Министерство природных ресурсов Омской области
Дело № 12-252/2018
РЕШЕНИЕ
10 сентября 2018 года <адрес>
Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Карева Е.П., при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу филиала в г. Омск «Омское предприятие по производству бактериальных препаратов» Акционерного общества «Научно-производственного объединения по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» на постановление государственного инспектора в области окружающей среды Омской области № 393-500 от 09 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1. КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области окружающей среды Омской области № 1/278 от 09 августа 2018 года Акционерное общество «Научно-производственного объединения по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» в лице филиала в г. Омск «Омское предприятие по производству бактериальных препаратов» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с обозначенным постановлением, представитель Акционерного общества «Научно-производственного объединения по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» в лице филиала в г. Омск «Омское предприятие по производству бактериальных препаратов» обратился с жалобой, в которой указал, что в ходе административного расследования, проведенного с 14 июня по 14 августа 2018 г. в Филиале Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, установлено, что 6, 7, 9, 11 и 13 июня 2018 г. на стационарном посту наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха № 5 САО г. Омска зарегистрировано превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) формальдегида. В Министерство поступила информация от ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» о наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) первой степени опасности с 0:00 до 10:00 11 июня 2018 г. По результатам расследования установлено, что Филиал, осуществляя производство бактерийных препаратов, производит выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от лаборатории вакцинного цеха в соответствии с разрешениями на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 58 от 14 марта 2018 г. и № 221 от 29 ноября 2017 г. Данными разрешениями введен в действие проект предельно допустимых выбросов Филиала, согласно которому утверждены мероприятия по регулированию выбросов при НМУ, согласно которым Филиал, отнесенный к 3-й категории опасности, выполняет мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в период НМУ. Однако, филиалом не были превышены установленные разрешениями предельные нормы выбросов загрязняющих веществ в период НМУ, зафиксированное 11 июня 2018 г. превышение ПДК формальдегида в атмосферном воздухе не является следствием деятельности Филиала. Таким образом, материалами дела подтверждается, что Филиалом обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды в соответствии с нормами Федеральных законов от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также нормы Положения о нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействия на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2000 г. № 183, а следовательно, экологические требования при эксплуатации зданий сооружений и иных объектов капитального строительства Филиалом не нарушены. Министерство в ходе административного расследования пришло к выводу о том, что Филиалом в 2017 году не получалась специализированная гидрометеорологическая информация о наступлении НМУ, договор о предоставлении такой информации не заключен и самостоятельно Филиалом на сайте ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» информация о НМУ не отслеживалась, т.к. не был представлен журнал для записи предупреждений о НМУ. Данный факт послужил основанием для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания по ст. 8.1. КоАП РФ, устанавливающей ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий сооружений и иных объектов капитального строительства. Однако отсутствие журнала для записи предупреждений о НМУ не свидетельствует о неполучении Филиалом специализированной гидрометеорологической информации о наступлении НМУ и не влечет наступление неблагоприятных последствий, на недопущение которых направлена установленная ст. 8.1. КоАП РФ административная ответственность. Кроме того, до вынесения постановления о назначении административного наказания, Филиалом добровольно предприняты меры по обеспечению фиксации получения специализированной гидрометеорологической информации о наступлении НМУ и по заключению договора на получение информации, что подтверждается Договором от 10.07.2018 г. № 529/11 и Журналом регистрации предупреждений НМУ. При таких обстоятельствах, по мнению Филиала, правонарушение, послужившие основанием для привлечения его к административной ответственности и основанием для назначения административного наказания, возможно признать малозначительным и освободить от административного наказания в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, ограничившись устным замечанием. Кроме того, в соответствии с протоколом об административном правонарушении от 01 августа 2018 г. №1/278 и постановлением о назначении административного наказания от 09 августа 2018 г. № 1/278 к административной ответственности привлечен филиал юридического лица, административное наказание также применено в отношении филиала юридического лица. Примененная Министерством в результате рассмотрения дела об административном правонарушении ст. 8.1. КоАП РФ предусматривает административную ответственность в отношении юридических лиц, а не филиалов юридических лиц. Согласно ст. 2.1. КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Учитывая вышеизложенное, Заявитель считает, что протокол об административном правонарушении от 01 августа 2018 г. №1/278 и постановление о назначении административного наказания от 09 августа 2018 г. №1/278 вынесены с нарушением процессуальных требований законодательства Российской Федерации. На основании изложенного, просили отменить указанное постановление № 1/127 от 09 августа 2018 года.
В судебном заседании представитель АО НПО «Микроген» Когер М.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, указала на отсутствие нарушений со стороны юридического лица в части превышения размера выбросов, а также на устранение в настоящее время всех допущенных нарушений.
Представитель АО НПО «Микроген» Демкив В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании также доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, указал на допущенные нарушения ввиду отсутствия в штате юридического лица специалиста в указанной сфере деятельности, а также, что до 2017 года предприятие относилось в 4 классу опасности, что не предполагало оформления соответствующих документов, отсутствие которых вменяется юридическому лицу в нарушение административным органом. При этом указал, что согласно технологическим процессам, в соответствии с промышленными регламентами, выбросы в атмосферу не могут превышать допустимых пределов, в период возникновения НМУ первой степени опасности с 0:00 до 10:00 11 июня 2018 г. и установления превышения ПДК формальдегида в атмосфере, предприятие активной деятельности по производству не осуществляло, в связи с чем не осуществлялось выбросов в атмосферу. Вредных и негативных последствий от допущенных юридическим лицом нарушений не наступило, в связи с чем просил признать нарушение малозначительным и ограничится устным замечанием.
Представитель Министерства природных ресурсов Омской области Соловьев Ф.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против доводов жалобы, суду пояснил, что в отношении АО «НПО «Микроген» была проведена проверка, в ходе которой были выявлены изложенные в протоколе нарушения. Допущение данных нарушения со стороны юридического лица, не позволяли надлежащим образом реагировать юридическому лицу на НМУ и проводить установленные ПДВ мероприятия, в связи с чем могло быть допущено превышение выбросов. Кроме того указал, что в период 2017-2018 годов, неоднократно фиксировалось превышение ПДК в атмосфере в районе деятельности АО «НПО «Микроген». Фактом превышения выбросов АО «НПО «Микроген», в том числе 11 июня 2018 г. зафиксировано не было. Юридическому лицу вменяется в нарушение именно ненадлежащее ведение документации, что могло привести к неблагоприятным последствиям, ввиду отсутствия контроля.
Представитель Министерства природных ресурсов Омской области Якимов Я.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании дал аналогичные пояснения, полагал вынесенное постановление законным и обоснованным. Все смягчающие обстоятельства были учтены при вынесении постановления.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы и документы, представленные в ее обоснование, суд пришел к следующему.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, обстоятельствами, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении наряду с такими как наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, иные обстоятельства, являются и виновность лица в совершении такого правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическими требованиями (требования в области охраны окружающей среды, природоохранные) признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
П. 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 2 приведенной нормы установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 67 указанного Федерального закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (пункт 5 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В силу ст. 14 указанного Федерального закона выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 25 указанного Федерального закона производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Судом установлено, что филиал в <адрес> «Омское предприятие по производству бактерийных препаратов» АО «НПО «Микроген» осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от лаборатории и вакцинного цеха, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с разрешениями на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 58 от 14 марта 2018 года и № 221 от 29 ноября 2017 года.
Разрешениями на выброс вредных веществ в атмосферный воздух № 58 от 13 февраля 2013 года и № 221 от 29 ноября 2017 года введен в действие проект предельно допустимых выбросов филиал в г. Омске АО «НПО «Микроген».
Как следует из ответа заместителя Министра природных ресурсов и экологии Омской области от 05 декабря 2017 года, филиалу АО «НПО «Микроген» в г. Омск в соответствии с п. 3 ст. 19 ФЗ от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» согласованы мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, указанные мероприятия прилагаются в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов.
Как следует из разд. 5 «Мероприятия по регулированию выбросов в период НМУ» проекта нормативов предельно допустимых выбросов, неблагоприятные метеорологические условия представляют собой краткосрочное особое сочетание метеорологических факторов, обуславливающих ухудшение в определенном районе качества воздуха в приземном слое.
Определение периода действия и категории (режима) НМУ находится в ведении органов Росгидромета (Центр по мониторингу загрязнения окружающей среды).
Согласно ст. 19 № 96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха в обязанности этих органов входит оповещение предприятий о наступлении и завершении периода НМУ и категории (режима) НМУ.
Мероприятия по регулированию выбросов в период НМУ разработаны для филиала ФГУП «НПО «Микроген», относящейся к третьей категории опасности в соответствии с руководящими документами - «Методические указания по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий» РД 52.04-52-85 раздел 4.
Мероприятия разрабатываются для трех режимов. Для 1 режима регулирования выбросов осуществляются организационно-технические мероприятия, эффективность которых принимается равной - 15%.
Сокращение производства, связанное с выполнением мероприятий 1, 2, 3 режимов компенсируются за счет использования резервов производства. Поэтому экономическая оценка ущерба при выполнении мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ не производится.
Мероприятия по сокращению выбросов в период НМУ для всех режимов работы филиала ФГУП «НПО «Микроген», представлены в таблице 3.8.
Согласно указанной в таблице информации, при установлении 1 режима регулирования выбросов организация должна выполнить следующие мероприятия: ограничить въезд-выезд автотранспорта, ограничить сварочные работы, ограничить работу на металлообрабатывающих станках, ограничить привоз животных, ограничить работу в лабораториях, ограничить мойку посуды и ампул.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области поступила информация от ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», о наступлении неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) первой степени опасности с 00-00 ч. до 10-00 ч. 11.06.2018 г. По данным ЦСМ ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» 6, 7, 9, 11 и 13 июня 2018 года на стационарном посту наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха № 5 в САО г. Омска было зарегистрировано превышение ПДК формальдегида в 1,56; 1,9; 1,06; 1,84; 1,42 раза соответственно.
14 июня 2018 года специалистом отдела государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неустановленного круга лиц по ст. 8.1. КоАП РФ и истребование сведений у ФГУП «НПО «Микроген» необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, а именно: мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской) за 2017 и истекший период 2018 года; журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; документы, подтверждающие получение ФГУП «НПО «Микроген» информации о прогнозе неблагоприятных метеорологических условий за 2017 и истекший период 2018 года; документы, подтверждающие проведение ФГУП «НПО «Микроген» мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, уполномоченным па осуществление регионального государственного экологического надзора за 2017 и истекший период 2018 года; результаты производственного контроля за соблюдением установленных проектом ПДВ нормативов выбросов на источниках предприятия (протоколы количественного химического анализа и т.д.) за 2017 и истекший период 2018 года.
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования, проведенного в отношении АО «НПО «Микроген», установлено нарушение юридическим лицом требований п. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» специализированная гидрометеорологическая информация о наступлении неблагоприятных метеорологических условий за истекший период 2017 года филиалом организации не получалась, договор о предоставлении информации заключен не был, самостоятельно филиалом в г. Омске АО «НПО «Микроген» информация о НМУ на сайте ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» не отслеживалась.
В связи выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области вынесено постановление № 1/278 о признании АО «НПО «Микроген» в лице филиала в г. Омске виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Представитель АО «НПО «Микроген» просит указанное постановление отменить, ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие журнала для записи предупреждений о НМУ, не свидетельствует о не получении Филиалом специализированной гидрометеорологической информации о наступлении НМУ и не влечет наступление неблагоприятных последствий, на недопущение которых установлена ст. 8.1. КоАП РФ административная ответственность. Кроме того, филиалом не были превышены установленные разрешениями предельные нормы выбросов загрязняющих веществ в период НМУ, зафиксированное 11 июня 2018 года превышение формальдегида в атмосферном воздухе не является следствием деятельности филиала. При этом ссылается на отсутствие активной производственной деятельности в указанный период, в связи с чем необходимость выполнения требуемых мероприятий при возникновении НМУ у юридического лица отсутствовала.
Оценивая данные доводы, суд отмечает, что согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие виновности лица в совершении административного правонарушения.
При этом, согласно ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что филиал г. Омска АО «НПО «Микроген» эксплуатируются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в силу ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно абз. 2 указанной нормы, информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899 утвержден Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.
Согласно пп. 3 п. 3 указанного Порядка, заинтересованными лицами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 9-11 указанного Порядка, информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.
Информация о НМУ, указанная в пунктах 5 - 6 настоящего Порядка, состав и содержание которой соответствуют пункту 7 настоящего Порядка, предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, по факсу, по электронной почте или с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
При получении информации о НМУ территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, в течение одного часа должны подтвердить факт ее получения с использованием того же средства связи.
Информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 утверждено Положение «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».
Согласно п. 2-5 указанного Положения, к информационным услугам в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды относится предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической, режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации.
Информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в Приложении к настоящему Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги.
Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.
Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.
Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.
Из указанного следует, что информацию о неблагоприятных метеорологических условиях можно получить у уполномоченного органа с официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо заключив соответствующее соглашение (договор) на предоставление информации о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях.
Судом установлено, что НМУ было зафиксировано 11 июня 2018 года, при этом договор с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» об оказании услуг по предоставлению специализированной гидрометерологической информации заключен АО «НПО «Микроген» лишь 10 июля 2018 года.
Кроме того, относительно доводов о возможности самостоятельного получения сведений о наступлении НМУ, то в методических указаниях «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях РД 52.04.52-85» определен порядок и обязанности организаций, участвующих в работах по прогнозу загрязнения атмосферы, регулированию выбросов и контролю эффективности этих работ.
В соответствии с гл. 8 РД 52.04-52-85 для приема предупреждений на предприятиях назначаются ответственные, которые, приняв текст, регистрируют его в журнале (форма журнала приведена в Приложении 4) и сообщают его содержание всем цехам, участкам и производствам, где осуществляется регулирование выбросов.
Однако, как следует из представленного в материалы дела журнала регистрации предупреждений НМУ, его ведение начато 10 июля 2018 года.
Кроме того, отсутствие со стороны АО «НПО «Микроген» действий по проведению согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ не отрицалось и представителем юридического лица при даче объяснений в ходе административного расследования.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела, установленных и подтвержденных совокупностью представленных доказательств, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ вина юридического лица установлена, так как у него имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, однако исчерпывающих мер к его выполнению им не принято.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «НПО «Микроген» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о существенном нарушении процессуальных требований при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, суд полагает необоснованными.
В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно положений п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Из материалов дела следует, что согласно разделу 4 устава АО «Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген», утвержденного распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 26.10.2017 г., общество в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства. Как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени общества.
Общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.
Филиалы и представительства действуют на основании положения, утвержденных Советом директоров общества. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются единоличным исполнительным органом общества и действуют на основании доверенности, выданной обществом.
28 декабря 2017 года решением Совета директоров АО «НПО «Микроген» утверждено положение о филиале АО «НПО «Микроген» в г. Омск «Омское предприятие по производству бактерийных препаратов».
Согласно данному положению, указанный филиал является обособленным структурным подразделением АО «НПО «Микроген», в отношениях с третьими лицами действует от имени и по поручению общества, представляет интересы общества и осуществляет их защиту. В соответствии с п. 5.6. указанного положения, директор филиала при осуществлении деятельности филиала обязан своевременно письменно информировать генерального директора общества обо всех проверках, проводимых на филиале представителями компетентных государственных органов и органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, материалы дела свидетельствуют о том, что к административной ответственности по ст. 8.1. КоАП РФ привлечено общество, которое было надлежащим образом извещено о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку соответствующие извещения и копия протокола были получены исполняющим обязанности заместителя директора филиала АО «НПО «Микроген» в г. Омске Демкивым В.И., и совершенное административное правонарушение связано с деятельностью филиала.
Дело в отношении АО «НПО «Микроген» рассмотрено в пределах установленного ст. 4.5. КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, нарушений положений административного законодательства по порядку рассмотрения настоящего дела суд не находит.
Между тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Как следует из пояснений представителя юридического лица, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в филиале г. Омска АО «НПО «Микроген» происходит при эксплуатации лаборатории.
Согласно плану производства и выпуска юридическим лицом продукции, в период действия НМУ (июнь 2018 года), производство препаратов не осуществлялось.
При этом, как ранее установлено судом, юридическим лицом, 10 июля 2018 года АО «НПО «Микроген» заключен договор с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» об оказании услуг по предоставлению специализированной гидрометерологической информации и заведен соответствующий журнал регистрации предупреждений НМУ.
Превышение ПДК формальдегида, согласно данным ЦСМ ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС», зафиксированным 6, 7, 9, 11 и 13 июня 2018 года на стационарном посту наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха № 5 в САО г. Омска в 1,56; 1,9; 1,06; 1,84; 1,42 раза соответственно в связи с деятельностью филиала АО «НПО «Микроген» в ходе проведения административного расследования не установлено, что также подтвердили в судебном заседании представители Министерства природных ресурсов Омской области, указав, что юридическому лицу вменяется в нарушение ненадлежащее ведение документации.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями), малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив установленные фактические обстоятельства по делу об административном правонарушении и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия АО «НПО «Микроген», выразившиеся в нарушении норм природоохранного законодательства, формально содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия какого-либо вреда и иных неблагоприятных последствий, совершенное правонарушение находит малозначительным, в связи с чем, полагает возможным освободить АО «НПО «Микроген» от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись устным замечанием.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, с объявлением АО «НПО «Микроген» устного замечания.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 2.9, ст. 29.10., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7. и ст. 30.8. КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора в области окружающей среды Омской области № 1/278 от 09 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1. КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Научно-производственного объединения по медицинским иммунобиологическим препаратам «Микроген» отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью правонарушения с объявлением устного замечания.
Решение быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд города Омска в течение десяти суток со дня вручения копии настоящего постановления.
Судья Е.П. Карев