Дело № 12-251/2013
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш ЕН И Е
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Митракова Т.В.,
при секретаре Дудыревой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края жалобу администрации Кизеловского муниципального района на постановление старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по городу Кизелу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. в отношении юридического лица администрации Кизеловского муниципального района составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому администрация Кизеловского муниципального района, являясь должником по исполнительному производству № № возбужденному ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному листу № №, выданному Кизеловским городским судом Пермского края ДД.ММ.ГГГГ года, не выполнила законные требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ года, а именно: во вновь установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ не представила ФИО1 социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Документы, подтверждающие исполнение решения суда в полном объеме не представлены. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Кизеловского муниципального района взыскан исполнительский сбор за неисполнение судебного решения в установленный срок № рублей. Постановлением старшего судебного пристава ОСП по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю Суднищиковой О.П. № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кизеловского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере № рублей.
На данное постановление главой администрации Кизеловского муниципального района Гавриловым А.Н. принесена жалоба, в которой заявитель просит отменить постановление старшего судебного пристава по г. Кизелу, ссылаясь на отсутствие вины администрации района, исполнение судебного решения не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования по Программе, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета. Администрация района принимает все необходимые меры для исполнения решений суда: обращались с письмом о выделении дополнительных средств к Заместителю Министра Энергетики РФ в 2011 году и в 2012 году, к ФГБУ «ГУРШ», в Министерство финансов РФ, с письмом о выделении дополнительных средств для исполнения судебных решений в Министерство Энергетики РФ обращался Губернатор Пермского края. Согласно письмам, Минэнерго РФ считает, что необходимо завершить программу переселения граждан, числящихся в основных списках проектов ликвидации шахт. Вопрос о выделении дополнительных средств возможно рассмотреть при формировании на 2015-2017 годы в случае принятия особого решения Правительством РФ. Согласно ответа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, финансирование на 2015 год программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков не предусмотрено. Полагает, что требования исполнительного документа носят имущественный характер.
В судебное заседание защитник юридического лица не явилась, просит рассмотреть жалобу без ее участия, направила в адрес суда письменные пояснения по делу, из которых следует, что на доводах жалобы настаивает, дополнительно указала, что ФИО1 не включена в протокол совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах в связи с отсутствием документов. При поступлении документов от взыскателя данная семья будет рассмотрена на Наблюдательном совете при администрации Кизеловского муниципального района. Согласно акта проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков за 2009-2012 годы от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что программа переселения граждан из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, на ДД.ММ.ГГГГ исполнена на 94%. Денежных средств, направленных на цели переселения граждан из ветхого жилья с учетом вынесенных судебных решений, не достаточно. Финансирование программы предусмотрено на переселение граждан, состоящих в основном списке ТЭО, на исполнение решений суда денежные средства не предусмотрены. Администрация района добровольно во внесудебном порядке в течение 2011-2013 года включала граждан в Список и предоставляла социальные выплаты, в том числе, частично исполняла судебные решения. Установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требования является не реальным, не учитывает порядок включения граждан в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, не пригодном для проживания по критериям безопасности. Протоколом заседания Наблюдательного совета при администрации Кизеловского муниципального района уточняется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья непригодного для проживания по критериям безопасности, который направляется в Министерство энергетики для утверждения. Протоколом Министерства энергетики РФ по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого…. утверждается уточненный список ТЭО. При поступлении финансирования Наблюдательный совет принимает список граждан на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, который направляется для согласования в Министерство энергетики РФ, после чего с гражданами заключается договор на предоставление социальной выплаты. Считает, что действия администрации района не могут быть признаны виновными, поскольку администрация является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе РФ и обязана использовать бюджетные средства строго по их целевому назначению. Кроме того, считает, что ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение судебного решения не материального характера, вместе с тем требование исполнительного документа, предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, носит имущественный характер.
В судебное заседание представитель отдела судебных приставов по г. Кизелу УФССП по Пермскому краю не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание потерпевшая ФИО1 не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила возражение на жалобу заявителя. Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно по следующим основаниям. Заявителем не представлено ни одного документа, доказывающего факт исполнения юридических действий: переписка между органами власти, создание комиссии для включения её в списки граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодном для проживания в результате горных работ; заявитель не доказал, что у него не имелось возможности для исполнения решения суда и предпринял все меры для его исполнения. Считает, что препятствий для создания комиссии и включения её в Список не было. В жалобе заявитель указывает хронологию работы с органами власти с 2011 года, решение по отношению к ней вынесено в 2013 году. С момента возбуждения исполнительного производства администрацией было написано только два письма, что ставит под сомнение полноту проделанной работы. Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнения на всей территории Российской Федерации, неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. Просит постановление о наложении административного штрафа оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы, доводы, изложенные в ходатайстве защитника, доводы, изложенные в возражении потерпевшей, исследовав материалы административного дела и исполнительного производства в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Обязательность судебных постановлений закреплена в статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2012 года), согласно части 1 которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.
Статья 5 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных настоящим Законом, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительных документов. В соответствии с частью 1 ст. 113 названного Закона при невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора,- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, по вступившему в законную силу решению Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право на получение социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах Кизеловского угольного бассейна. На администрацию Кизеловского муниципального района возложена обязанность включить ФИО1 в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилья взамен сносимого ветхого для переселения за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. на основании исполнительного листа, выданного Кизеловским городским судом ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, в отношении администрации Кизеловского муниципального района возбуждено исполнительное производство № №, которым должнику предложено исполнитель требования исполнительного документа, носящего неимущественный характер, в срок 5 дней.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения,постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор в размере № рублей.
После чего, судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливала новые сроки исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
Уведомлением-требованием судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кизеловского муниципального района установлен срок для исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГГГ года.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем установлено, что должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе в установленный срок в полном объеме, в связи с чем, в отношении администрации района ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Признавая юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, должностное лицо службы судебных приставов лишь делает ссылку на материалы исполнительного производства, при этом не указывает: какие именно материалы исполнительного производства подтверждают вину юридического лица, обстоятельствам совершения административного правонарушения не дана надлежащая оценка, не выяснялся вопрос о наличии у администрации Кизеловского муниципального района возможности для исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования о предоставлении жилого помещения и непринятии им всех зависящих от него мер для исполнения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых производится после всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Считаю, что доводы жалобы о невозможности исполнения судебного решения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, наличие обстоятельств, объективно препятствующих Администрации Кизеловского муниципального района исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, заслуживают внимания.
Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Установлен следующий порядок включения граждан в список на переселение : решение по уточнению списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности ТЭО принимается на заседании Наблюдательного Совета при администрации Кизеловского муниципального района. Данный протокол наблюдательного Совета направляется для утверждения в Министерство энергетики РФ, который своим протоколом утверждает скорректированный Список ТЭО и возвращается в администрацию района. При поступлении денежных средств на цели переселения из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности Наблюдательный совет при администрации района своим решением формирует список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, который утверждается главой администрации района и согласуется с Министерством энергетики РФ. После поступления данного списка в администрацию с гражданами заключается договор на предоставление социальной выплаты. Вместе с тем, как установлено, сроки утверждения и согласования Списков и протоколов принятыми нормативными правовыми актами не предусмотрены.
Таким образом, установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнения судебного решения является не реальным, за предоставленный срок исполнить судебное решение не предоставляется возможным, не принято во внимание то, что в целях исполнения исполнительного документа необходимо проведение ряда мероприятий, а именно: в первую очередь внести уточнения в Список ТЭО и утверждение его Министерством энергетики РФ, который не зависит от действий органа местного самоуправления.
Кроме того, старшим судебным приставом не принято во внимание, что мероприятия по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого являются расходными обязательствами государства, финансируются за счет средств федерального бюджета, которые выделяются не в полном объеме.
Приказом Министерства энергетики РФ от 30.09.2008 года № 99 утвержден порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в соответствии с которым главным распорядителем средств федерального бюджета является Минэнерго РФ. Распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Минэнерго РФ в пределах ассигнований, утвержденных его сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. Финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Процедура расходования бюджетных денежных средств регламентирована нормами Бюджетного Кодекса РФ.
Администрацией Кизеловского муниципального района представлены письма в адрес Министерства энергетики РФ, Министерства финансов РФ, письмо Губернатора Пермского края в адрес Министра энергетики РФ, датированные 2011-2013 годами о необходимости выделения дополнительных средств для переселения граждан из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности.
Согласно ответа Министерства энергетики РФ в адрес Губернатора Пермского края № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство энергетики считает необходимым завершить переселение из ветхого жилья граждан, числящихся в основных списках проектов ликвидации, в указанные сроки. Вопрос выделения дополнительных средств возможно рассмотреть при формировании федерального бюджета на 2015-2017 годы в случае принятия особого решения Правительством Российской Федерации.
Из ответа Министерства финансов РФ следует, что Федеральным законом от 03.12.2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено направить в бюджет Кизеловского муниципального района средства федерального бюджета в 2013 году в сумме 205,6 млн. руб., в 2014 году-50,0 млн. руб., бюджетные ассигнования на указанные цели в 2015 году не предусмотрены. Вопрос переселения граждан из аварийного жилья, расположенного на подработанных территориях, может быть рассмотрен в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемой на условиях долевого финансирования с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Актом проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков за 2009-2012 годы от ДД.ММ.ГГГГ нецелевого использования денежных средств, направленных на переселение из ветхого жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности, не установлено, на ДД.ММ.ГГГГ программа переселения исполнения на 94%.
Из представленных администрацией района сведений следует, что для исполнения судебных решений необходимо выделение дополнительного финансирования на переселение из ветхого жилья непригодного для проживания по критериям безопасности в размере № руб. На момент привлечения юридического лица к административной ответственности свободных денежных средств на цели переселения не имелось. Поступившие денежные средства в 2013 году, как было установлено, были направлены на исполнение судебных решений, вынесенных судом в 2011 году и исполнения судебных решений, вынесенных в 2012 году.
При таких обстоятельствах, вывод старшего судебного пристава о наличии виновных действий администрации района по неисполнению судебного решения в установленный срок нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оставлено без внимания отсутствие денежных средств на исполнение судебного решения.
Конституционный Суд РФ в Постановлении № 13-П от 30.07.2001 года разъяснил, что под уважительными причинами для спорных правоотношений необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Считаю, что усматриваются уважительные причины неисполнения судебного решения, судебное решение не исполнено должником по независящим от него обстоятельствам, не предоставление социальной выплаты потерпевшим является, по мнению суда, невыполненным обязательств органов государственной власти РФ.
Доводы жалобы в части того, что требования исполнительного документа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого являются требованиями имущественного характера, считаю несостоятельными. Исполнительные документы неимущественного характера - это документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), не связанные с передачей денежных сумм или иного имущества. Требование о возложении обязанности на администрацию района предоставить гражданину социальную выплату не предусматривает передачу ему каких-либо денежных средств или иного имущества.
Таким образом, по указанным выше основаниям обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 п.3 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и прекращении производства по делу, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Отменить постановление старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по городу Кизелу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о наложении административного штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица администрации Кизеловского муниципального района виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере № рублей, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: подпись
Верно. Судья Т.В.Митракова
Секретарь М.Г. Дудырева