ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-254/16 от 01.12.2016 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-254/16

Р Е Ш Е Н И Е

01 декабря 2016 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего Г.А. Соловьяновой

при секретаре Е.С. Жуковой

с участием:

представителя ОАО «ПТЭК» (по доверенности) ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда жалобу ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» на постановление Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «ПТЭК»,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельностью Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу – старшим государственным инспектором по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «ПТЭК», согласно которому в процессе хозяйственной и иной деятельности у ОАО «ПТЭК» образуются отходы I-V классов опасности, что подтверждается наличием договоров на оказание услуг в области обращения с отходами, паспортами отходов 1-4 класса опасности, первичными данными - учетом в области обращения с отходами. В рамках проверки были представлены утвержденные генеральным директором ОАО «ПТЭК» паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в результате деятельности Общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Такой порядок паспортизации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1- классов опасности» (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 3 Правил паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

В нарушение вышеуказанного Обществом оформлен и утвержден паспорт отхода «Отходы абразивных материалов в виде пыли» (код по ФККО 45620051424) без предварительного отнесения соответствующего отхода к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации -федеральным органом исполнительной власти. Факт образования данного отхода подтверждается первичными данными - учетом в области обращения с отходами за 2015г.

Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе, Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 вышеназванного Федерального закона.

Кроме того, в нарушение п. 10 Правил на отходы (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов - шлакозольная масса), не включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, Общество не подтвердило отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Правила по паспортизации отходов 1-4 класса опасности вступили в силу 01.08.2014г., однако Общество направило обосновывающие материалы по отнесению указанного отхода к конкретному классу опасности (а именно к 5 опасности) ДД.ММ.ГГГГ. для их включения в федеральный классификационный каталог отходов. На основании рассмотрения заявки Общества по включению данного вида отхода в ФККО ФБУ «ФЦАО» проведен анализ обосновывающих документов по отнесению отхода к конкретному классу опасности и составило заключение о недопустимости при установлении компонентного состава наличия компонента «прочие», т.о. установлено, что в представленных материалах по виду отхода недостаточно информации, чтобы отнести данный отход к заявленному классу опасности (а именно к 5 классу опасности) для окружающей среды.

На основании вышеизложенного, в Портале по паспортизации отходов (веб-портал федеральной государственной информационной системы "Программно- технологический комплекс "Госконтроль") в ответ на заявку Обществу Департаментом ДД.ММ.ГГГГ было указано о несоответствии обосновывающих материалов по отнесению отхода к конкретному классу опасности.

Кроме того, в рамках проведения проверки был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ. отбор проб отходов с целью определения класса опасности отходов (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов) с привлечением экспертов испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Кавказским минеральным водам.

По результатам испытаний (измерений) проб отходов было определено, что указанный отход (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов) относится к 3 классу опасности (протокол биотестирования проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ. ).

Таким образом, нарушены требования ст. 14 Федерального закона от 14.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности».

В рамках проведения плановой проверки в отношении ОАО «ПТЭК» установлено, что в результате хозяйственной и иной деятельности, а именно в результате основного производства предприятия - сжигание (обезвреживание) отходов производства и потребления, принимаемых от сторонних организаций и образующихся в результате собственной деятельности, образуется шлакозольная масса (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Шлакозольная масса, которая по факту в последствии передается на размещение МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ», является собственностью ОАО «ПТЭК», т.к. образовался в результате его деятельности (производства, оказания услуг, выполнения работ).

ОАО «ПТЭК» (Поставщик) предоставил договор от ДД.ММ.ГГГГ. , соченный с МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» (Исполнитель). Согласно п. 1.1 данного договора Поставщик завозит образующиеся у него отходы при сжигании твердых коммунальных отходов, а Исполнитель использует указанные Отходы для выполнения работ по ликвидации оползневых явлений и пересыпке поля полигона по ул. Пожарского в г.Пятигорске.

Право собственности данного отхода не закреплено договорными условиями по вышеуказанному договору.

Отходы производства и потребления предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ.

В ДД.ММ.ГГГГ. по факту обнаружения несанкционированной свалки отходов производства и потребления было возбуждено административное расследование в отношении МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» (ИНН ). По результатам проведения административного расследования МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» установлено, что предприятие осуществляет размещение отходов производства и потребления, заключает договора по доставке на территорию бывшего полигона для твердых бытовых отходов по <адрес> в <адрес>, реализует талоны на размещение на полигоне отходов ограниченного морфологического состава. Также установлено, предприятие принимает отходы (золы, шлаки и пыль от термической обработки отходов - шлакозола) от ОАО «ПТЭК» для размещения на земельном участке - кадастровый номер: ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по результатам проведенного анализа проб отходов установлено, что отобранные пробы отходов относятся к 4 классу опасности для окружающей природной среды.

МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» по данному факту нарушений законодательства об отходах производства и потребления привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Назначенный административный штраф оплачен предприятием в полном объеме.

В соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии,

сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы,

утвержденными совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67,

согласованному с Минсельхозом России, Минэкономики России, Минфином России, Роскомнедра России и Госкомстатом России и зарегистрированному в Минюсте России 29.07.1996 №1136, рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях.

В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01- «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

При этом, в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.5.01-83 «Охраны природы. Рекультивация земель. Термины и определения» и 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации нарушенных земель могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.

Пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» определено, что рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01. Положениями стандарта определено, что технический этап рекультивации состоит из нескольких этапов, в том числе к техническому этапу относятся: планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли.

Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Использование отходов для целей рекультивации нарушенных земель законом не установлено.

Рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства потребления, в том числе отходов, образованных от сжигания коммунальных отходов (шлакозольная масса), фактически является захоронением (размещением) отходов.

Таким образом, МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» не является собственником/эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов. Кроме того, данная организация не имеет лицензии в области обращения отходами 1-4 классов опасности, в части размещения. Согласно частям 6, 7 ст. 12 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» в ГРОРО не включено.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом, Обществом нарушены требования ст. 11, ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности».

В действиях ОАО «ПТЭК» имеются признаки нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельностью Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу – старшим государственным инспектором по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ПТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

На данное постановление генеральным директором ОАО «ПТЭК» ФИО3, которое считает незаконным, подана жалоба с целью отмены данного постановления и ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель ОАО «ПТЭК» ФИО1, действующая на основании доверенности, показала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу в соответствии с Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу) от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица - открытого акционерного общества «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» проведена плановая проверка в отношении юридического лица открытого акционерного общества «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» (далее - ОАО «ПТЭК»), задачами которой являлись соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нарушении требований ст. 11, ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности».

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, заместителем начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО страшим государственным инспектором по СКФО ФИО2, в отношении ОАО «ПТЭК» при участии заместителя генерального директора ОАО «ПТЭК» ФИО4(по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) вынесено постановление назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым ОАО «ПТЭК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 100000 рублей.

ОАО «ПТЭК» считает вышеуказанное постановлением незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблений» ОАО «Пятигорским теплоэнергетическим комплексом» разработан «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ОАО «ПТЭК» и утвержден генеральным директором ОАО «ПТЭК» ДД.ММ.ГГГГ ФИО3

Указанный Проект ОАО «ПТЭК» представлен в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования по Северо- Кавказскому Федеральному округу (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 16.02.2015 № 300 «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическому лицу - ОАО «ПТЭК» в соответствии со статьями 22, 24 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50, Положением о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2013 № 448 и на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «ПТЭК», г. Пятигорск (заявление вх. от ДД.ММ.ГГГГ), утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании указанного приказа выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ОАО «ПТЭК».

Проектом предусмотрено, что отходы при сжигании твердых коммунальных отходов (шлакозольная масса) передаются для использования при рекультивации полигона в г. Пятигорске.

Между ОАО «ПТЭК» (поставщик) и МУП «Спецавтохозяйство» г. Пятигорска (исполнитель) заключен ДД.ММ.ГГГГ Договор об оказании услуг. Согласно пункт 1.1. данного Договора поставщик завозит образующиеся у него отходы при сжигании твердых коммунальных отходов (шлакозольной массы), а Исполнитель использует указанные отходы (шлакозольную массу) для выполнения работ по ликвидации оползневых явлений и пересыпке поля полигона.

Кроме того, утверждая нормативы образования отходов и лимитов на их размещение , Департамент Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, согласился с тем, что отходы при сжигании твердых коммунальных отходов (шлакозольная масса) передаются для использовании при рекультивации полигона. В связи с чем, лимиты на данный вид отходов не установлены. Также как не установлены лимиты и на иные виды отходов, передаваемых для использования (камеры пневматических шин автомобильных отработанные - , покрышки пневматических шин с металлическим кордом - , лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные - и т.п.).

В соответствии со ст. 1 Основные понятия Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей» (с последующими изменениями и дополнениями) негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно ст. 16 указанного выше закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов, производства и потребления. Как видим, передача отходов на использование не относится к видам негативного воздействия на окружающую среду и не является платным.

Что касается вопроса о включении МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» в ГРОРО, то бывший полигон выведен из эксплуатации находится на рекультивации и не подлежит включению в ГРОРО, так как согласно п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.092011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», объекты размещения отходов, выведенные эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком не подлежат включению в ГРОРО. Пояснительной запиской (охрана окружающей природной среды) к Проекту «Рекультивация полигона твердых бытовых отходов по <адрес> в <адрес>», разработанному Пятигорской комплексной мастерской «Ставрополькоммунпроект», отмечено положительное влияние отходов от сжигания твердых бытовых отходов (шлакозольной массы).

Просит признать незаконным и отменить постановление Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания ОАО «ПТЭК» в виде наложения административного штрафа в сумме 100000 рублей.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает доводы жалобы генерального директора ОАО «ПТЭК» ФИО3 необоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия обжалуемо постановления по делу об административном правонарушении была получена заместителем генерального директора ОАО «ПТЭК» ФИО5 в день его вынесения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено его подписью в указанном постановлении.

Указанное постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ обжаловано ОАО «ПТЭК» в Арбитражный суд Ставропольского края. Указанное заявление принято к производству арбитражного суда. ДД.ММ.ГГГГ года определением Арбитражного суда Ставропольского края производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью арбитражному суду данного спора. Данное определение получено ОАО «ПТЭК» ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ОАО «ПТЭК» ФИО3 обратился с жалобой на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорский городской суд Ставропольского края. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Определением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано ОАО «ПТЭК» в восстановлении пропущенного процессуального срока. Определением судьи Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ определение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, ОАО «ПТЭК» восстановлен процессуальный срок на обжалование постановления заместителя начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельностью Росприроднадзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обеспечение прав и свобод лиц, привлекаемых к какой-либо ответственности, в том числе административной, является одной из задач производства по делу.

Из ст.1.6 КоАП РФ следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КоАП РФ мер.

Ст.24.1 КоАП РФ основными задачами производства по делам об административных правонарушениях ставит соблюдение законности, полное, своевременное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении ОАО «ПТЭК» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в процессе хозяйственной и иной деятельности у ОАО «ПТЭК» образуются отходы I-V классов опасности, что подтверждается наличием договоров на оказание услуг в области обращения с отходами, паспортами отходов 1-4 класса опасности, первичными данными - учетом в области обращения с отходами. В рамках проверки были представлены утвержденные генеральным директором ОАО «ПТЭК» паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в результате деятельности Общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 541.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Такой порядок паспортизации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1- классов опасности» (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 3 Правил паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

В нарушение вышеуказанного Обществом оформлен и утвержден паспорт отхода «Отходы абразивных материалов в виде пыли» (код по ФККО 45620051424) без предварительного отнесения соответствующего отхода к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации -федеральным органом исполнительной власти. Факт образования данного отхода подтверждается первичными данными - учетом в области обращения с отходами за 2015г.

Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе, Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 вышеназванного Федерального закона.

Кроме того, в нарушение п. 10 Правил на отходы (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов - шлакозольная масса), не включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, Общество не подтвердило отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Правила по паспортизации отходов 1-4 класса опасности вступили в силу 01.08.2014г., однако Общество направило обосновывающие материалы по отнесению указанного отхода к конкретному классу опасности (а именно к 5 опасности) ДД.ММ.ГГГГ. для их включения в федеральный классификационный каталог отходов. На основании рассмотрения заявки Общества по включению данного вида отхода в ФККО ФБУ «ФЦАО» проведен анализ обосновывающих документов по отнесению отхода к конкретному классу опасности и составило заключение о недопустимости при установлении компонентного состава наличия компонента «прочие», т.о. установлено, что в представленных материалах по виду отхода недостаточно информации, чтобы отнести данный отход к заявленному классу опасности (а именно к 5 классу опасности) для окружающей среды.

На основании вышеизложенного, в Портале по паспортизации отходов (веб-портал федеральной государственной информационной системы "Программно- технологический комплекс "Госконтроль") в ответ на заявку Обществу Департаментом ДД.ММ.ГГГГ было указано о несоответствии обосновывающих материалов по отнесению отхода к конкретному классу опасности.

Кроме того, в рамках проведения проверки был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ. отбор проб отходов с целью определения класса опасности отходов (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов) с привлечением экспертов испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Кавказским минеральным водам.

По результатам испытаний (измерений) проб отходов было определено, что указанный отход (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов) относится к 3 классу опасности (протокол биотестирования проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ. ).

Таким образом, нарушены требования ст. 14 Федерального закона от 14.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности».

В рамках проведения плановой проверки в отношении ОАО «ПТЭК» установлено, что в результате хозяйственной и иной деятельности, а именно в результате основного производства предприятия - сжигание (обезвреживание) отходов производства и потребления, принимаемых от сторонних организаций и образующихся в результате собственной деятельности, образуется шлакозольная масса (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов).

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Шлакозольная масса, которая по факту в последствии передается на размещение МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ», является собственностью ОАО «ПТЭК», т.к. образовался в результате его деятельности (производства, оказания услуг, выполнения работ).

ОАО «ПТЭК» (Поставщик) предоставил договор от ДД.ММ.ГГГГ. , соченный с МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» (Исполнитель). Согласно п. 1.1 данного договора Поставщик завозит образующиеся у него отходы при сжигании твердых коммунальных отходов, а Исполнитель использует указанные Отходы для выполнения работ по ликвидации оползневых явлений и пересыпке поля полигона по <адрес> в <адрес>.

Право собственности данного отхода не закреплено договорными условиями по вышеуказанному договору.

Отходы производства и потребления предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ.

В ДД.ММ.ГГГГ. по факту обнаружения несанкционированной свалки отходов производства и потребления было возбуждено административное расследование в отношении МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» (ИНН ). По результатам проведения административного расследования МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» установлено, что предприятие осуществляет размещение отходов производства и потребления, заключает договора по доставке на территорию бывшего полигона для твердых бытовых отходов по <адрес> в <адрес>, реализует талоны на размещение на полигоне отходов ограниченного морфологического состава. Также установлено, предприятие принимает отходы (золы, шлаки и пыль от термической обработки отходов - шлакозола) от ОАО «ПТЭК» для размещения на земельном участке - кадастровый номер: . Однако, по результатам проведенного анализа проб отходов установлено, что отобранные пробы отходов относятся к 4 классу опасности для окружающей природной среды.

МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» по данному факту нарушений законодательства об отходах производства и потребления привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Назначенный административный штраф оплачен предприятием в полном объеме.

В соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67, согласованному с Минсельхозом России, Минэкономики России, Минфином России, Роскомнедра России и Госкомстатом России и зарегистрированному в Минюсте России 29.07.1996 №1136, рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях.

В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01- «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

При этом, в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.5.01-83 «Охраны природы. Рекультивация земель. Термины и определения» и 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации нарушенных земель могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.

Пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» определено, что рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический, в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.01. Положениями стандарта определено, что технический этап рекультивации состоит из нескольких этапов, в том числе к техническому этапу относятся: планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли.

Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Использование отходов для целей рекультивации нарушенных земель законом не установлено.

Рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства потребления, в том числе отходов, образованных от сжигания коммунальных отходов (шлакозольная масса), фактически является захоронением (размещением) отходов.

Таким образом, МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» не является собственником/эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов. Кроме того, данная организация не имеет лицензии в области обращения отходами 1-4 классов опасности, в части размещения. Согласно частям 6, 7 ст. 12 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» в ГРОРО не включено.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом, Обществом нарушены требования ст. 11, ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности».

В действиях ОАО «ПТЭК» имеются признаки нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ОАО «ПТЭК» в его совершении подтверждается совокупностью исследованных доказательств достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: приказом Департамента Росприроднадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ. «О проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «ПТЭК», протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. , предписаниями , , , , от ДД.ММ.ГГГГ.,протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представленными ОАО «ПТЭК» документами: договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ., договором на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ., документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение -О, устав ОАО «ПТЭК», проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ОАО «ПТЭК», не доверять которым у суда оснований не имеется, поскольку каких-либо существенных нарушений требований закона при их получении судом не установлено.

Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «ПТЭК» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ОАО «ПТЭК» в его совершении.

Как установлено судом и следует из материалов дела об административном правонарушении в процессе хозяйственной и иной деятельности у ОАО «ПТЭК» образуются отходы I-V классов опасности, что подтверждается наличием договоров на оказание услуг в области обращения с отходами, паспортами отходов 1-4 класса опасности, первичными данными - учетом в области обращения с отходами. В рамках проверки были представлены утвержденные генеральным директором ОАО «ПТЭК» паспорта отходов I-IV классов опасности, образующихся в результате деятельности Общества.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Такой порядок паспортизации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1- классов опасности» (далее по тексту - Правила).

Согласно п. 3 Правил паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

ОАО «ПТЭК» оформлен и утвержден паспорт отхода «Отходы абразивных материалов в виде пыли»без предварительного отнесения соответствующего отхода к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе, Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 вышеназванного Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение п. 10 Правил по паспортизации отходов 1-4 класса опасности, вступивших в силу 01.08.2014г., на отходы (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов - шлакозольная масса), не включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, ОАО «ПТЭК» не подтвердило отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

По результатам испытаний (измерений) проб отходов было определено, что указанный отход (отходы при сжигании твердых коммунальных отходов) относится к 3 классу опасности (протокол биотестирования проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ. ).

В соответствии с нормами статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, при этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

В силу ст. 210 ГК РФ от 30.11.1994 года № 51-ФЗ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В материалах дела имеется договор от ДД.ММ.ГГГГ. , заключенный ОАО «ПТЭК» (поставщик) с МУП г. Пятигорска «САХ» (исполнитель), согласно п.1.1 которого поставщик завозит образующиеся у него отходы при сжигании твердых коммунальных отходов, а исполнитель использует указанные отходы для выполнения работ по ликвидации оползневых явлений и пересыпке поля полигона по ул. Пожарского в г. Пятигорске. Право собственности данного отхода не закреплено договорными условиями по вышеуказанному договору.

МУП г. Пятигорска Ставропольского края «САХ» не является собственником/эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов. Кроме того, данная организация не имеет лицензии в области обращения с отходами 1-4 классов опасности, в части размещения.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом, должностным лицом правомерно сделан вывод о нарушении ОАО «ПТЭК» требований ст. 11, ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности».

Статья 28.3 КРФобАП предусматривает должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Таким образом, суд пришел выводу, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченными должностным лицом, нарушений требований закона при составлении протокола об административном правонарушении и сборе других материалов дела, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе место совершения правонарушения и события административного правонарушения, в протоколе отражены.

Кроме того, указанные выше доводы жалобы ОАО «ПТЭК» расцениваются судом как уклонение от административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

В связи с этим, совершенное ОАО «ПТЭК» административное правонарушение было квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ОАО «ПТЭК» в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместителем начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельностью Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу – старшим государственным инспектором по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 не допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влияющих на полноту и объективность рассмотрения дела, жалоба генерального директора ОАО «ПТЭК» ФИО3 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельностью Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу – старшего государственного инспектора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО «ПТЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ОАО «ПТЭК» ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: Г.А. Соловьянова