ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2018 года по делу № 12-253/2018
Судья Захарова И.А.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
жалобу <данные изъяты> на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее ООО «Парк развлечений» либо Общество),
установил:
постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 декабря 2017 года ООО «Парк развлечений» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с решением судьи городского суда, ООО «Парк развлечений» обратилось в суд с жалобой в Верховный Суд Республики Крым, в которой просило принятый в отношении Общества судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность, и производство по делу прекратить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Диспозицией ст.8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется нарушением установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Ст.26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, составленного консультантом Отдела экологического надзора г. Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района Управления экологического надзора Западно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды ФИО2, ООО «Парк развлечений» допущено нарушение режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Евпаторийского дендрологического парка, расположенного <адрес>, а именно на территории дендрологического парка Общество: осуществляет стоянку транспортных средств; содержит животных (коз, свиней, ослов и других), что не связано с обеспечением охраны дендропарка; размещает аттракционы и миниатюры памятных мест Крыма; уничтожило плодородный слой почвы, чем нарушило требования ст.13, 42 Земельного кодекса РФ, ч.2 ст.59 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.29 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.4.2 Положения о Евпаторийском дендрологическом парке, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года №187.
Действия Общества должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым квалифицированы по ст.8.39 КоАП РФ.
Судьей Евпаторийского городского суда Республики Крым также установлено, что указанные в протоколе об административном правонарушении от 12.10.2017 г. нарушения были выявлены должностным лицом надзорного органа ФИО2 в ходе участия в проверке территории Евпаторийского дендрологического парка, проведенной Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой.
Привлекая ООО «Парк развлечений» к ответственности по признакам ст.8.39 КоАП РФ, судья Евпаторийского городского суда указал, что виновность Общества подтверждается доказательствами, а именно: информацией Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ; справкой по результатам участия в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дел об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ; претензией ГАУ Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ; договором о сотрудничестве с ООО «Парк развлечений» от ДД.ММ.ГГГГ; копиями талонов-разрешений на эксплуатацию аттракционной техники; выпиской из реестра имущества Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора на проведение восстановительных работ от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ; копией докладной от ДД.ММ.ГГГГ; копией соглашения от ДД.ММ.ГГГГ; копией кадастровой выписки о земельном участке; копией выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; копией кадастрового паспорта; копией протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола взятия проб и образцов № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений №-п от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений №-п от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений №-п от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом измерений №-п от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта отбора проб почв, грунтов, донных отложений, илов от ДД.ММ.ГГГГ; копией жалобы ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; копиями ветеринарных свидетельств.
Однако, в материалах дела отсутствует акт, в котором должны быть зафиксированы обстоятельства проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении Общества. Другие документы, указанные выше, не содержат сведений о порядке и основаниях проведения проверки.
Как следует из содержания жалобы ООО «Парк развлечений» и приложенных к жалобе материалов, последнее осуществляло свою деятельность на территории Евпаторийского дендрологического парка регионального значения на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ согласно решению сессии Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ за № сроком на 15 лет, зарегистрированного в Книге записей договоров на право временного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Парк развлечений» был разработан и согласован с Министерством охраны окружающей природной среды Украины Проект организации территории, охраны и использования Евпаторийского дендрологического парка. ООО «Парк развлечений» было выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктами 3.6 положения «О Евпаторийском дендрологическом парке местного значения», утвержденного председателем Республиканского комитета по охране окружающей среды Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, и положения от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Дендропарка разрешалась хозяйственная деятельность.
Нахождение Общества на указанной территории дендрологического парка было согласовано, подписан и надлежащим образом зарегистрирован договор аренды на право пользования землей, выдано охранное обязательство, а также разработан и согласован проект организации территории.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.10.2015 N 981-р создано Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым. В приложении к указанному распоряжению приведен Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ), управление которыми осуществляет названное Управление.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30.08.2016 N 1014-р «Дендрологический парк «Евпаторийский дендрологический парк» (3,2 га)» внесен в Перечень особо охраняемых природных территорий.
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным автономным учреждением Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики ФИО1» и ООО «Парк развлечений» заключен бессрочно договор о сотрудничестве.
П.2.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Общество имеет право осуществлять свою рекреационную и другую хозяйственную деятельность на территории Парка при соблюдении установленного на территории Парка режима особой охраны, в соответствии с Федеральными законами, Гражданским кодексом Российской Федерации и требованиями о Положения о дендрологическом парке, если такая деятельность не влечет за собой нарушение сохранности флористических объектов и не ведет деградации и(или) уничтожению природных объектов Парка.
В соответствии с п.1 ст.59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.
Согласно п.1 ст.28 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон N 33-ФЗ) дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов установлен ст.28.1 Закона N 33-ФЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк».
Согласно п.4.2 указанного Положения, на территории Дендропарка запрещается:
хозяйственная и иная деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов;
проведение геологоразведочных работ, поиск и добыча полезных ископаемых;
деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и изменение гидрологического режима, за исключением деятельности, связанной с функционированием Дендропарка;
выделение и предоставление земельных участков из состава земель Дендропарка;
строительство дорог, трубопроводов, линий электропередачи, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов рекреационной инфраструктуры, музеев и информационных центров и иных объектов, связанных с функционированием Дендропарка;
проведение рубок древесно-кустарниковой растительности, за исключением рубок, необходимых при проведении мероприятий по уходу за растениями и реконструкции отдельных частей экспозиции Дендропарка;
повреждение и уничтожение растений, сбор растений, их частей и плодов, мхов, грибов и лишайников, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;
деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания и беспокойство объектов животного мира;
нахождение на территории Дендропарка с животными, за исключением случаев, связанных с обеспечением охраны территории Дендропарка;
пускание палов, выжигание растительности;
организация туристских стоянок, разведение костров, засорение территории;
организация зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест;
нахождение с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном и разобранном виде, капканами и другими орудиями охоты, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по государственному надзору в области охраны и использования территории Дендропарка уполномоченными должностными лицами;
создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением временного складирования бытовых отходов на срок не более шести месяцев в местах, специально определенных ГАУ РК "УООПТ РК" и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
мойка транспортных средств;
въезд, движение и стоянка автомототранспортных средств, за исключением служебного транспорта, транспорта государственных природоохранных и других уполномоченных органов, пожарных машин, медицинской помощи, а также случаев, связанных с функционированием Дендропарка;
уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, объектов садово-парковой архитектуры, строений, сооружений и иного имущества, нанесение надписей и знаков на деревья и любые объекты на территории Дендропарка.
Оспариваемым постановлением Обществу вменены нарушения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов (ст.29 Закона N 33-ФЗ).
В силу п.1 ст.29 Закона N 33-ФЗ, нарушение которого вменено Обществу, на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Факты, свидетельствующие об осуществлении Обществом на территории созданного в установленном порядке дендрологического парка какой-либо деятельности, не связанной с выполнением его задач и повлекшей за собой нарушение сохранности флористических объектов, в оспариваемом постановлении отсутствуют.
В соответствии с ч.2 ст.59 Закона N 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу ст.1 названного закона под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Сведения о наступлении последствий от каких-либо видов деятельности, осуществлявшихся Обществом в момент проверки и приведших к негативным изменениям качества окружающей среды и к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной, в постановлении судьи городского суда отсутствуют.
Таким образом, достоверность выводов должностного лица надзорного органа, содержащихся в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судья городского суда не проверял.
Кроме того, из содержания оспариваемого постановления следует, что суд первой инстанции при вынесении судебного акта в нарушение положений ст.26.1, 26.11 КоАП РФ руководствовался только материалами дела, предоставленными должностным лицом надзорного органа, без учета проверки существенных для дела обстоятельств, указанных выше.
Так, в силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке апелляции жалобы, протеста, также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, таким случаем, в силу п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные судьей городского суда нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление судьи от 28 декабря 2017 года нельзя признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах постановление судьи Евпаторийского городского суда от 28 декабря 2017 года подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республик Крым жалобы ООО «Парк развлечений» годичный срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Иные доводы жалобы рассмотрению не подлежат и должны получить оценку при новом рассмотрении материалов дела судьей первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу <данные изъяты> удовлетворить частично,
решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>, отменить и
дело направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии рассмотрения.
Судья В.В. Агин