ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-251/2022 от 20.06.2022 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело Мировой судья Сергушкина Е.А.

Р Е Ш Е Н И Е

20 июня 2022 года (адрес)

Судья Калининского районного суда (адрес)Лысаков А.И. рассмотрев жалобу Лысенко Н. Б. на постановление мирового судьи судебного участка №(адрес) от (дата), вынесенное в рамках рассмотрения дела в отношении Лысенко Н.Б. по делу об административном правонарушении предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № (адрес) от (дата)Лысенко Н.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

На данное постановление мирового судьи Лысенко Н.Б. подана жалоба, в которой она просит отменить постановление и ограничится устным замечанием за малозначительностью совершенного правонарушения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности Лысенко Н. Б. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.

Защитник лица привлекаемого, к административной ответственности Пичугина Т.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просил ограничится устным замечание.

Должностное лицо, вынесшее постановление Контрольно-счетная палата (адрес) инспектор Климакина Ю.В. в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, оценив представленные в дело доказательства, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями п.1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях «административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от (дата) № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 402-ФЗ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно частям 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от (дата) № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете") каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

Пунктом 302.1 Инструкции н2 счет 40160 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм резервов, формируемых в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения (об обязанности по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством Российской Федерации требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права, с ненаступившим сроком его исполнения (предъявления), имеющей на момент признания в бухгалтерском учете расчетно - документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования), принимаемых к бухгалтерскому учету с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" к таким резервам предстоящих расходов, в том числе, отнесены предстоящие оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения.

Согласно пункту 160.1 Инструкции н3 операции по начислению сумм резервов отражаются бухгалтерскими записями (счет 040160000 "Резервы предстоящих расходов") в том числе, формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет работникам организации, по обязательствам учреждения, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру, с ненаступившим сроком их исполнения (предъявления) и имеющие на момент признания в бухгалтерском учете расчетно- документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования.

В пункте 3.9.2 Учетной политики Учреждения4 установлен порядок определения оценочного значения при формировании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (с учетом начисляемых на них страховых взносов) за фактически отработанное время.

Согласно пункту 3.9.3 Учетной политики Учреждения «предусмотрена инвентаризация резервов на оплату отпусков, где предусмотрена проверка правильности и обоснованности созданных в Учреждении резервов, инвентаризация такого резерва проводится по состоянию на 31 декабря финансового года. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений страховых взносов».

ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» сформировало резервы предстоящих расходов на оплату отпусков по состоянию на (дата) по :чету 40160 «Резервы предстоящих расходов» включая платежи на обязательное социальное страхование в общей сумме 2 754,73 тыс. рублей с учетом страховых взносов в Балансе ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» . Расчеты резерва предстоящих расходов в 2020 произведены неверно за счет неправильного определения количества неиспользованных сотрудниками дней отпуска на дату расчета резерва.

По данным расчета резерва предстоящего периода на 2021 год (номер и дата отсутствуют), заверенного, в том числе подписью главного бухгалтера ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» Н.Б. Лысенко сформирован резерв предстоящих расходов на оплату отпусков на 2021 год в сумме 2 115,77 тыс. рублей (с учетом страховых взносов сумма оставила 2 754,73 тыс. рублей).

Проверкой установлено, что сформированные резервы предстоящих с-сходов на оплату отпусков за фактически отработанное время сотрудниками Учреждения на (дата) (за 2020 год) должны составлять 968,14 тыс. рублей (с учетом страховых взносов сумма составила 1 260,51 тыс. рублей).

По состоянию на (дата) следовало отразить на счете Резервы предстоящих расходов» сумму в размере 1 260,51 тыс. рублей согласно расчета резерва предстоящего периода на 2021 год (б/номера от (дата)), заверенного, в том числе подписью главного бухгалтера ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» Н.Б.Лысенко.

В нарушение требований пункта 302.1 Инструкции н, пункта 160.1 Инструкции н, по состоянию на (дата) строка «Резервы предстоящих расходов Баланса (ф. 0503130У искажена на 54,2 процента (100*(2 754,73-1 260,51)/2 754,73). В строке 520 числовой показатель отражен в сумме 2 754,73 тыс. рублей, следовало отразить сумму в размере 1 260,51 тыс. рублей.

В результате строка 550 раздела III «Обязательства» Баланса (ф. 0503130) завышена (искажена) на 54,2 процента (100*(2 754,73-1 494,15)/ 2 754,73)-100).

Завышение на (дата) данных бухгалтерской отчетности ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» по строке 550 раздела III «Обязательства» Баланса (ф. 0503130) на 54,2 процента и сумму 1 494,19 тыс. рублей образует состав административного правонарушения предусмотренного, частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Лысенко Н. Б., являясь главным бухгалтером ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» и должностным лицом, в соответствии с подпунктами 1,4, 14 пункта 9 Раздела 2 должностной инструкции главного бухгалтера, утвержденной директором ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» (дата) обязана:

-осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранности собственности Учреждения;

- осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности;

- обеспечивать составление бухгалтерского баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об исполнении бюджета, другой бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Кроме того, пунктом 1.4 Учетной политики Учреждения предусмотрено следующее, главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Пунктом 4 примечания к статье 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено, что под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов.

Завышение на (дата) данных бухгалтерской отчетности ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» по строке 550 раздела III «Обязательства» Баланса (ф. 0503130) на 54,2 процента и сумму 1 494,19 тыс. рублей образует состав административного правонарушения предусмотренного, частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Таким образом, Лысенко Н.Б. допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, представив в Министерство имущества (адрес) формы годовой бюджетной отчетности с искажением показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженных в денежном измерении.

Вина Лысенко Н.Б. подтверждена следующими доказательствами: уставом ГКУ «Центр организации закупок (адрес)», утвержденного (дата)-Р с изменением от (дата)-Р, Выписка из ЕГРЮЛ от (дата), пояснения о месте совершения административного правонарушения от (дата); сопроводительным письмом от (дата) «О предоставлении отчетности» с отметкой Министерства имущества (адрес) о приеме (дата), вместе с уведомлением о получении бюджетной отчетности: от (дата); приказом председателя КСП ЧО от (дата) «О проведении контрольного мероприятия» с изменением от (дата); -выпиской из Акта от (дата); копией приказа ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» от (дата) «Об утверждении Учетной политики ГКУ «Центр организации закупок (адрес)»; балансом ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» на (дата) (ф.0503130); расчетом резерва предстоящего периода год (б/номера и б/даты) с корректировкой от (дата); -копией трудового договора от (дата); приказом о приеме на работу от (дата); должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной директором ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» (дата); приказом ГКУ «Центр организации закупок (адрес)» от (дата) «Об утверждении Учетной политики ГКУ «Центр организации закупок (адрес)»;

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными в ходе производства по делу доказательствами и не оспариваются как Лысенко Н.Б., так и должностным лицом в настоящей жалобе.

При таких обстоятельствах, должностное лицо и мировой судья, с учетом требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришли к обоснованному выводу о виновности Лысенко Н.Б., верно квалифицировав ее действия по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, изучив доводы жалобы, суд находит основания для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, согласно ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Материалами дела не подтверждается, что в результате совершенного Лысенко Н.Б. правонарушения допущено причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также, что кому-либо причинен имущественный ущерб. Лысенко Н.Б. совершила данное правонарушение впервые, иного в материалы дела не представлено.

Кроме того, из представленной бухгалтерской справки от (дата) следует что нарушение в настоящее время устранено.

При таких обстоятельствах, учитывая характер допущенного нарушения, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, а также доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства, допущенное Лысенко Н.Б. административное правонарушение является малозначительным, судья находит постановление по делу об административном правонарушении, подлежащим отмене, а производство по делу — прекращению.

Руководствуясь ст.30.9, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № (адрес) от (дата) о привлечении Лысенко Н. Б. к административной ответственности по ч.4 ст.15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - изменить, освободив Лысенко Н. Б. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием ввиду малозначительности совершенного деяния.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.И. Лысаков