет федерального бюджета;

- просрочка перечисления составила 5 календарных дней, из которых 3 рабочих дня;

- Яковлевой Л.В. обеспечено добровольное перечисление пени на счет федерального бюджета;

- вследствие неумышленного формального пользования средствами федерального бюджета в течение незначительного периода времени вреда федеральному бюджету не наступило;

- правонарушение не представляет существенного вреда охраняемым общественным отношениям.

Яковлева Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, направив для участия в деле своего защитника.

Защитник Шумарина В.Е. в судебном заседании поддержала доводы жалобы по мотивам, приведенным в ней. Дополнительно пояснила, что Яковлевой Л.В. с момента заключения соглашения от 24.10.2016 года № 01-01-06/06-239 о предоставлении бюджету Ивановской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Ивановской области принимались все зависящие от нее меры для соблюдения условий данного Соглашения, а также для выполнения мероприятий, направленных на оптимизацию расходов бюджета и стабилизацию финансовой ситуации в регионе в соответствии с п.3.2 Соглашения. В том числе, Яковлевой Л.В. обеспечено соблюдение установленных Правительством РФ нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Ивановской области, в силу чего при предельном значении, определенном для Ивановской области 4,7, доля объемов расходов составила 3,6; разработан стратегический план и пошаговый алгоритм действий по сокращению долговой нагрузки на бюджет, по анализу рынка банковского сектора, по снижению процентной ставки по коммерческим кредитам, в результате чего обеспечено поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств Ивановской области, в том числе, долговых обязательств по государственным ценным бумагам, что в денежном выражении на 01.01.2017 г. составило 272,0 миллиона рублей и 383,6 миллиона рублей соответственно; в установленный Соглашением срок погашены все долговые обязательства Ивановской области по кредитам, полученным от кредитных организаций; размер дефицита бюджета Ивановской области в 2016 году обеспечен на уровне не более 10% от суммы доходов субъекта, а по состоянию на 01.01.2017 – 6, 4 %, соблюден основополагающий принцип сбалансированности бюджета. Соизмеряя вышеизложенное с размером пени за допущенное несвоевременное перечисление денежных средств за пользование бюджетным кредитом – 1482 рубля 38 копеек, и сроком просрочки – 5 календарных дней, имеются основания для признания совершенного Яковлевой Л.В. правонарушения малозначительным, не причинившим существенного вреда охраняемым общественным отношениям.

Представитель УФК по Ивановской области П.А.В., допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, поддержала фактические обстоятельства, приведенные в оспариваемом постановлении.

Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной УФК по Ивановской области выездной проверки использования средств из федерального бюджета на предоставление бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта РФ за 2016 год, установлено, что Яковлевой Л.В., как должностным лицом – директором Департамента финансов Ивановской области, ответственным за реализацию задач и полномочий Департамента финансов, своевременно не осуществлен возврат процентов за пользованию бюджетны м кредитом в 2016 году, чем нарушен п.2.2 Соглашения от 24.10.2016 года № 01-01-06/06-239, заключенного между Министерством финансов РФ и Департаментом финансов Ивановской области о предоставлении бюджету Ивановской области из федерального бюджета кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Ивановской области, а именно возврат денежных средств произведен 20 декабря 2016 года, тогда как его следовало произвести 15 декабря 2016 года. За несвоевременный возврат процентов за пользование бюджетным кредитом Яковлевой Л.В. произведена оплата пени в размере 1482 рубля 38 копеек платежным поручением от 23 декабря 2016 года.

По указанным обстоятельствам в отношении Яковлевой Л.В. 03 августа 2017 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.1 КоАП РФ, 21 августа 2017 года в отношении нее вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.15.15.1 КоАП РФ, перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Факт совершения Яковлевой Л.В. административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает, не оспаривается самой Яковлевой Л.В., подтверждается доказательствами, приведенными в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного названным лицом административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из материалов дела следует, что срок просрочки оплаты процентов за пользованию бюджетным кредитом составил 5 календарных дней, из которых на рабочие приходилось 3 дня. После возврата процентов Яковлевой Л.В. самостоятельно, при отсутствии требования со стороны Министерства финансов РФ, осуществлена оплата пени за просрочку выплаты процентов в размере 1482 рубля 38 копеек. Факт просрочки оплаты процентов за пользованием бюджетным кредитом выявлен непосредственно Яковлевой Л.В., по ее указанию приняты незамедлительные меры по возврату процентов; лицам, непосредственно ответственным за подготовку уведомления для перечисления платы за пользование бюджетным кредитом (Колесова М.Б., Норкина А.В.) снижен размер премии по итогам работы за 4 квартал 2016 года.

Таким образом, возврат бюджетных денежных средств обеспечен спустя непродолжительное время после наступления срока для их перечисления, а также перечислены пени за несвоевременное перечисление бюджетных средств, размер которых является незначительным.

Кроме этого, из дополнительно представленных защитником Яковлевой Л.В. в судебном заседании документов следует, что Яковлевой Л.В. в рамках заключенного Соглашения от 24.10.2016 года № 01-01-06/06-239 о предоставлении бюджету Ивановской области из федерального бюджета кредита, во исполнение п. 3.2 Соглашения проделана значительная работа по обеспечению дефицита бюджета субъекта на определенном Соглашением уровне (п.п. «з» п.3.2), по обеспечению поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств субъекта (п.п. «и» п.3,2), по обеспечению погашения долговых обязательств субъекта по бюджетным кредитам и кредитам, полученным от кредитных организаций (п.п. «к» п.3.2), в связи с чем, было обеспечено соблюдение установленных Правительством РФ нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Ивановской области, в силу чего при предельном значении, определенном для Ивановской области 4,7, доля объемов расходов составила 3,6; обеспечено поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств Ивановской области, в том числе, долговых обязательств по государственным ценным бумагам, что в денежном выражении на 01.01.2017 г. составило 272,0 миллиона рублей и 383,6 миллиона рублей соответственно; в установленный Соглашением срок погашены все долговые обязательства Ивановской области по кредитам, полученным от кредитных организаций; размер дефицита бюджета Ивановской области в 2016 году обеспечен на уровне не более 10% от суммы доходов субъекта, а по состоянию на 01.01.2017 – 6,4 %, соблюден основополагающий принцип сбалансированности бюджета.

Указанное подтверждается представленными копиями годовой и квартальной отчетности о выполнении условий Соглашения, копией информации об исполнении условий Соглашения с приложением копий соответствующих платежных поручений.

Совокупность вышеприведенных фактов свидетельствует о том, что характер совершенного Яковлевой Л.В. правонарушения и ее роль в его совершении, размер вреда и тяжесть наступивших последствий, не представляют существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям, в связи с чем, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федерального Казначейства по Ивановской области Масловой О.В. от 21 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении Яковлевой Л.В., подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8, 2.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление руководителя Управления Федерального Казначейства по Ивановской области Масловой О.В. от 21 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении Яковлевой Л.В., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Жалобу Яковлевой Л.В. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.М. Савина