ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-251/18 от 05.04.2018 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 12-251/18

Р Е Ш Е Н И Е

05 апреля 2018 года г. Барнаул

Судья Центрального районного суда г. Барнаула Мальцева О.А., рассмотрев жалобу защитника Мотыревой Елены Валерьевны – Шамшина Бориса Владиславовича на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии .... от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии части территории земельного участка из земель государственного лесного фонда РФ, кадастровый номер 22:61:050601:1966, находящийся вблизи Черницкого кладбища для ведения торговли ритуальными товарами, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Защитником Мотыревой Е.В. - Шамшиным Б.В. подана жалоба на указанное постановление, в которой просит протокол и постановление признать незаконными, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении не установлено, выделялся ли земельный участок, на котором находилась Мотырева Е.В. под линейный объект. Мотырева Е.В. вела торговлю на неотведенном для этого месте непосредственно на обочине дороги IV категории. Нормы отвода земель для размещения линейных объектов указаны в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса». Минимальная полоса отвода для дороги IVкатегории составит 3 метра + 15 метров, всего 18 метров. В соответствии со ст. 13 Устава городского округа – .... края .... включен в состав муниципального образования Барнаул, в связи с чем дороги, ведущие к населенным пунктам включены в состав муниципального образования и являются муниципальной собственностью, к землям лесного фонда спорный участок не относится.

В судебном заседании защитник Мотыревой Е.В. – Шамшин Б.В. на доводах жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.

Мотырева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Выслушав пояснения Шамшина Б.В., исследовав материалы настоящего дела, а также дела , административный материал, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление получено Мотыревой Е.В. 23.01.2018, жалоба подана 01.02.2018, то есть в срок, предусмотренный законом.

В соответствии со статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии со ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

На основании ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного 7.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона включает в себя, в т.ч. действия по пользованию земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются наличие разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженного с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Субъектом административного правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов.

В силу положений ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на эти земельные участки удостоверяются документами в соответствии с данным Федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего в части государственной регистрации недвижимости до 01 января 2017 года) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 год N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ (являющейся общей статьей по отношению к ст. 7.9 КоАП РФ), судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что в силу ст. 83 Лесного кодекса РФ, Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152 специально уполномоченных органом в лесных правоотношениях является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

По результатам проведенной плановой ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами 14.12.2017 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которого 02.12.2017 Мотыревой Е.В. допущено самовольное занятие части земельного участка прилегающего к Черницкому кладбищу из земель лесного фонда Барнаульского участкового лесничества, кадастровый площадью 24 кв.м. (приведены кадастровые координаты участка). Самовольное занятие участка выразилось в размещении ритуальных принадлежностей на деревянных каркасах и на земле с целью продажи населению, разрешение на занятие и использование данного лесного участка Мотырева Е.В. не имеет.

Постановлением начальника отдела начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами от ДД.ММ.ГГГГ Мотырева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Оспаривая факт занятия лесного участка, Мотырева Е.В. указывает на то, что лесной участок не занимала, находилась на землях общего пользования, предназначенных для размещения линейного объекта – в границах полосы отвода автомобильной дороги муниципального значения, проходящей по неразграниченной территории, которая не принадлежит землям лесного фонда.

Согласно представленного в материалах дела ответа комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... дорога, проходящая от пересечения с дорогой на .... до Черницкого кладбища включена в реестр объектов муниципальной собственности и находится на балансе комитета, проходит по неразграниченной территории шириной от 7 метров, которая не принадлежит землям лесного фонда.

Судом по ходатайству защитника истребовано дело в отношении Мотыревой Е.В. в рамках которого проводилось судебная экспертиза с целью получения сведений о координатах точек границ участка лесного фонда смежных с дорогой.

Заключением ООО ЦНПЭ «Алтай-Эксперт» установлено, что какие-либо сведения об установленных в соответствии с земельным законодательством границах полосы отвода исследуемой автомобильной дороги отсутствуют, в связи с чем, определить точное местоположение указанных границ экспертным путем без проектно- сметной документации не представляется возможным.

Кроме того установлено, что автомобильная дорога, частично расположена на территории земельного участка лесного фонда и частично на территории земель, государственная собственность на которые не разграничена, при этом заступ элементов автомобильной дороги на территорию земель лесного фонда (кадастровый ) составляет 7,50 м., что превышает возможную среднюю квадратическую погрешность местоположения характерных точек земельных участков. В виду изложенного, сделан вывод о том, что смежные с дорогой границы участка лесного фонда (кадастровый ) не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Делая вывод о виновности Мотыревой Е.В. в совершении рассматриваемого правонарушения, должностным лицом указано о самовольном занятии последней участка из земель лесного фонда с кадастровым номером

Вместе с тем, указанные выводы материалами дела с достоверностью не подтверждаются.

В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, в материалах дела сведений об установлении границ земельного участка лесного фонда РФ в соответствии с действующим законодательством не имеется, доказательств, подтверждающих уточнение местоположения смежных с дорогой границ участка лесного фонда (кадастровый ) не представлено.

Учитывая, установленный факт заступа элементов автомобильной дороги на территорию земель лесного фонда, отсутствие сведений о местоположении полосы отвода автомобильной дороги, а также надлежащих доказательств, подтверждающих уточнение смежными землепользователями границ земельных участков, выводы должностного лица о виновности Мотыревой Е.В. в самовольном занятии участка, относящегося именно к землям лесного фонда, являются преждевременными.

В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление являются недоказанными в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Мотыревой Елены Валерьевны – Шамшина Бориса Владиславовича удовлетворить.

Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии .... от 18.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мотыревой Елены Валерьевны отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья О.А. Мальцева