ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-251/2021 от 22.11.2021 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Старый Оскол 22 ноября 2021 года

Судья Старооскольского городского суда Белгородской области Аралкина Ю.С., с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ООО «АЛТЕК» - ФИО1, старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Генерального директора общества с ограниченной ответственностью «АЛТЕК» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № 19/070/139/2021 от 18 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № 19/070/139/2021 от 18 августа 2021 года ООО «АЛТЕК» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Из постановления следует, что ООО «Алтек», с 14.07.2021 года имея достоверную информацию о наличии в 15м. от собственного производственного объекта места несанкционированного складирования отходов, имеющего признаки возобновляемого выброса отходов в окружающую среду, не информировало об этом органы местного самоуправления, в результате чего созданы экологические риски загрязнения окружающей среды, тем самым сокрыло экологическую информацию.

Не согласившись с указанным постановлением, Генеральный директор ООО «АЛТЕК» ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить его в связи с необоснованным решением, поскольку считает, что загрязнение указанной в постановление территории произошло до того, как ООО «АЛТЕК» стал собственником близлежащего земельного участка и нежилого помещения, информацию о загрязнении оно не скрывало, так как визуально, без захода на не принадлежащую ООО территорию, обнаружить его невозможно, в связи с наличием обильной древесно-кустарниковой растительности, закрывающей обзор, экспертизы для определения содержания отходов и давности их образования проведено не было.

В судебном заседании представитель организации ФИО1 жалобу поддержала, просила отменить вынесенное постановление, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - старший государственный инспектор Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 с доводами жалобы не согласился, пояснил, что в материалах дела достаточно доказательств виновности Общества в нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, оценив доводы, изложенные в жалобе, пояснения участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно положениям ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.8.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Объект правонарушения - общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Предметом правонарушения является порядок оборота экологической информации.

Указанный порядок урегулирован Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими нормативными актами, устанавливающими специальные правила о предоставлении, собирании, распространении информации, затрагивающей экологические права и интересы граждан, охрану окружающей среды и природопользование.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Субъектом правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ является лицо, на которое возложена обязанность сообщать вышеназванную информацию. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

В данном случае материалы дела и постановление по делу об административном правонарушении не содержат сведения о том, что на ООО «Алтек» возложена обязанность сообщать экологическую информацию, а конкретно о наличии несанкционированного складирования отходов, а также какими нормативными актами это регулируется.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось должностным лицом контролирующего органа несанкционированная свалка образовалась задолго до того, как собственником здания склада №7 стало ООО «Алтек» по адресу: г. Старый Оскол, ст.Котел, пр. М-3, стр.3 (03.06.2020 года). В материалах дела содержатся данные о том, что по указанному адресу хозяйственную деятельность осуществляет ряд организаций, в том числе ООО «Марстен», ООО «Форбо Еврокол Рус», ООО «МетКон», «Промкомплектресурс», ООО «Бетонсервис», ООО «Бентопром».

При этом должностное лицо, делая выводы о виновности ООО «Алтек», ссылается на то, что условиями договора аренды указанных организаций вопросы соблюдения природоохранного законодательства не оговариваются, а их представители заявили, что о несанкционированной свалке не знали.

При этом ООО «Алтек» до 14.07.2021 года - совместного осмотра указанной территории с контролирующим органом также такими сведениями не владело.

28.07.2021 года ООО «Алтек» по рекомендации государственного инспектора ФИО2 направило письмо в орган местного самоуправления о том, что обнаружена в 15 метрах от земельного участка и здания, принадлежащего Обществу, несанкционированная свалка с твердыми бытовыми отходами, мешками с сыпучим веществом.

Доводы инспектора о том, что в информационном письме указано на не те отходы, что мешки с веществом не относятся к несанкционированной свалке, поскольку не установлен их собственник, необоснованные.

Представители ООО «Алтек» не являются специалистами в области экологического законодательства, и не обладают специальными познаниями по разграничению типа мусора.

Какая либо форма такого вида обращения, сроки законодательно не определены.

Этим доводам привлеченного юридического лица оценка в постановлении не дана.

При этом суд обращает внимание, что о наличии несанкционированной свалки на 14.07.2021 года административный орган был осведомлен, выявив ее при выезде на место 21.06.2021 года. Согласно пояснений ФИО2 за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления было привлечено к административной ответственности ООО «Бетонсервис» по ст.8.2 КоАП РФ. То есть виновником в несанкционированном складировании отходов, имеющие признаки возобновляемого выброса отходов в окружающую среду, признано другое Общество, и свалка образовалась не от производственной деятельности ООО «Алтек».

Кроме того, деятельность ООО «Алтек» не связана с оказанием негативного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, что его не обязывает предоставлять экологическую информацию о воздействии на окружающую среду, подавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

В оспариваемом постановлении перечислены федеральные законы, нормативные акты, Правила, определяющие экологические требования при обращении с отходами, то есть общие декларативные требования, указывающие на то, что обращение с отходами должно быть безопасным для населения и окружающей среды, однако, какие конкретно нормы законодательства нарушены ООО «Алтек», и в чем заключается его вина, в постановлении не указано.

Тогда как диспозиция статьи предусматривает ответственность только для лиц, обязанных сообщать такую информацию.

Требования ч.2 ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» о незамедлительном информирование соответствующие органы в случае возникновения угрозы аварии, связанных с обращениями с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, распространятся на те юридические лица, деятельность которых при эксплуатации зданий и иных объектов, связана с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести вред.

Такие обстоятельства не установлены, а ссылка должностного лица в постановлении о наличии у ООО «Алтек» договора с ООО «ТК Экотранс» договора о передачи отходов деятельности об этом также не свидетельствует.

При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении нельзя считать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу представителя ООО «Алтек» ФИО3 удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды ФИО2 №19/070/139/2021 от 18 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Алтек» отменить, дело направить на новое рассмотрение должностному лицу.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Старооскольский городской суд Белгородской области.

Судья Аралкина Ю.С.

Решение23.11.2021