ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-251/20 от 21.05.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 21 мая 2020 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кудряшова А.В., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Филипповского ФИО6., представителя Административной комиссии в городском округе город Кострома ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ООО ФИО7» Филипповского ФИО9. на постановление Административной комиссии в городском округе город Кострома № 212 от 19.02.2020, которым ООО ФИО10», ..., признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 2.1 Закона Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», и ему назначен штраф в сумме ... рублей,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ФИО12» признано виновным в нарушении требований частей 4,5 ст. 5 Правил благоустройства территории г. Костромы, утвержденных решением Думы г. Костромы от 25.04.2013 № 60 (Далее: Правила благоустройства), в редакции, действовавшей на момент обнаружения нарушения, выразившемся в том, что ООО «ФИО13», являясь региональным оператором в зоне деятельности , включающей территорию городского округа города Костромы, осуществляя свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами (Далее: ТКО), не произвело своевременный вывоз ТКО до 11.00 часов из выкатных контейнеров в нарушение установленного графика вывоза отходов у многоквартирного дома по адресу: <адрес>

Представитель ООО «ФИО14 принес жалобу на указанное решение, в которой указывает, что Общество привлечено к административной ответственности необоснованно, так как в соответствии с п. 2.2.1, СанПиН 42-128-4690-88, хранение отходов в дворовых сборниках при температуре -5 °С и ниже в холодное время года допускается до 3 суток, а в соответствии с п. 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19, срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток: +5 °С и выше - не более 1 суток, +4 °С и ниже – не более 3 суток. Интервал между вывозами мусора из накопителя по адресу: <адрес> составил с 07.45 часов 21.12.2019 по 15.06 часов 24.12.2019, то есть в пределах 3-х суток. Кроме того, разделом 7 Приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предусмотрено отклонение от допустимых сроков вывоза ТКО из мест накопления не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже. При таких обстоятельствах, содержащиеся в региональном законодательстве требования об ежедневном вывозе ТКО противоречат федеральному законодательству и нарушают права регионального оператора. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», региональный оператор несет ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, а не за соблюдение требований к местам (площадкам) накопления ТКО, эта обязанность в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» п. 3 Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 возложены на органы местного самоуправления. Площадка по адресу <адрес> не значится в реестре мест (площадок) накопления ТКО, который ведется органами местного самоуправления и опубликован на официальном сайте Администрации г. Костромы. Таким образом, факт совершения правонарушения юридическим лицом не доказан, производство по делу следует прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель ООО «ФИО15» Филипповский ФИО16. в суде свою жалобу поддержал.

Представитель Административной комиссии в городском округе город Кострома ФИО3 считала, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности обоснованно, так как нарушило график вывоза ТКО, поскольку не осуществило вывоз мусора до 11 часов. Имеющиеся в материалах дела графики вывоза мусора, составленные региональным оператором совместно с управляющей компанией и согласованные с Роспотребнадзором, содержащие указание о том, что вывоз мусора по адресу: Кострома, <адрес> должен осуществляться с 7.30 до 9.00 часов во все дни, за исключением воскресенья и «по мере накопления», при разрешении дела фактически во внимание не принимались, Комиссия руководствовалась Правилами благоустройства, где указано, что вывоз мусора должен проводиться ежедневно до 11 часов. Считает, что не указание в протоколе об административном правонарушении конкретного пункта части 4 статьи 5 Правил благоустройства не препятствует привлечению регионального оператора к административной ответственности, так как ему понятно, за какое нарушение он привлекается к ответственности и именно он несет ответственность за ненадлежащее содержания мест накопления ТКО, наряду с управляющей компанией.

Выслушав мнения участников процесса и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 ЗКО от 20.04.2019 года № 536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления требований к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 13.4 указанного Федерального закона установлено, что места накопления твердых бытовых отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

ООО «ФИО17» признано виновным в нарушении п.4 ч.5 Правил благоустройства территории города Костромы, в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения, согласно которым периодичность удаления отходов определяется в соответствии с генеральной схемой очистки территории города Костромы по графикам, составленным с учетом численности населения, норм накопления отходов, сроков хранения отходов, согласованным с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением следующих требований:

1) при температуре -5 град. С и ниже временное хранение отходов не более трех суток;

2) при температуре свыше +5 град. С временное хранение отходов не более суток (ежедневный вывоз);

3) в многоквартирных жилых домах, оборудованных мусоропроводом, временное хранение отходов не должно превышать одних суток (ежедневный вывоз);

4) удаление крупногабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в три дня;

5) на территории неканализованной застройки очистка решеток помойниц проводится ежедневно, очистка герметичных выгребов проводится по мере их заполнения, но не реже одного раза в шесть месяцев.

Вопреки доводам представителя юридического лица, Правила благоустройства санитарным требованиям, установленным на федеральном уровне, не противоречат. Приведенные представителем юридического лица СанПиН 42-128-4690-888 регулируют вопросы сбора и обращения ТКО в местах сбора на придомовой территории (на контейнерных площадках), а эти же вопросы в отношении выкатных контейнеров, расположенных в домах, оборудованных мусоропроводом, урегулированы СанПин 2.1.2.2645-10, п. 8.2.4 которых предусматривает, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

Вместе с тем, ч.4 ст. 5 Правил благоустройства территории города Костромы содержит несколько пунктов, однако в протоколе об административном правонарушении и постановлении Административной комиссии не конкретизировано, какой конкретно пункт (пункты) указанной нормы нарушены ООО «ФИО18», то есть не в полной мере описано событие правонарушения, что является нарушением ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, влечет неясность для привлекаемого к ответственности юридического лица (что в том числе следует из содержания его жалобы), нарушает его право на защиту.

Согласно описанию правонарушения, юридическому лицу вменяется бездействие, выразившееся в несоблюдении графика вывоза ТКО из многоквартирного <адрес>, который оборудован мусоропроводом.

В постановлении Административной комиссии сделан вывод, что график вывоза ТКО, установленный для жилого дома по указанному адресу, соответствует Правилам благоустройства г. Костромы. Однако фактически указанные графики имеют расхождения: действующий график не предусматривает вывоз отходов по воскресным дням, содержит указание о том, что ТКО удаляются «по мере накопления» а в соответствии с вышеуказанными Правилами благоустройства предусмотрен ежедневный вывоз (в многоквартирных жилых домах, оборудованных мусоропроводом, временное хранение отходов не должно превышать одних суток (ежедневный вывоз) (п.3 ч.4 ст. 5 Правил благоустройства территории города Костромы).

Таким образом, график вывоза ТКО, приложенный к материалам дела, на который ссылается административный орган в своем постановлении, не соответствует утвержденным Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 N 60 Правилам благоустройства.

Указанные противоречия действующего графика вывоза ТКО из многоквартирного <адрес> и графика, установленного Правилами благоустройства, влекут для юридического лица правовую неопределенность относительно того, каким образом должен вывозиться мусор: ежедневно, независимо от наполнения контейнера, либо по мере накопления в нем бытовых отходов.

Пункт 3 ч.4 ст. 5 Правил благоустройства предусматривает для многоквартирных жилых домов, оборудованных мусоропроводом, временное хранение отходов не более одних суток (ежедневный вывоз), однако данный пункт юридическому лицу не вменен. Вмененное юридическому лицу нарушение п. 5 ст. 5 указанных Правил, который предусматривает ежедневный до 11 часов вывоз мусора для контейнерных площадок, не относится к многоквартирным домам, оборудованным мусоропроводом, каковым является <адрес>; а следовательно, данная норма не применима в отношении вывоза ТКО для данного дома, и ее нарушение необоснованно вменено юридическому лицу.

Изложенное в совокупности свидетельствует о неясности для юридического лица, какими графиками вывоза мусора ему следует руководствоваться, а также о неясности из протокола и постановления об административном правонарушении, какие конкретно нормы, правила нарушены региональным оператором, объективная сторона правонарушения надлежащим образом не устанволена.

Кроме того, законодательство Российской Федерации различает понятия сбор, накопление, транспортировка, утилизация отходов производства и потребления (соответствующие определения содержатся в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",

В соответствии с п.4, п.п. «б» п. 11 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" на регионального оператора возлагается обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из приведенных правовых норм, в том числе Правил благоустройства, нарушение которых вменяется юридическому лицу, не следует, что на регионального оператора возлагаются какие-либо обязанности, касающиеся мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их содержания.

При таких обстоятельствах, ООО «ФИО19 не может быть субъектом ответственности за несоблюдение требований к местам (площадкам) накопления ТКО.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о существенном нарушении административным органом процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, нарушении права на защиту юридического лица, что выразилось в не указании конкретного пункта ч.4 ст. 5 Правил благоустройства в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, а также отсутствии в действиях ООО «ФИО20», состава вмененного административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.1-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу ООО «ФИО21» удовлетворить.

Постановление Административной комиссии в городском округе город Кострома № 212 от 19.02.2020 в отношении ООО «ФИО22» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Кудряшова

Копия верна: судья