ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-253/2021 от 11.03.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-253/2021

УИД: 24RS0056-01-2021-001264-94

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

11 марта 2021 года г. Красноярск

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Заббаров А.И.,

с участием представителя администрации г. Красноярска – Бекасова В.Ю.,

судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Маркевич Г.А.,

рассмотрев жалобу представителя администрации г. Красноярска по доверенности Бекасова В.Ю. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску (далее по тексту МОСП по ИИДНХ) Козловой Е.И. № 269 от 24.12.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Красноярска,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Козловой Е.И. № 269 от 24.12.2020 года администрация г. Красноярска была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 30000 рублей.

Не согласившись с постановлением, представитель администрации Бекасов В.Ю. обратился в районный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить. Мотивируя свою жалобу автор указывает, что Центральным районным судом г. Красноярска 17.10.2018 года было вынесено решение о предоставлении ФИО7 благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Решение суда вступило в законную силу 26.11.2018 года. Указывает, что администрация обязана осуществлять действия по исполнению данного судебного решения в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, законодательством в сфере размещения заказа и другими требованиями, соблюдение которых является обязательным для администрации г. Красноярска. В свою очередь обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО4 относится к расходным обязательствам бюджета Красноярского края и должны быть обеспечены необходимыми финансовыми средствами.

Во исполнение решения суда руководителем управления учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска было направлено обращение в министерство образования Красноярского края о необходимости выделения денежных средств краевого бюджета на приобретение жилого помещения ФИО4 Согласно ответу Министерства средства, выделенные в 2019 году на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме.

Согласно ответу министерства образования Красноярского края от 25.02.2019 года средства, выделенные в 2019 году на приобретение жилых помещений лицам из числа детей-сирот по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме. Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средства на исполнение администрацией города Красноярска решения суда. Ввиду длительного отсутствия дополнительного финансирования приобретения жилого помещения во исполнение решения суда, информация была неоднократно запрошена Управлением.

По итогам взаимодействия с Министерством средства субвенции на исполнение решения суда выделены только в 2020 году, что подтверждается Соглашением от 13.03.2020 № 7 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации города Красноярска Красноярского края по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23. Приложением к Соглашению является список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2020 году. В списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2020 году, ФИО4 значится под порядковым номером 306. В результате проведенных мероприятий, в 2020 году будет обеспечено жилыми помещениями 248 детей-сирот. Учитывая, что ФИО4 в списке Соглашения от 13.03.2020 № 7 располагается под порядковым номером 306, то он переходит на обеспечение жилым помещением в 2021 году.

Администрации города Красноярска выделены субвенции из краевого бюджета на приобретение (строительство) в 2021 году 231 квартиры.

Решение суда, возлагающее на администрацию города обязанность по обеспечению жилым помещением ФИО4, будет исполнено в установленном порядке с учетом вышеприведенных законодательных норм и объективно непреодолимых обстоятельств, не зависящих от администрации города (находящихся вне ее контроля), все возможные эффективные меры к исполнению обязательств должником своевременно принимаются.

Таким образом, решение суда исполняется администрацией г. Красноярска в установленном законом порядке, что свидетельствует об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения, так как нет вины, а действия не являются противоправным. Факт объективной возможности исполнения судебного решения в срок судебным приставом не доказан.

В судебном заседании представитель администрации г. Красноярска – Бекасов В.Ю. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснил, что ФИО4 перешел в список на обеспечение жилым помещением на 2021 год. Исполнить решение суда в срок, установленный требованием судебного-пристава исполнителя администрация г. Красноярска не имела возможности в силу объективных причин. После доведения субвенции для приобретения жилых помещений, администрация незамедлительно приступает к процессу приобретения квартир, объявляются аукционы, однако за 2020 финансовый год построено и сдано 36 жилых помещений, из белее 1000 аукционов приобретено только 212 квартир, остальные аукционы были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие от потенциальных поставщиков жилых помещений. Сам процесс объявления аукционов, а также процесс после проведения торгов до фактического приобретения жилого помещения и заключения муниципального контракта занимает дополнительное время, в связи с чем, исполнить решение суда в срок, установленный требованием, объективно не было возможно. В связи с тем, что большое количество аукционов признаются несостоявшимися, администрация г. Красноярска не всегда успевает освоить выделенные средства, с учетом того, что процесс проведения торгов и приобретения жилого помещения занимает не менее 2 месяцев, в ноябре денежные средства возвращаются в федеральный бюджет, когда становится понятно, что реализовать их в отчетном году уже не представляется возможным. При этом все дети-сироты, кому квартиры не удалось приобрести в отчетном году, включаются в соглашение и переносятся на следующий отчетный год в порядке очередности, в зависимости от даты вступления решения суда в законную силу.

Судебный пристав межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску Маркевич Г.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, указав о законности вынесенного постановления. Дополнительно пояснила, что недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий. При этом даже выделенные администрации средства субвенции расходуются Администрацией неэффективно, поскольку выделенные в 2020 году денежные средства в ноябре 2020 года уже были возвращены в бюджет, при этом указанным в Соглашении на 2020 год лицам жилые помещения предоставлены не были.

Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, представленные материалы, прихожу к следующему.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст. 12 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации") В соответствии со ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, предусмотрена ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что 02.12.2020 года по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 93 администрация г. Красноярска совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По смыслу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса следует, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

По смыслу ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (подписан Губернатором Красноярского края 28.12.2009) на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из краевого бюджета.

Как установлено при рассмотрении настоящего дела, вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Красноярска № 2-8068/2018 от 17.10.2018 года было получено администрацией г. Красноярска 26.12.2018 года, 15.01.2019 года администрацией г. Красноярска было направлено обращение в министерство образования Красноярского края о предоставлении средств для исполнения судебного решения. Согласно ответу Министерства образования Красноярского края от 25.02.2019 года, средства выделенные в 2019 году на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены Министерством в полном объеме, Министерством направлено обращение о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда, о поступлении которых оно проинформирует дополнительно.

07.03.2019 года администрацией г. Красноярска было повторно направлено обращение в министерство образования Красноярского края о предоставлении средств для исполнения судебных решений, в том числе решения в пользу ФИО4 Согласно ответу Министерства образования Красноярского края от 19.04.2019 года №75-4346, выделенные на 2019 год средства распределены органам местного самоуправления на приобретение жилья детям-сиротам, имеющим решения суда, вступившие в законную силу ранее решений суда в отношении указанных граждан, Министерством направлено обращение о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда, о поступлении которых оно проинформирует дополнительно.

23.07.2019 года администрацией г. Красноярска было повторно направлено обращение в министерство образования Красноярского края о предоставлении средств для исполнения судебных решений, в том числе решения в пользу ФИО4 Согласно ответу Министерства образования Красноярского края от 16.09.2019 года №75-10852, выделенные на 2019 год средства распределены органам местного самоуправления на приобретение жилья детям-сиротам, имеющим решения суда, вступившие в законную силу ранее решений суда в отношении указанных граждан, Министерством направлено обращение о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда, о поступлении которых оно проинформирует дополнительно.

13.03.2020 года заключено Соглашение о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации города Красноярска Красноярского края по реализации в 2020 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет от 13.03.2020 № 7 (далее - Соглашение). Приложением к Соглашению является список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2020 году, согласно которому ФИО4 в список Министерством включен - номер по списку 306.

09.12.2020 года администрацией г. Красноярска было повторно направлено обращение в министерство образования Красноярского края о предоставлении средств для исполнения судебных решений, в том числе решения в пользу ФИО4

10.12.2020 года администрацией г. Красноярска было направлено обращение в министерство образования Красноярского края о выделении в 2021 году дополнительных средств субвенции, неиспользованной муниципальными образованиями Красноярского края в 2020 году, для реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

19.12.2018 года Центральным районным судом г. Красноярска был выдан исполнительный лист ФС по гражданскому делу , на основании которого судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по <адрес> Гидзинской А.Ю. 28.12.2018 года возбуждено исполнительное производство -ИП, которым должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от 28.12.2018 года получено администрацией г. Красноярска 16.01.2019 года.

В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" 13.03.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

21.10.2020 администрации г. Красноярска вручено требование об исполнении решения суда, с предоставлением 45-дневного срока исполнения решения суда. Данное требование получено администрацией г. Красноярска 21.10.2020 года, срок исполнения решения суда – до 01.12.2020 года.

Фактически с момента поступления в адрес администрации г. Красноярска решения Центрального районного суда г. Красноярска от 17.10.2018 года № государственный орган приступил к исполнению решения, путем направления письма о выделении средств на приобретение/строительство жилого помещения по решению суда в отношении ФИО4, но поскольку процесс обеспечения жильем детей-сирот включает в себя определенный набор мероприятий, таких как, проведение аукциона на приобретение, строительство жилых помещений детям-сиротам, проведение торгов и заключение муниципального контракта, и все это после получения субвенций из бюджета Красноярского края, в связи с чем, в силу объективных причин решение суда в срок до 01.12.2020 года исполнено не было.

Таким образом, предоставленный судебным приставом-исполнителем срок до 01.12.2020 года для исполнения решения суда невозможно признать разумным и обоснованным, поскольку судебным приставом-исполнителем не учтены особенности выполнения указанной деятельности, связанной с необходимостью выделения соответствующего финансирования и заключения муниципального контракта.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении суд приходит к выводу о том, что с момента поступления решения суда в адрес администрации г. Красноярска приступила к фактическому исполнению решения суда, о чем свидетельствует письмо должностного лица администрации г. Красноярска о выделении денежных средств для исполнения решения суда, направленное в адрес министерства образования Красноярского края, то есть фактическому распорядителю денежными средствами.

Анализ изложенной выше совокупности данных свидетельствует об отсутствии вины администрации г. Красноярска в неисполнении содержащихся в требовании судебного пристава-исполнителя обязанностей по исполнению судебного решения в установленный срок. В этой связи, в действиях администрации г. Красноярска отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску (далее по тексту МОСП по ИИДНХ) Козловой Е.И. № 269 от 24.12.2020 года подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении прекращению, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску (далее по тексту МОСП по ИИДНХ) Козловой Е.И. № 269 от 24.12.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении администрации г. Красноярска отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Подписано судьей. Копия верна.

Судья А.И. Заббаров