ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-254/17 от 29.11.2017 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело №12-254/2017

РЕШЕНИЕ

г. Переславль-Залесский

29 ноября 2017 г.

Судья Переславского районного суда Ярославской области Мельник Н.Н, с участием представителя МУП» Спектр» по доверенности ФИО1, при секретаре Князевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП «Спектр» директора ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ярославской области Н. о признании МУП «Спектр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КОАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 35/4040 заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ярославской области Н. от 04.04.2017 г. юридическое лицо МУП «Спектр»было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Правонарушение согласно указанного постановления выразилось в том, что МУП «Спектр»,имея лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию размещению отходов I-IV класса опасности, а так же имея на основании договора аренды от 29.02.2012 г. №16170. находящийся в муниципальной собственности земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская обл., 147 км. автодороги М-8, в районе д. Красная деревня Переславского района, эксплуатирует полигон твердых бытовых отходов (ТБО), является обязанным предоставлять характеристику объема размещения отходов (ОРО) полигона ТБО, и такую характеристику МУП «Спектр» за 2016 г. в форме отчета от 30.01.2017 г. предоставило в Управление Росприроднадзора по Ярославской области с искаженной, то есть недостоверной, экологической информацией о фактической площади полигона ТБО и об объеме размещенных отходов, чем нарушило положения ст.11 и п.1 ст.19 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Юридическое лицо МУП «Спектр»в лице его законного представителя директора ФИО2 обратилось в Переславский районный суд с жалобой на данное постановление, считая его необоснованным, в которой просит его отменить. Жалоба мотивирована тем, что МУП» Спектр» не преследует собственных целей, по рекомендации Росприроднадзра с целью продления срока эксплуатации городского полигона в отсутствие земельного участка и финансирования средств для строительства нового полигона обратилось с запросом о проведении маркшейдерских работ для определения накопленного объема полигона ТБО и остаточной вместимости объекта захоронения к двум организациям ООО<данные изъяты>» и ООО<данные изъяты> и с учетом тяжелого финансового положения МУП» Спектр», вызванное нарастающей дебиторской задолженностью, неудовлетворительной оплатой потребителями коммунальных услуг по теплоснабжению, холодному и горячем водоснабжению, было отдано предпочтение ООО» <данные изъяты> исходя из меньшей цены. В дальнейшем информация о фактической площади полигона ТБО и об объеме размещенных на нем отходов МУП « Спектр» была предоставлена в соответствии с результатами маркшейдерских работ, выполненных по заказу МУП «Спектр» специализированно организацией ООО «<данные изъяты> в связи с чем МУП «Спектр» умысла на совершение административного правонарушения не имело, так как не преследовало цели исказить экологическую информацию.

Управлением Росприроднадзора по Ярославской области на жалобу представлен отзыв, в котором доводы жалобы считают необоснованными, поскольку МУП «Спектр» осознавало, что предоставляет недостоверную экологическую информацию, так как предприятие осуществило данные маркшейдерские работы с целью продления срока эксплуатации городского полигона, в связи с отсутствием земельного участка и финансирования средств для строительства нового полигона, что прямо указал в принесенном жалобе бывший директор МУП» Спектр» ФИО2 тем самым умышленно и официально направило в Управление характеристику общего размещения отходов (ОРО) полигона ТКО г. Переславля- Залесского за 2016 год с искаженной информацией о фактической площади полигона и об объеме размещенных отходов.

В судебном заседании законный представитель МУП «Спектр»в представитель по доверенности ФИО1 жалобу поддержал, сослался на доводы, изложенные в ней. На вопрос суда дополнил, что перепроверять сведения, представленные сторонней организацией, ООО» <данные изъяты> с которой был заключен договор на проведение маркшрейдерских работ не имело смысла, так как полигон к тому времени уже был переполнен,, в дальнейшем в июне 2017 года закрыт, в настоящее время ведутся работы по его рекультивированию. Территория полигона действительно была самовольно расширена МУП» Спектр», заняты земли, принадлежащие Рогозинскому лесничеству, о чем имеется решение Переславского районного суда, которое находится в материалах дела, допускает, что если бы МУП» Спектр» перепроверил предоставленный ООО» <данные изъяты> отчет и ранее подаваемые сведения, согласно проведенных инвентаризаций, то несоответствие выводов экспертизы, проведенной ООО» <данные изъяты>» с ранее поданными сведениями, характеристикой полигона, предоставляемой предприятием ежегодно в Управление можно было бы выявить и самому юридическому лицу. Основания и порядок проведения данной проверки МУП» Спектр» не оспаривает.

Представитель Управления Росприроднадзора по Ярославской области по доверенности С. ходатайствует о рассмотрение жалобы в отсутствие представителя, в связи с невозможностью прибытия представителя Управления.

Суд, с согласия представителя юридического лица считает возможным рассмотреть жалобу заявителя в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по Ярославской области.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Рассмотрев жалобу, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему выводу:

Управлением в ходе проведенной проверки установлено, что Предприятие МУП» Спектр» создано на основании постановления Мэра г. Переславля- Залесского Ярославской области от 26.10.2005г № 1459.

Юридическое лицо МУП» Спектр» действует на основании Устава, утвержденного 25.112005г, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налогом органе, выдано 26.12.2005г серия 76 № 000700923, свидетельства о государственной регистрации юридического лица. выдано 26.12.2005г серия 76. № 000700919.

Основные виды деятельности предприятия : эксплуатация инженерных систем муниципального жилого фонда, надлежащее использование и содержание городских территорий, в том числе содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, захоронение бытовых отходов, выполнение работ по благоустройству и озеленению, организации и содержание мест захоронения

Для выполнения основных видов деятельности МУП» Спектр» на основании договора аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 29.02.2012г № 16170 эксплуатировало полигон ТКО, расположенный по адресу: Ярославская область, 147 км автодороги М 8, кадастровый номер земельного участка <номер скрыт>.

Юридическое лицо МУП» Спектр « имеет лицензию серия (76)-1109-СТУР от 15.08.2016г на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1У классов опасности. В соответствии с лицензией виды работ. выполняемых в составе лицензируемой деятельности МУП « Спектр» сбор отходов 1У класса опасности, транспортирование отходов П,Ш,1У класса опасности, утилизация отходов Ш класса опасности, размещение отходов 1У класса опасности.

Полигон предназначен для приема и захоронения не утилизированных отходов с обеспечением быстрой изоляции от внешней среды, путем укрытия каждого слоя отходов изолирующим слоем.

Полигон ТКО вблизи д. Красная деревня Переславского района является источником повышенной экологической опасности

Полигон введен в эксплуатацию в 1957 году. Общая площадь земельного участка, отведенного под полигон ТБО- 4,88 га. Фактическая площадь, используемая под полигон составляет 6,28 га. Согласно инвентаризации общая проектная вместимость полигона ТБО 1500 куб. м или 1605,966( с учетом дополнительно занятых участков)

В соответствии с Характеристикой полигона, предоставленной Предприятием МУП» Спектр» вместимость на январь 2016 года составила 1605,966 куб м, размещено 1570.517 куб.м, остаточная вместимость составила 2.2 процентов, на январь 2016 г вместимость 1605,966 куб.м, размещено 1585,382 куб. м, остаточная вместимость в процентах 1,3, на январь 2017г вместимость 1605,966 куб.м, размещено 362, 560 куб. м остаточная вместимость 77,4 процентов. По инвентаризации 2013г- 1605, 966 куб.м /521,550 + 952,500+ 78,909 1605, 966 /1552, 959 куб. м.

Таким образом, анализ данных остаточной вместимости полигона указывает на то, что Предприятие предоставило данные за 2016г значительно противоречащие ранее заявленным и отраженным в инвентаризации 2010 и 2013 г.г.(с учетом сортировочных станций). Кроме того, в характеристике за 2016г Предприятие указало площадь объекта 4,88 га(проектную), тогда. как ранее по данной позиции стояли данные 4,88 га /6.28 га, где 6.28 га –это реальная площадь размещения отходов на 30.12.2016г.

Анализ отчетов по форме 2-тп (отходы) за 2015 и 2016 гг. показал, что на полигоне идет увеличение отходов, поступающих на захоронение -2015г-84449,2 куб м, 2016г-97846, 55 куб.м.

В соответствии с отчетом 2-ТП(отходы) МУП» Спектр» на полигоне ТКО за 2016 год размещено 19569,31 тонн отходов.

Согласно предоставленной вместе с отчетом Характеристики объекта размещения отходов за 2016 год и отчете о маркшейдерских работах. выполненных на полигоне ТКО г.Переславль- Залесский по состоянию на 23.11.2016г. согласно которого объем твердых коммунальных отходов, размещенных на полигоне, составляет всего 362,56 тысяч кубических метров или 83 788 тонн, что сильно противоречит представленным ранее данным за 2015г.

При этом в Характеристике, выполненной на основании Отчета о маркшейдерских работах на полигоне ТБО г. Переславля- Залесский по состоянию на 23.11.2016г и предоставленной в Управление 30.01.2017 г за 2016год заявлены значительно заниженные объемы размещенных на полигоне отходов.

Таким образом, предоставленный Отчет о маркшейдерских работах, выполненных на полигоне ТБО г. Переславля-Залесского Ярославской области содержит недостоверную информацию. По содержанию и полноте представленных материалов Отчет не соответствует требованиям и документации, представляемой в государственные органы. МУП « Спектр», представляя Характеристику объекта размещения отходов (ОРО) полигона ТКО г. Переславля-Залесского за 2016г, юридическое лицо МУП» Спектр «представило искаженную информацию о фактической площади полигона, об объеме размещенных отходов, хотя в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г№ 7-03 « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, среди которых в том числе, соблюдение право каждого на получении достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Таким образом юридическое лицо МУП» Спектр оспаривает в судебном заседании постановление Управления о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 8.5 КОАП РФ, согласно которой сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации оплате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышении экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати до восьмидесяти тысяч рублей. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Объективная сторона административного правонарушения состоит из нескольких составов:

-Несоблюдение (несвоевременное, неполное)сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов иди иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

-Сокрытие, умышленное искажение указанной информации

-Искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектах окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г№ 7-03 « Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности, обязательные условия ограничения и их совокупность) установлена законами. иными нормативно- правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статьей 11 Федерального закона РФ» Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г № 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона РФ» Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г № 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998г № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны:

Предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами,

-проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 года № 49, утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.

Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты п 4 Правил ннвентаризации.

Согласно п.6 Правил инвентаризации предусмотрено, что по завершению сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов, на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, один экземпляр которой хранится у юридического лица, другой экземпляр направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождении объекта размещения отходов.

Выводы должностного лица о виновности юридического лица МУП» Спектр» в совершении административного правонарушения. предусмотренного указанной ст. 8.5 КОАП РФ подтверждены следующими доказательствами : протоколом об административном правонарушении № 35/4040 от 28.03.2017г, договором № 53/16 от 08.11.2016г с ООО» <данные изъяты> « по выполнению комплекса маркшейдерских работ на полигоне бытовых отходов, Отчетом о маркшейдерских работах, выполненных на полигоне ТБО г. Переславля - Залесского по состоянию на 23.11.2016г, Техническим отчетом о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, заявлением МУП « Спектр» о рассмотрении технического отчета о неизменности производственного процесса., заключением экспертной организации (ФГБУ»<данные изъяты> по Ярославской области» ). проведенной в период 22.02.2017 г. по 07.03.2017г, согласно которой представленный на экспертизу Отчет о маркшейдерских работах. выполненный на полигоне ТБО г. Переславля-Залесского по состоянию на 23.11.2016г содержит недостоверную информацию. выполненные маркшейдерские работы не соответствуют требованиям Инструкции по производству маркшейдерских работ «(РД 07-603-03) и Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом» (РД 07-604-03). По содержанию и полноте представленных материалов Отчет не соответствует требованиям к документации, представляемой в государственные органы, инвентаризацией Объекта размещения твердых бытовых отходов полигона ТБО г. Переславля-Залесского, характеристиками объекта размещения отходов за 2016г, за 2015 г, за 2014г, копиями пояснительной записки к отчету «-ТП(отходы)Копиями отчета по форме 2 –ТП за 2016г, 2015г, за 2014г и другими материалами дела.

Проанализировав собранные доказательства в их совокупности. суд пришел к выводу, что юридическое лицо МУП» Спектр» совершило сокрытие, умышленное искажение полной и достоверной экологической информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Экологической информацией по смыслу указанного правонарушения является информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

. Общая площадь земельного участка, отведенного под полигон ТБО- 4,88 га. Фактическая площадь, используемая под полигон составляет 6,28 га. Согласно инвентаризации общая проектная вместимость полигона ТБО 1500 куб. м или 1605,966( с учетом дополнительно занятых участков)

В соответствии с Характеристикой полигона, предоставленной Предприятием МУП» Спектр» вместимость на январь 2016 года составила 1605,966 куб м, размещено 1570.517 куб.м, остаточная вместимость составила 2.2 процентов, на январь 2016 г вместимость 1605,966 куб.м, размещено 1585,382 куб. м, остаточная вместимость в процентах 1,3, на январь 2017г вместимость 1605,966 куб.м, размещено 362, 560 куб. м остаточная вместимость 77,4 процентов. По инвентаризации 2013г- 1605, 966 куб.м /521,550 + 952,500+ 78,909 1605, 966 /1552, 959 куб. м.

Таким образом, анализ данных остаточной вместимости полигона указывает на то, что Предприятие предоставило данные за 2016г значительно противоречащие ранее заявленным и отраженным в инвентаризации 2010 и 2013 г.г.(с учетом сортировочных станций). Кроме того, в характеристике за 2016г Предприятие указало площадь объекта 4,88 га(проектную), тогда. как ранее по данной позиции стояли данные 4,88 га /6.28 га, где 6.28 га –это реальная площадь размещения отходов на 30.12.2016г.

Анализ отчетов по форме 2-тп (отходы) за 2015 и 2016 гг. показал, что на полигоне идет увеличение отходов, поступающих на захоронение -2015г-84449,2 куб м, 2016г-97846, 55 куб.м.

При этом в Характеристике, выполненной на основании Отчета о маркшейдерских работах на полигоне ТБО г. Переславля- Залесский по состоянию на 23.11.2016г и предоставленной в Управление 30.01.2017 г за 2016год заявлены значительно заниженные объемы размещенных на полигоне отходов.

Юридическое лицо МУП» Спектр» при желании, получив Отчет о маркшейдерских работах, выполненных ООО» <данные изъяты>» на полигоне ТБО г Переславля- Залесский Ярославской области по состоянию на 23.11.2016 г, должно было и могло выявить недостоверности Отчета, содержащего неполные (недостоверные) сведения заполненности полигона, со стороны ООО» <данные изъяты> учитывая предыдущие результаты отчетов, Инвентаризации 2010г,2013годов и объемов заполнения полигона до предоставления Характеристики в адрес Управления.

МУП « Спектр « недостоверно предоставило информацию в Характеристике, а именно информацию о фактической площади размещения отходов, что подтверждено и решением Переславского районного суда Ярославской области от 05.12.2016г.( дело 2-1541/2016). согласно которого фактически занято твердыми бытовыми отходами 58.495 кв.м. и решением которого МУП» Спектр» обязан до 01.03.2018г разработать проект рекультивации самовольно занятых под бытовые отходы нарушенных земельных участков, что признал и представитель МУП» Спеткр» ФИО1 в судебном заседании.

Таким образом, действия юридического лица МУП» Спектр», правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.5 КОАП РФ, как сокрытие и искажение экологической информации, виновность юридического лица МУП» Спектр» в его совершении подтверждены помимо постановления о назначении административного наказания за № 35\4040 от 04 апреля 2017 года, совокупностью доказательств, изложенных выше, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Доводы жалобы представителя юридического лица бывшего директора ФИО2, и представителя МУП» Спектр» по доверенности ФИО1 в суде по существу не опровергают сделанные должностным лицом выводы о наличии в действиях юридического лица МУП» Спектр» вмененного состава административного правонарушения. Ссылка на то, что Отчет по маркшейдерским работам был выполнен, согласно заключенного договора сторонней организацией ООО» <данные изъяты> не снимает с юридического лица МУП» Спектр» ответственности за его проверку, перед тем как предоставить официальные сведения в Управление Росприроднадзора

У суда, как и у должностного лица, вынесшего обжалуемое заявителем постановление нет оснований не доверять заключению экспертной организации (ФГБУ<данные изъяты> по Ярославской области» ),. проведенной проверки специалистами, имеющими специальные познания, в период 22.02.2017 г. по 07.03.2017года, согласно которой представленный на экспертизу МУП» Спектр» Отчет о маркшейдерских работах, выполненный на полигоне ТБО г. Переславля-Залесского по состоянию на 23.11.2016г содержит недостоверную информацию. Предоставляя Характеристику объекта размещения отходов (ОРО) полигона ТКО г. Переславля- Залесский за 2016 год, юридическое лицо МУП» Спектр» представило искаженную экологическую информацию о фактической площади полигона, об объеме размещенных отходов, то есть о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Таким образом, вина юридического лица МУП» Спектр» состоит в действии, выразившейся в предоставлении в Управление искаженной экологической информации и ее сокрытие:, указанной в Характеристике объекта размещения отходов (ОРО) полигона ТБО г. Переславля- Залесского за 2016 год.

Суд не усматривает каких либо нарушений при проведении проверки в рамках проведенного административным органом административного расследования и заявителем на такие нарушения не указывается, суд не находит нарушений норм процессуального и материального права при вынесении данного постановления, которые бы повлекли отмену или изменение постановления должностного лица. Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности должностным лицом не нарушены.

Административное наказание назначено МУП» Спектр» должностным лицом в пределах санкции ст. 8.5 КОАП РФ минимальное, при этом приняты во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств, и другие обстоятельства по делу

Оснований для изменения или отмены вынесенного постановления суд апелляционной инстанции не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление №35/4040 заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ярославской области Н. от 04.04.2017 г. о признании МУП «Спектр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб., оставить без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: Мельник Н.Н.