ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-253/2018 от 11.04.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2018 года по делу № 12-253/2018

Судья Захарова И.А.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

жалобу <данные изъяты> на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее ООО «Парк развлечений» либо Общество),

установил:

постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 декабря 2017 года ООО «Парк развлечений» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.

Не согласившись с решением судьи городского суда, ООО «Парк развлечений» обратилось в суд с жалобой в Верховный Суд Республики Крым, в которой просило принятый в отношении Общества судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность, и производство по делу прекратить.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Диспозицией ст.8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

С объективной стороны данное правонарушение характеризуется нарушением установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Ст.26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного консультантом Отдела экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Управления экологического надзора Западно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды ФИО2, ООО «Парк развлечений» допущено нарушение режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Евпаторийского дендрологического парка, расположенного <адрес>, а именно на территории дендрологического парка Общество: осуществляет стоянку транспортных средств; содержит животных (коз, свиней, ослов и других), что не связано с обеспечением охраны дендропарка; размещает аттракционы и миниатюры памятных мест Крыма; уничтожило плодородный слой почвы, чем нарушило требования ст.13, 42 Земельного кодекса РФ, ч.2 ст.59 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.29 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.4.2 Положения о Евпаторийском дендрологическом парке, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года №187.

Действия Общества должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым квалифицированы по ст.8.39 КоАП РФ.

Судьей Евпаторийского городского суда Республики Крым также установлено, что указанные в протоколе об административном правонарушении от 12.10.2017 г. нарушения были выявлены должностным лицом надзорного органа ФИО2 в ходе участия в проверке территории Евпаторийского дендрологического парка, проведенной Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой.

Привлекая ООО «Парк развлечений» к ответственности по признакам ст.8.39 КоАП РФ, судья Евпаторийского городского суда указал, что виновность Общества подтверждается доказательствами, а именно: информацией Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ; справкой по результатам участия в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дел об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ; претензией ГАУ Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ; договором о сотрудничестве с ООО «Парк развлечений» от ДД.ММ.ГГГГ; копиями талонов-разрешений на эксплуатацию аттракционной техники; выпиской из реестра имущества Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора на проведение восстановительных работ от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ; копией докладной от ДД.ММ.ГГГГ; копией соглашения от ДД.ММ.ГГГГ; копией кадастровой выписки о земельном участке; копией выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; копией кадастрового паспорта; копией протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений -п от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений -п от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений -п от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений -п от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов от ДД.ММ.ГГГГ; копией жалобы ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; копиями ветеринарных свидетельств.

Однако, в материалах дела отсутствует акт, в котором должны быть зафиксированы обстоятельства проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении Общества. Другие документы, указанные выше, не содержат сведений о порядке и основаниях проведения проверки.

Как следует из содержания жалобы ООО «Парк развлечений» и приложенных к жалобе материалов, последнее осуществляло свою деятельность на территории Евпаторийского дендрологического парка регионального значения на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ согласно решению сессии Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ за сроком на 15 лет, зарегистрированного в Книге записей договоров на право временного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Парк развлечений» был разработан и согласован с Министерством охраны окружающей природной среды Украины Проект организации территории, охраны и использования Евпаторийского дендрологического парка. ООО «Парк развлечений» было выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 3.6 положения «О Евпаторийском дендрологическом парке местного значения», утвержденного председателем Республиканского комитета по охране окружающей среды Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, и положения от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Дендропарка разрешалась хозяйственная деятельность.

Нахождение Общества на указанной территории дендрологического парка было согласовано, подписан и надлежащим образом зарегистрирован договор аренды на право пользования землей, выдано охранное обязательство, а также разработан и согласован проект организации территории.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.10.2015 N 981-р создано Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым. В приложении к указанному распоряжению приведен Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ), управление которыми осуществляет названное Управление.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.08.2016 N 1014-р «Дендрологический парк «Евпаторийский дендрологический парк» (3,2 га)» внесен в Перечень особо охраняемых природных территорий.

ДД.ММ.ГГГГ между Государственным автономным учреждением Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики ФИО1» и ООО «Парк развлечений» заключен бессрочно договор о сотрудничестве.

П.2.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Общество имеет право осуществлять свою рекреационную и другую хозяйственную деятельность на территории Парка при соблюдении установленного на территории Парка режима особой охраны, в соответствии с Федеральными законами, Гражданским кодексом Российской Федерации и требованиями о Положения о дендрологическом парке, если такая деятельность не влечет за собой нарушение сохранности флористических объектов и не ведет деградации и(или) уничтожению природных объектов Парка.

В соответствии с п.1 ст.59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.

Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон N 33-ФЗ) дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов установлен ст.28.1 Закона N 33-ФЗ.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк».

Согласно п.4.2 указанного Положения, на территории Дендропарка запрещается:

хозяйственная и иная деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов;

проведение геологоразведочных работ, поиск и добыча полезных ископаемых;

деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и изменение гидрологического режима, за исключением деятельности, связанной с функционированием Дендропарка;

выделение и предоставление земельных участков из состава земель Дендропарка;

строительство дорог, трубопроводов, линий электропередачи, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов рекреационной инфраструктуры, музеев и информационных центров и иных объектов, связанных с функционированием Дендропарка;

проведение рубок древесно-кустарниковой растительности, за исключением рубок, необходимых при проведении мероприятий по уходу за растениями и реконструкции отдельных частей экспозиции Дендропарка;

повреждение и уничтожение растений, сбор растений, их частей и плодов, мхов, грибов и лишайников, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания и беспокойство объектов животного мира;

нахождение на территории Дендропарка с животными, за исключением случаев, связанных с обеспечением охраны территории Дендропарка;

пускание палов, выжигание растительности;

организация туристских стоянок, разведение костров, засорение территории;

организация зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест;

нахождение с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном и разобранном виде, капканами и другими орудиями охоты, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по государственному надзору в области охраны и использования территории Дендропарка уполномоченными должностными лицами;

создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением временного складирования бытовых отходов на срок не более шести месяцев в местах, специально определенных ГАУ РК "УООПТ РК" и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

мойка транспортных средств;

въезд, движение и стоянка автомототранспортных средств, за исключением служебного транспорта, транспорта государственных природоохранных и других уполномоченных органов, пожарных машин, медицинской помощи, а также случаев, связанных с функционированием Дендропарка;

уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, объектов садово-парковой архитектуры, строений, сооружений и иного имущества, нанесение надписей и знаков на деревья и любые объекты на территории Дендропарка.

Оспариваемым постановлением Обществу вменены нарушения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов (ст.29 Закона N 33-ФЗ).

В силу п.1 ст.29 Закона N 33-ФЗ, нарушение которого вменено Обществу, на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Факты, свидетельствующие об осуществлении Обществом на территории созданного в установленном порядке дендрологического парка какой-либо деятельности, не связанной с выполнением его задач и повлекшей за собой нарушение сохранности флористических объектов, в оспариваемом постановлении отсутствуют.

В соответствии с ч.2 ст.59 Закона N 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В силу ст.1 названного закона под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Сведения о наступлении последствий от каких-либо видов деятельности, осуществлявшихся Обществом в момент проверки и приведших к негативным изменениям качества окружающей среды и к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной, в постановлении судьи городского суда отсутствуют.

Таким образом, достоверность выводов должностного лица надзорного органа, содержащихся в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судья городского суда не проверял.

Кроме того, из содержания оспариваемого постановления следует, что суд первой инстанции при вынесении судебного акта в нарушение положений ст.26.1, 26.11 КоАП РФ руководствовался только материалами дела, предоставленными должностным лицом надзорного органа, без учета проверки существенных для дела обстоятельств, указанных выше.

Так, в силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке апелляции жалобы, протеста, также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, таким случаем, в силу п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку допущенные судьей городского суда нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление судьи от 28 декабря 2017 года нельзя признать законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах постановление судьи Евпаторийского городского суда от 28 декабря 2017 года подлежит отмене.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республик Крым жалобы ООО «Парк развлечений» годичный срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат и должны получить оценку при новом рассмотрении материалов дела судьей первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу <данные изъяты> удовлетворить частично,

решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>, отменить и

дело направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии рассмотрения.

Судья В.В. Агин