ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-254/19 от 12.12.2019 Усольского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

12 декабря 2019 года город Усолье-Сибирское

Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя картинтиного фитосанитерного контроля на государственной границе РФ и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Васильевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу должностного лица – директора Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумова Дмитрия Геннадьевича на постановление начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Банщикова А.М. № 38-02-386/2019 от 05.09.2019 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области в республике Бурятия № 38-02-386/2019 от 05.09.2019 должностное лицо – директор Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумова Дмитрия Геннадьевича признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Наумов Д.Г. подал жалобу, в обоснование которой указал, что считает постановление от 05.09.2019г. № 38-02-386/2019 незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Должностное лицо директор Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумов Дмитрий Геннадьевич неоднократно привлечен к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Одним и тем же должностным лицом рассмотрены материалы административных дел и вынесено 5 постановлений о признании директора Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумова Дмитрия Геннадьевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дел об административных правонарушениях: актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 1256 от 28.08.2019 г., протоколами об административных правонарушений № 38-02-386/2019, 38-02-388/2019, 38-02-390/2019, 38-02-392/2019 от 03.09.2019 г., 38-02-422/2019 от 06.09.2019 г., постановления о назначении административных наказаний № 38-02-386/2019, 38-02-388/2019, 38-02-390/2019, 38-02-392/2019 от 05.09.2019 г., 38-02-422/2019 от 09.09.2019 г. Выявленные нарушения правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции относится по одному и тому же времени и месту совершения административного правонарушения. Вменяются одному и тому же должностному лицу, в соответствии с постановлениями об административных правонарушениях данные нарушения совершены одним и тем же способом. Все нарушения, выявленные в ходе проверки в один и тот же период времени. Все 5 протоколов поступили на рассмотрение одному и тому же лицу - государственному инспектору отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе РФ и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия Сарваровой Ю.М.

Должностным лицом вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания, в связи с чем директор Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумов Д.Г. в нарушение ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ неоднократно привлечен к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.

При рассматриваемых обстоятельствах начальнику отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области в республики Бурятия Банщикову Александру Михайловичу как должностному лицу, которому одновременно поступили протоколы об одном и том же административном правонарушении надлежало вынести одно постановление о привлечении административной ответственности.

Административным органом грубо нарушены процессуальные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении материалов административного дела № 38-02-386/2019.

Протокол об административном правонарушении от 03.09.2019 № 38-02-386/2019, который был положен административным органом в основу постановления от 05.09.2019 № 38-02-386/2019, как основное доказательство, подтверждающее событие административного правонарушения и вину должностного лица - директора Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумова Д.Г. в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 10.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, был составлен в отсутствие физического лица, без наличия документов, подтверждающих надлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.

О составлении протокола от 03.09.2019г. № 38-02-386/2019 директору Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумову Д.Г. не было извещено надлежащим образом. Уведомление о явке для возбуждения дела об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении были получены 03.09.2019 в 16:30 час.

Уведомление о необходимости прибыть 03.09.20J9 протокола об административном правонарушении получено 03.09.19 г. в 16:30 ч. о чем свидетельствует оттиск входящей корреспонденции, следовательно, при направлении данного уведомления отделом карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области в республике Бурятии не соблюдены требования статей 25.15 и 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из указанного следует, что директор Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумов Д.Г. был лишен возможности воспользоваться процессуальными правами в соответствии со ст.25.1 КсАП РФ, что является прямым нарушением законных прав по мнению заявителя, безусловным основанием для отмены вынесенного постановления.

Поскольку протокол об административном правонарушении от 03.09.2019, № 38-02-386/2019 был составлен в отсутствие лица, привлекаемого административной ответственности, без надлежащего уведомления лица составлении протокола, данный протокол не может служить доказательством события административного правонарушения и вины директора Межрайонное филиала АУ «Лесхоз Иркутский области» Наумова Д.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 Кодекса РФ с административных правонарушениях.

Следовательно, постановление отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области в республике Бурятия № 38 02-386/2019 от 05.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит отмене.

Просил: отменить постановление отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области в республике Букрятия от 05.09.2019 № 38-2-386/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ.

Наумов Д.Г. в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом.

Представитель картинтиного фитосанитерного контроля на государственной границе РФ и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по иркутской области и Республике Бурятия Васильева Е.В. в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считали их необоснованными.

Выслушав представителя, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 10.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 1, 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в РФ, вывоз из РФ, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования и другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Осуществление регулярной очистки мест складирования, переработки и отгрузки лесоматериалов от порубочных остатков, коры, щепы, старой древесины и т.д., как мест обитания карантинных организмов, является требованием п. 4 Приложения к Приказу Министерства лесного комплекса Иркутской области от 8.01.2012 № 6-мр «О наложении карантина растений для защиты лесов от вредных организмов, отнесённых к карантинным объектам».

Согласно п. 4 должностной инструкции от 16.03.2018 года в обязанности директора филиала входит соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды. Однако, в нарушение вышеуказанных фитосанитарных требований, директор Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумов Дмитрий Геннадьевичем, допустил захламление подкарантинного объекта (территории лесосеки) порубочными остатками.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, совершившие административные правонарушения в связи с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в организациях, несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из материалов дела, 28 августа 2019 года в 16 часов 30 минут по окончанию внеплановой выездной проверки по распоряжению Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия от 15.07.2019 № 1256 на нижнем складе лесоматериалов Усольского участка Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» по адресу: г. Усолье - Сибирское, ул. Глиняный Карьер, 20, (свидетельство о постановке на учет пункта приема, переработки и отгрузки древесины № 62-26-028), выявлено захламление территории хранения и отгрузки подкарантинной продукции порубочными остатками, опилками, щепой. Выдано предписание об устранении нарушения № 38-02-188 от 28.08.2019.

В ходе рассмотрения материалов административного дела подтвержден факт невыполнения директором Межрайонного филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» Наумовым Дмитрием Геннадьевичем, требований п. 1, п. 10 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», пункта 4 уложения к Приказу Министерства лесного комплекса Иркутской области от 18.01.2012 № 6-мр «О наложении карантина растений для защиты лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ведущего ветеринарного врача отделения безопасности животноводческой продукции областного государственного бюджетного учреждения «Усольская станция по борьбе с болезнями животных» Белобородовой М.Н., которая в соответствии с должностной инструкцией наделена специальными полномочиями осуществлять оформление ветеринарных сопроводительных документов, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии ос статьей 28.1 КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

На основании статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Согласно статье 25.12 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении протокола об административном правонарушении.

При этом должностное лицо обязано не только заблаговременно известить лицо о времени и месте рассмотрения дела, но и убедиться, что это лицо располагает соответствующей информацией, чего в данном случае не произошло.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом фактически не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо не возвратило протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

03 сентября 2019 года государственным инспектором отдела карантинного фитосанитарного контроля на Границе РФ и внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и республике Бурятия Сарваровой Ю.М. в отношении должностного лица должностного лица Наумова Д.Г. составлен протокол об административном правонарушении № 38-02-386/2019, предусмотренном ст. 10.3 Ко АП РФ.

При этом сведений о надлежащем извещении Наумова Д.Г., в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении, назначенном на 03 сентября 2019 года, материалы дела не содержат.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.

Протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы и не может быть положен в основу судебного постановления.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, так как в нем содержатся фактические данные, которые позволяют установить наличие события административного правонарушения.

Из приобщенного к материалам дела протокола об административном правонарушении от 03 сентября 2019 года № 38-02-386/2019 усматривается, что он был составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, Наумова Д.Г.

Вместе с тем, судьей достоверно было установлено, что Наумов Д.Г. не был извещен о времени и месте составления протокола 03 сентября 2019 года, что не соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются Уведомлением о явке для возбуждения дела об административном правонарушении от 02.09.2019 с отметкой о получении 03.09.2019. Таким образом, о составлении протокола должностному лицу стало известно в день после составления протокола, иных доказательств, о том, что Наумов Д.Г. суду не представлено. Довод о том, что они извещали юридическое лицо, судья считает несостоятельным, поскольку производство и составления протокола было в отношении должностного лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку вина Наумова Д.Г. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимых доказательствах, что является существенным нарушением закона, постановление начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Банщикова А.М., подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ.

В связи с отменой судебного решения по процессуальным основаниям, доводы жалобы о незаконности вынесенного должностным лицом постановления не обсуждаются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Наумова Дмитрия Геннадьевича удовлетворить.

Постановление начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации внутреннего карантина растений по Иркутской области Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Банщикова А.М. № 38-02-386/2019 от 05.09.2019 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.

Судья О.В. Янова