Дело №
РЕШЕНИЕ
г.Шадринск 9 ноября 2020 года
Судья Шадринского районного суда Курганской области Суханова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске Курганской области дело об административном правонарушении по протесту Шадринского межрайонного прокурора на постановление Административной комиссии Шадринского района от 13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.4 Закона Курганской области № 25 от 20.11.1995 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии Шадринского района Курганской области от 13 октября 2020 года ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.4 Закона Курганской области № 25 от 20.11.1995 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», и ей назначено наказание в виде штрафа 2000 рублей.
Комиссией установлено, что 7 октября 2020 года в 14 час. 30 мин. по адресу: Шадринский район, с.Демино, ул...., ..., ФИО1 не приняла мер по покосу сорной растительности высотой до 1,5 м на прилегающей территории к принадлежащему ей дому и земельному участку.
Шадринский межрайонный прокурор с постановлением Административной комиссии Шадринского района Курганской области не согласился и обратился с протестом на указанное постановление, в котором просил постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение. Свои требования мотивировал тем, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Комиссия не учла, что границы территории земельного участка, прилегающего к дому ФИО1, не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-карта отсутствует, что свидетельствует об отсутствии объекта состава административного правонарушения.
В судебное заседание Шадринский межрайонный прокурор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой, на удовлетворении протеста настаивал.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Административной комиссии Шадринского района Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, находил оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку лицо, ответственное за эксплуатацию здания, обязано принимать участие в содержании прилегающей территории в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства муниципального образования. Факт нахождения сухой травы в границах территории, прилегающей к дому ФИО1, был установлен должностным лицом, потому она правомерно привлечена к административной ответственности.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения лицо, совершившее противоправные действия... виновность лица в совершении административного правонарушения обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч.1 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
:
В соответствии с ч.2 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, вещественными доказательствами.
Часть 7 статьи 4 Закона Курганской области «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» предусматривает административную ответственность за непринятие мер по уборке объектов благоустройства и прилегающих территорий, включающих мойку, полив, подметание, сбор и вывоз мусора, в том числе естественного (опавшая листва, ветки), покос травы.
В соответствии со статьями 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, статьями 37 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Таким образом, комиссией вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по уборке объекта благоустройства и принадлежащей территории, сделан преждевременно, без выяснения значимых по делу обстоятельств и без истребования необходимых доказательств.
Согласно ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным постановление Административной комиссии Шадринского района Курганской области от 13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.4 Закона Курганской области № 25 от 20.11.1995 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении ФИО1 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении Административной комиссии Шадринского района необходимо выяснить, установлены ли границы земельного участка, прилегающего к дому ... по ул.... в с.Демино Шадринского района, имеется ли план-схема участка, после чего дать оценку тому, обязана ли ФИО1 исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории.
Ссылка административной комиссии на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2019 N 19-АПА19-1 не может быть принята во внимание, поскольку в нем речь идет о возможности возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом, и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, то есть об иных фактических обстоятельствах.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Протест Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Шадринского района Курганской области от 13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.4 Закона Курганской области № 25 от 20.11.1995 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении ФИО1 отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 на новое рассмотрение в Административную комиссию Шадринского района.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалобы через Шадринский районный суд.
Судья А.Г.Суханова