Дело № 12-253/20
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
гор. Клин Московской области «1» октября 2020 года
Судья Клинского городского суда Московской области Шарапов Д.Г.,
при секретаре судебного заседания Токаренко И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лаврентьевой И. М. на постановление от /дата//номер/ начальника отдела по котлонадзору по /адрес/ Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора ЗАО «Клинстройсервис» Лаврентьевой И.М.,
установил:
Постановлением от /дата//номер/ начальника отдела по котлонадзору по /адрес/ Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору должностное лицо – исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Клинстройсервис» Лаврентьева И.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Лаврентьевой И.М. подана жалоба, в которой она просит постановление отменить и производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник должностного лица Лаврентьевой И.М. по доверенности Иволга С.М. доводы жалобы поддержал. При этом пояснил, что предписание в части признано недействительным решением Арбитражного суда /адрес/, а оставшаяся часть считается выполненной, в связи с прекращением отопительного сезона.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующего лица, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В период с /дата/ по /дата/ сотрудниками управления на основании распоряжения от /дата//номер/ проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения заявления общества о переоформлении лицензии и определения возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения лицензионных требований при эксплуатации опасного производственного объекта и обязательных норм и требований правил в области промышленной безопасности, что отражено в Акте проверки от /дата//номер/, а именно:
1. Не представлены акты приемки или экспертизы промышленной безопасности на газовое оборудование /данные изъяты/, расположенного по адресу: /адрес/, для оценки эксплуатации технических устройств, применяемых на объекте в пределах назначенных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) назначенного ресурса.
2. ЗАО «Клинстройсервис» не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не осуществляется обслуживание фасадного газопровода на котельную, расположенную по адресу: /адрес/.
3. ЗАО «Клинстройсервис» не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающий сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно не осуществляется обслуживание газового оборудования газогорелочных рамп (с регулятором давления со встроенными ПЗК и ПСК) котлов в котельной, расположенной по адресу: /адрес/.
4. Не представлены документы на технические устройства (котлы /данные изъяты/ подтверждающие соответствие требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».
5. Руководитель организации не прошел аттестацию в области общих и специальных вопросов промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора.
6. План работ по осуществлению производственного контроля на ОПО на /дата/ и план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности не разработан. Не проводятся проверки производственного контроля, что подтверждается отсутствием актов производственного контроля или записями в журнале производственного контроля.
7. Не проведена экспертиза здания со встроенной котельной, расположенной по адресу: /адрес/, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации.
8. ЗАО «Клинстройсервис» проверка исправности сигнализации и автоматических защит котлов проводиться с нарушением требований, установленных Правилами, а именно - отсутствует график проверки исправности сигнализации и автоматических защит котлов утвержденный техническим руководителем (главным инженером).
9. ЗАО «Клинстройсервис» не проводилась проверка исправности сигнализации и автоматических защит паровых котлы «/данные изъяты/» заводской /номер/, регистрационный /номер/ (2); заводской /номер/, регистрационный /номер/(4).
10. Не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов рег. /номер/. В сведениях, характеризующих опасный производственный объект не указаны трубопроводы пара с внутренним диаметром более /данные изъяты/, у которых параметры рабочей среды не превышают температуру /данные изъяты/ и избыточное давление /данные изъяты/. (Паропроводы пара к внутренним потребителям в количестве четырех единиц).
11. В ЗАО «Клинстройсервис» пуск и остановка парового котла /данные изъяты/» заводской /номер/; регистрационный /номер/ (1) был произведен без указания специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, запись о пуске котла в оперативном журнале в порядке, установленном производственными инструкциями и режимными картами, отсутствует.
12. ЗАО «Клинстройсервис» не обеспечен химический контроль за соблюдением водно-химического режима парового котла /данные изъяты/ котельной, а именно: не проводятся анализы качества питательной воды на наличие содержания растворенного кислорода (мкг/кг). Анализ уровня рН проводиться реактивами, у которых вышел срок действия в /дата/, данные анализы не могут быть достоверными. При эксплуатации деаэратора не обеспечивается требование по обеспечению котлов деаэрированной питательной водой. Качество воды не соответствует требованиям /данные изъяты/ и руководства (инструкции) по эксплуатации котла, так как в ходе проверки температура воды в деаэраторе составила /данные изъяты/ против /данные изъяты/согласно режимной карте и приложения 3).
13. При проведении экспертизы промышленной безопасности парового котла /данные изъяты/. /номер/, зав. /номер/, установленного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис», расположенной по адресу: /адрес/, выполненной ООО «ПромСтройСервис», внесенной в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Центрального управления Ростехнадзора /дата/ с присвоением регистрационного номера /номер/, не учтены требования завода изготовителя изложенного в Техническом описании /данные изъяты/ ТО раздел 13 «Контроль за состоянием металла и техническое диагностирование котла» пункт 13.4., а именно при диагностировании в рамках экспертизы не использовалась «Инструкция по техническому диагностированию котлов жаротрубного и газотрубного типов /данные изъяты/, в том числе не проводился контроль элементов котла при удалении дымогарных труб.
14. При проведении экспертизы промышленной безопасности парового котла /данные изъяты/ per /номер/, зав. /номер/, установленного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис», расположенной по адресу: /адрес/, выполненной ООО «ПромСтройСервис», внесенной в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Центрального управления Ростехнадзора /дата/ с присвоением регистрационного номера /номер/ не учтены требования завода-изготовителя, изложенные в Техническом описании /данные изъяты/ ТО раздел 13 «Контроль за состоянием металла и техническое диагностирование котла» пункт 13.4., а именно при диагностировании в рамках экспертизы не использовалась «Инструкция по техническому диагностированию котлов жаротрубного и газотрубного типов /данные изъяты/, в том числе не проводился контроль элементов котла при удалении дымогарных труб.
15. При проведении экспертизы промышленной безопасности парового котла /данные изъяты/ per /номер/, зав. /номер/, установленного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис», расположенной по адресу: /адрес/, выполненной ООО «ПромСтройСервис», внесенной в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Центрального управления Ростехнадзора /дата/ с присвоением регистрационного номера /номер/, не учтены требования завода изготовителя изложенного в Техническом описании /данные изъяты/ ТО раздел 13 «Контроль за состоянием металла и техническое диагностирование котла» пункт 13.4., а именно при диагностировании в рамках экспертизы не использовалась «Инструкция по техническому диагностированию котлов жаротрубного и газотрубного типов /данные изъяты/, в том числе не проводился контроль элементов котла при удалении дымогарных труб.
16. При проведении экспертизы промышленной безопасности парового котла /данные изъяты/, per. /номер/, зав. /номер/, установленного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис», расположенной по адресу: /адрес/, выполненной ООО «ПромСтройСервис», внесенной в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Центрального управления Ростехнадзора /дата/ с присвоением регистрационного номера /номер/, не учтены требования завода-изготовителя, изложенные в Техническом описании /данные изъяты/ ТО раздел 13 «Контроль за состоянием металла и техническое диагностирование котла» пункт 13.4., а именно при диагностировании в рамках экспертизы не использовалась «Инструкция по техническому диагностированию котлов жаротрубного и газотрубного типов /данные изъяты/, в том числе не проводился контроль элементов котла при удалении дымогарных труб.
17. В заключении экспертизы промышленной безопасности на трубопровод пара IV категории, per /номер/ (транспортировка пара в пределах котельной), расположенного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис», расположенной по адресу: /адрес/, выполненной ООО «ПромСтройСервис», внесенной в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Центрального управления Ростехнадзора /дата/ с присвоением регистрационного номера /номер/ указаны не достоверные сведения, изложенные в Свидетельстве о пригодности паропровода к эксплуатации выданное /дата//данные изъяты/, и приложенного к паспорту трубопровода, а именно: в свидетельстве протяжённость трубопровода /данные изъяты/ а в заключении /данные изъяты/ при этом не проведены исследования металла при отсутствии сертификатов.
18. Таблички на паровых котлах /номер/, установленных по адресу: /адрес/ не соответствуют установленным требованиям.
19. Табличка на трубопроводе пара /данные изъяты/, per /номер/ (транспортировка пара в пределах котельной) по адресу: /адрес/, не соответствует установленным требованиям.
20. На рабочих местах персонала, обслуживающего трубопровод пара /данные изъяты/, per. /номер/ (транспортировка пара в пределах котельной), расположенного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис» по адресу: /адрес/, не обеспечено наличие комплекта необходимых инструкций и копий исполнительной схемы (чертежа) трубопровода.
21. На арматуре или на специальной металлической бирке трубопровода пара IV категории, per /номер/ (транспортировка пара в пределах котельной), расположенного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис» по адресу: /адрес/, не нанесены названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов, а также указатели направления вращения штурвала, запорная арматура не снабжена указателями «Открыто» и «Закрыто».
22. При эксплуатации трубопровода пара IV категории, per /номер/ (транспортировка пара в пределах котельной), расположенного в котельной, принадлежащей ЗАО «Клинстройсервис» по адресу: /адрес/, шкала манометров выбрана не из условия, чтобы при рабочем давлении стрелка манометра находилась во второй трети шкалы, на шкале манометров не нанесена красная черта, указывающая разрешённое давление.
В связи с выявлением нарушений обществу выдано Предписание об устранении выявленных нарушений от /дата//номер/, со сроком исполнения до /дата/.
/дата/ проведена проверка исполнения ранее выданного предписания, результаты которой отражены в Акте проверки от /дата//номер/.
В ходе проверки выявлено, что обществом не выполнены пункты 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 предписания от /дата//номер/
По факту неисполнения предписания в отношении должностного лица – исполняющего обязанности генерального директора Общества Лаврентьевой И.М. составлен протокол об административном правонарушении от /дата//номер/
Постановлением от /дата//номер/ начальника отдела по котлонадзору по /адрес/ Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору должностное лицо – исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Клинстройсервис» Лаврентьева И.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонауршениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Объектом вменяемого правонарушения является установленный порядок в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых не исполняется и (или) ненадлежащим образом исполняются предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
В качестве объективной стороны заявителю вменяется частичное не исполнение Предписания Центрального Управления Ростехнадзора от /дата//номер/, а именно: пунктов 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.
Решением Арбитражного суда /адрес/ от /дата/ по делу /номер/, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от /дата/, признаны недействительными п. 10, 13, 14, 15, 16, 17 предписания Центрального Управления Ростехнадзора от /дата//номер/ в отношении ЗАО «Клинстройсервис».
В соответствии со статьей 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные судебными актами по делу /номер/, имеют применительно к настоящему делу преюдициальное значение, в том числе, в части доводов заявителя об отсутствии нарушений, поименованных в пунктах 10, 13, 14, 15, 16, 17 предписания от /дата//номер/.
Вместе с тем, согласно акту проверки от /дата//номер/ пункты 2 и 3 предписания от /дата//номер/ выполнены, поскольку оборудование выведено из эксплуатации на летний период. Данные обстоятельства также подтверждены копией приказа ЗАО «Клинстройсервис» от /дата//номер/ об окончании отопительного сезона /дата/.
При этом суд обращает внимание, что п.п. 2 и 3 предписания от /дата//номер/ дублируют п.п. 11 и 12 предписания от /дата//номер/.
Поскольку проверка исполнения предписания от /дата//номер/ проводилась /дата/, то есть после /дата/, то есть после того, как оборудование было выведено из эксплуатации на летний период, суд приходит к выводу, что п.п. 11 и 12 указанного выше предписания были выполнены.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, постановление от /дата//номер/ начальника отдела по котлонадзору по /адрес/ Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора ЗАО «Клинстройсервис» Лаврентьевой И.М., не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора ЗАО «Клинстройсервис» Лаврентьевой И.М. подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление от /дата//номер/ начальника отдела по котлонадзору по /адрес/ Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности генерального директора ЗАО «Клинстройсервис» Лаврентьевой И.М., отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Клинского городского суда Д./адрес/