№
РЕШЕНИЕ
17 ноября 2021 года судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Войнов А.А., при секретаре Шориной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица – <данные изъяты> общества с ограниченной ответственностью «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от 01 декабря 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>№ от 01 декабря 2020 года должностное лицо ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Защитник ФИО1, оспаривая виновность в совершении правонарушения, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения. В разработанной программе ПЭК отсутствует информация о применяемых методиках расчета выбросов загрязняющих веществ. Общество не имело и не имеет возможности использовать методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включенные в перечень таких методик, утверждаемый Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поскольку на момент проведения инвентаризации источников выбросов в 2018 году такого перечня не существовало и на сегодняшний день в данный перечень включена лишь одна методика (Методика расчета количества отходящих, уловленный и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при проведении взрывных работ в разрезах (карьерах)), которая не может быть применена Обществом в силу специфики выполняемых работ никак не связанных с деятельностью разрезов (карьеров). Производственный экологический контроль осуществляется на основании недостоверных сведений в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренных программой ПЭК. Данные, представленные в форме 2-ТП (воздух), основаны на недостоверных данных инвентаризации (более подробно доводы заявителя изложены в жалобе). Так же просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок.
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, судья находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ: жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В рассматриваемом случае, прихожу к выводу о необходимости восстановления заявителю пропущенного процессуального срока, поскольку достоверно установлено, что первоначально жалоба была подана в срок и возвращена для устранения недостатков.
В судебном заседании установлено, что постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>№ от 01 декабря 2020 года должностное лицо ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (п.1) Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п.2) Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Судом установлено, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки, по адресу: <адрес> в период с 21.09.2020 по 16.10.2020 установлено следующее:
ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» осуществляет деятельность по сбору отходов (ОКВЭД 38.1) на территории <адрес>.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Используемые при инвентаризации и определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включены в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, формируемый и ведущийся Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
1. В Программе производственного экологического контроля, утвержденной 18.05.2020, для объектов HBOC (<данные изъяты>) отсутствует информация о применяемых методиках для расчета выбросов загрязняющих веществ.
Согласно ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ:
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, И и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
4: Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»:
2. Программа должна содержать разделы: общие положения;
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;-
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
9.1. Подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать:
- план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих, веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
- план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых, методов и методик измерений.
Таким образом, ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, а именно в разработанной программе ПЭК отсутствует информация о применяемых методика расчета выбросов загрязняющих веществ.
Нарушены: п.4 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, п. 9.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
2. Производственный экологический контроль осуществляется на основании недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренных программой ПЭК.
Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ: производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
п. 9.1, Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденного Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74: подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать:
план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.
Таким образом, ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии» осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, а именно производственный экологический контроль осуществляется на основании недостоверные сведения.
Нарушены: ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденного Приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74.
3. Сведения об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представленные по форме 2-ТП (воздух), основаны на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Приказ Росстата от 08.11.2018 N& 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
1. Утвердить представленную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовую форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха” с указаниями по её заполнению, сбор и обработка данных по которой будет осуществляться Росприродкадзором, и ввести её в действие с отчета за 2018 год (приложение).
2. Установить предоставление данных по указанной в пункте 1 настоящего приказа форме федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в форме.
Таким образом, ООО «ГЗС-ЭкоТехкологии» осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, а именно данные, представленные в форме 2-ТП (воздух), основаны на недостоверных данных инвентаризации.
Нарушены: приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Нарушены требования п. 1, 4 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10,01.2002 № 7-ФЗ; ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05,1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; п. 9.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»; приказ Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
В соответствие с приказами от 10.10.2019 № и от 14.10.2019 № «О возложении ответственности по охране окружающей среды па предприятии» ответственным за организацию работы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды назначен руководитель структурного обособленного подразделения ФИО1 Таким образом, установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что, должностным лицом не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды.
В отношении ФИО1 17.11.2020 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ.
Вина ФИО1 полностью доказана материалами дела, подтверждается исследованными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.11.2020 года, приказом о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии», актом проверки, приказом об утверждении заключения экспертной комиссии с заключением экспертной комиссии, проектной документацией, приказами о возложении ответственности по охране окружающей среды на предприятии, другими материалами дела. Не доверять указанным доказательствам у судьи оснований не имеется.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Доводы жалобы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, материалами дела вина ФИО1 не доказана, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела. Данные доводы по существу сводятся к переоценке доказательств по делу, однако оснований к этому не имеется. Выводы, изложенные в постановлении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным должностным лицом на основании представленных доказательств, которым дана соответствующая оценка.
В соответствии ч.ч.1, 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объективная сторона ст. 8.5 КоАП РФ выражается в сокрытии и искажении экологической информации. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов. Под сокрытием имеется ввиду утаивание, не доведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в е предоставлении. Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.
Судом установлено, что должностное лицо - ООО «ГЭС - ЭкоТехнологии» ФИО1 допустил предоставление недостоверных сведений об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Межрегиональное Управление Росирироднадзора по <адрес> и <адрес>.
При таких обстоятельствах, административный орган правомерно пришел к выводу о совершении должностным лицом – <данные изъяты> ООО «ГазЭнергоСтрой-Экологические Технологии» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что постановление в отношении ФИО1 должно быть отменено, производство по делу прекращено, не могут быть приняты судом пересматривающим дело во внимание, поскольку по мнению суда данные доводы надуманы, не согласуются с объективно установленными доказательствами и направлены по мнению суда на избежание административной ответственности за совершенное правонарушение.
Принимая во внимание исследованные и оцененные по правилам ст. 26.11 КоАП РФ в судебном заседании доказательства, представленные административным органом, суд полагает, что бездействие лица привлекаемого к административной ответственности правильно квалифицированы административным органом.
При назначении вида административного наказания административный орган учел характер совершенного правонарушения, назначено административное наказание в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, при рассмотрении административного дела не установлено.
Нахожу, что правильно и обоснованно должностным лицом применены нормы и санкции действующего КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 8.5, ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> и <адрес> управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>№ от 01 декабря 2020 года о назначении административного наказания должностному лицу – <данные изъяты> общества с ограниченной ответственностью «ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии» ФИО1 в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня его постановления через Дзержинский городской суд Нижегородской области.
Судья п/п А.А. Войнов
Копия верна
Судья -