Материал № 12-254/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
30 октября 2017 года г.Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Богзыкова Е.В. при секретаре судебного заседания Сангаевой Г.Б., рассмотрев протест прокурора Республики Калмыкия на постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля №3/2017 от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1,
у с т а н о в и л :
Постановлением руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля №3/2017 от 26 сентября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1, прекращено ввиду малозначительности.
На данное постановление прокурором Республики Калмыкия Самсоновым А.М. подан протест, в котором указал, что при рассмотрении материала по делу об административном правонарушении установлено, что министром по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 нарушены требования п.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части принятия и исполнения бюджетных обязательств по государственному контракту, заключенному с ООО «Интер Строй» при отсутствии на момент принятия бюджетного обязательства, необходимого объема доведенных до Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее Министерство) лимитов бюджетных обязательств. Несоблюдение требований законодательства при принятии бюджетных обязательств нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при исполнении бюджетного законодательства, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, влияет на устойчивость бюджетной системы. Вывод административного органа о малозначительности совершенного ФИО1 административного правонарушения основан на том, что данное правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства. Вмененное ФИО1 правонарушение представляет угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению порядка проведения мероприятий бюджетного контроля независимо от наступления каких-либо негативных последствий, наступление негативных последствий в качестве признака объективной стороны указанного правонарушения не предусмотрено. В этой связи вывод административного органа об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и нарушении прав и интересов граждан и государства не верен, не соответствует обстоятельствам дела, основан на неправильном применении закона. Также необоснованно административным органом в качестве обстоятельств, характеризующих малозначительность правонарушения, приняты во внимание действия ФИО1 по отражению в бухгалтерских документах кредиторской задолженности и направлении им в Министерство финансов Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия писем о выделении средств на оплату государственного контракта. Указанные действия лишь свидетельствуют о реализации ФИО1 полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных ст.158 БК РФ, но не предоставляют право должностному лицу нарушать порядок принятия бюджетных обязательств и не являются основанием для освобождения от административной ответственности.
Просил суд постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля №3/2017 от 26 сентября 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 ввиду малозначительности отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Лиджиева В.П. доводы протеста поддержала.
Представитель Республиканской службы финансово-бюджетного контроля ФИО2 просила суд постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля №3/2017 от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, протест прокурора Республики Калмыкия без удовлетворения, представив суд письменный отзыв на протес. Указала, что в силу ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. ФИО1, являясь министром по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, от имени Министерства 27 апреля 2015 года заключил с ООО «Интер Строй» государственный контракт №06-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция республиканской больницы им. П.П.Жемчуева» с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г.Элиста РК» (3,4 этапы и 5 этап-фойе) (далее контракт) в редакции дополнительных соглашений №1, №2 от 23 июня 2015 года, от 25 ноября 2015 года. Процедуры по проведению закупки начаты в ноябре 2014 года на основании доведенных Министерству бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; первоначальная цена контракта составила 186 814 260 руб. (уведомление Министерства финансов Республики Калмыкия от 19 ноября 2014 года №04-95 на сумму 186 814 300 руб.). В редакции дополнительных соглашений цена контракта составила 76 357 150 руб. Начало выполнения работ - с момента заключения контракта, срок действия – до 15 декабря 2015 года. Подрядчик ООО «Интер Строй» исполнил свои обязательства по контракту на сумму 76 357 150 руб. Согласно отчету о состоянии лицевого счета на 1 января 2016 года фактически в 2015 году Министерству доведены лимиты на оплату ООО «Интер Строй» подрядных работ в размере 57 447 918 руб. вместо 76 357 150 руб. В Министерство финансов Республики Калмыкия заявки о финансировании на всю сумму 76 357 150 руб. Министерством направлялись неоднократно. Таким образом, кредиторская задолженность по контракту перед подрядчиком на 1 января 2016 года составила 18 909 232 руб. Данная задолженность отражена в годовой отчетности за 2015 год и в установленном порядке представлена Министерством в Министерство финансов Республики Калмыкия (подтверждено копией баланса на 1 января 2016 года сведениями по кредиторской задолженности формы №0503169). 19 января 2016 года в Министерство финансов Республики Калмыкия направлено письмо за исх.№02-01/171-КБ с просьбой о доведении лимитов бюджетных обязательств финансировании кредиторской задолженности за 2015 год на всю сумму задолженности. 19 января 2016 года Министерству по данному объекту доведены лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования в сумме 1 000 000 руб. Следовательно, объем права на принятие бюджетных обязательств у Министерства составил 1 000 000 руб. В целях уменьшения кредиторской задолженности и доведения денежных средств подрядчику 21 января 2016 года Министерство перечислило ООО «Интер Строй» 1 000 000 руб. Перечисление средств осуществлено после регистрации в УФК по РК государственного контракта на сумму задолженности 18 909 232 руб. и присвоения бюджетного обязательства при наличии лимитов лишь на 1 000 000 руб. Таким образом, сумма обязательств, превышающая допустимый лимит бюджетных обязательств, составила 17 909 232 руб. Согласно п.3 приказа Министерства финансов РК от 31 декабря 2015 года №15/201м (далее приказ) постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется по бюджетным обязательствам, возникшим из государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Республики Калмыкия, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной систем Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками и иное. В силу п.1.1 приказа при постановке на учет бюджетного обязательства орган Федерального казначейства осуществляет проверку на непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов республиканского бюджета сумме неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (далее бюджетные данные), отраженных в установленном порядке на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода. В этой связи 21 января 2016 года УФК по РК направило в Министерство уведомление о превышении свободных остатков №0050010415000291 по КБК 61809010120341060414. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении министра ФИО1 не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, поскольку превышение лимитов бюджетных обязательств за 2016 год явилось следствием недофинансирования в 2015 году государственного контракта и необходимостью оплаты кредиторской задолженности по нему. Сам контракт заключен в пределах лимитов, на момент заключения его с ООО «Интер Строй» Министерством не нарушены требования п.5 ст.161 Бюджетного кодекса РФ в части принятия и исполнения бюджетного обязательства. Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.
В судебное заседание представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО3 не явилась, представив письменные возражения на протест, в которых просила суд постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля №3/2017 от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, протест прокурора Республики Калмыкия без удовлетворения. В возражениях указала, что министр ФИО1 предпринял все меры по соблюдению правил и норм бюджетного законодательства в пределах своей компетенции. 27 апреля 2015 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и ООО «Интер Строй» заключен государственный контракт №06-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция республиканской больницы им.П.П.Жемчуева с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г. Элиста РК» (3,4 этапы и 5 этап-фойе) в редакции дополнительных соглашений №1, №2 от 23 июня 2015 года, от 25 ноября 2015 года. Процедуры по проведению закупки начаты в ноябре 2014 года на основании доведенных Министерству бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; первоначальная цена контракта составила 186 814 260 руб. В редакции дополнительных соглашений цена контракта составила 76 357 150 руб. Начало выполнения работ - с момента заключения контракта; срок действия - до 15 декабря 2015 года. Подрядчик исполнил свои обязательства по контракту на сумму 76 357 150 руб. Финансирование в 2015 году составило 57 447 918 руб. вместо 76 357 150 руб., несмотря на то, что в Министерство финансов Республики Калмыкия заявки о финансировании на сумму 76 357 150 руб. направлялись Министерством неоднократно. Кредиторская задолженность по контракту перед подрядчиком на 1 января 2016 года составила 18 909 232 руб., данная задолженность отражена в годовой отчетности на 1 января 2016 года и в установленном порядке представлена в Министерство финансов Республики Калмыкия. 19 января 2016 года в Министерство финансов Республики Калмыкия направлено письмо за номером №02-01/171-КБ с просьбой о доведении лимитов бюджетных обязательств и финансировании кредиторской задолженности за 2015 год. Министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 предпринял все меры по соблюдению правил и норм бюджетного законодательства в пределах своей компетенции, а именно представил в орган исполнительной власти республики, уполномоченный доводить лимиты бюджетных обязательств, - в Министерство финансов Республики Калмыкия отчетность и заявки о задолженности по государственному контракту с ООО «Интер Строй». В 2016 году Министерство финансов Республики Калмыкия, несмотря на имеющиеся у него данные о кредиторской задолженности в сумме 18 909 232 руб., не учитывая нормы бюджетного законодательства, объемы лимитов бюджетных обязательств, довело финансирование и лимиты в размере 1000 000 руб. Без лимита орган казначейства не осуществит платеж. Орган казначейства также не осуществит платеж без регистрации полной суммы неоплаченного долга по контракту. Несмотря на сведения о задолженности в сумме 18 909 232 руб., содержащиеся в отчетности и письмах, 19 января 2016 года Министерство финансов Республики Калмыкия по данному объекту выделило лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования в сумме 1 000 000 руб. В целях уменьшения кредиторской задолженности и доведения денежных средств Подрядчику (который, в свою очередь, должен оплатить свои обязательства перед работниками по заработной плате, налогам и другим расчетам), Министерство было вынуждено перечислить ООО «Интер Строй» 1 000 000 руб., а не 18 909 232 руб. Перечисление средств по задолженности в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Калмыкия возможно после регистрации в УФК по РК государственного контракта на сумму задолженности 18 909 232 руб., и присвоения бюджетного обязательства. Таким образом, сумма обязательства, превышающая допустимый лимит бюджетных обязательств, составила 17 909 232 руб. В этой связи 21 января 2016 года УФК по РК направило в Министерство уведомление о превышении свободных остатков №0050010415000291. 10 марта 2016 года на имя Председателя Правительства Республики Калмыкия и Министра финансов Республики Калмыкия (исх.№02-01/982-КБ) направлено письмо с просьбой доведения бюджетных назначений по объекту «Реконструкция республиканской больницы им. П.П. Жемчуева с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г. Элиста РК» в целях предотвращения взыскания задолженности в судебном порядке, образования дополнительной нагрузки на республиканский бюджет в виде государственных пошлин и штрафов. Подрядчик ООО «Интер Строй» обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Министерства неустойки по контракту в размере 1057396,98 руб., рассчитанной по условиям контракта, за период с 15 декабря 2015 года (последний акт о выполнении от 14 декабря 2015 года) по фактическую дату поступления денежных средств, то есть по 4 августа 2016 года (последнее платежное поручение от 3 августа 2016 года). Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2016 года по делу №А22-3417/2016 с Министерства в пользу Подрядчика взыскано пени на сумму 1 057 396,98 руб., которые Министерство оплатило платежным поручением от 3 мая 2017 года №935818. Таким образом, министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 свои обязанности о направлении заявок о финансировании контракта в Министерство финансов Республики Калмыкия, которое уполномочено осуществлять финансирование в соответствии с действующим законодательством и на основании поступивших заявок, направлял своевременно. Оплата за выполненные работы по контракту возможна только при наличии финансирования со стороны Министерства финансов Республики Калмыкия.
На основании ч.2 ст.25.1. КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав участников процесса, обозрев материал по делу об административном правонарушении, оценив представленные доказательства, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 ст.2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Статьей 15.15.10. КоАП РФ установлено, что принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений, и с объективной стороны оно характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. В качестве субъектов административной ответственности могут выступать только должностные лица.
В соответствии с п.5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Согласно п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Как следует из материалов дела, заместителем прокурора Республики Калмыкия вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 августа 2017 года, по ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1
Указом Главы Республики Калмыкия от 14 ноября 2012 года №161 ФИО1 назначен министром по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Согласно материалам дела об административном правонарушении ФИО1, являясь Министром по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, от имени министерства 27 апреля 2015 года и ООО «Интер Строй» заключил государственный контракт №06-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция республиканской больницы им. П.П. Жемчуева с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г. Элиста РК» (3,4 этапы и 5 этап-фойе) в редакции дополнительных соглашений №1, №2 от 23 июня 2015 года, от 25 ноября 2015 года.
Процедуры по проведению закупки начаты в ноябре 2014 года на основании доведенных министерству бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств; первоначальная цена контракта составила 186 814 260 руб. согласно уведомлению Министерства финансов Республики Калмыкия от 19 ноября 2014 года №04-95 на сумму 186 814 300 руб. В редакции дополнительных соглашений цена контракта составила 76357150 руб. Начало выполнения работ - с момента заключения контракта; срок действия - до 15 декабря 2015 года.
Подрядчик ООО «Интер Строй» исполнил свои обязательства по контракту на сумму 76 357 150 руб. Финансирование в 2015 году составило 57 447 918 руб. согласно отчету о состоянии лицевого счета на 1 января 2016 года. В Министерство финансов Республики Калмыкия заявки о финансировании на всю сумму исполненного подрядчиком государственного контракта в размере 76 357 150 руб. Министерством направлялись неоднократно.
Кредиторская задолженность Министерства по контракту перед Подрядчиком ООО «Интер Строй» на 1 января 2016 года составила 18 909 232 руб. Данная задолженность отражена в годовой отчетности за 2015 год и в установленном порядке представлена в Министерство финансов Республики Калмыкия, что подтверждается копией баланса на 1 января 2016 года, сведениями по кредиторской задолженности формы №0503169.
19 января 2016 года в Министерство финансов Республики Калмыкия Министерством направлено письмо за номером №02-01/171-КБ с просьбой о доведении лимитов бюджетных обязательств и финансировании кредиторской задолженности за 2015 год, на всю сумму задолженности.
19 января 2016 года Министерству по данному объекту доведены лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования в сумме 1 000 000 руб. Таким образом, объем права на принятие бюджетных обязательств у Министерства составил 1000000 руб.
21 января 2016 года Министерство перечислило ООО «Интер Строй» 1000000 руб.
Перечисление средств по задолженности в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Калмыкия осуществлено после регистрации в УФК по РК государственного контракта на сумму задолженности 18 909 232 руб. и присвоения бюджетного обязательства.
Таким образом, сумма обязательства, превышающая допустимый лимит бюджетных обязательств, составила 17 909 232 руб.
Согласно п.3 приказа Министерства финансов Республики Калмыкия от 31 декабря 2015 года №15/201м постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется по бюджетным обязательствам, возникшим из государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Республики Калмыкия, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной систем Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками и иное.
В силу п.1.1 приказа Министерства финансов Республики Калмыкия от 31 декабря 2015 года №15/201м при постановке на учет бюджетного обязательства орган Федерального казначейства осуществляет проверку на не превышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов республиканского бюджета сумме: неиспользованных доведенных бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств (далее бюджетные данные), отраженным в установленном порядке на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода.
21 января 2016 года УФК по РК направило в Министерство уведомление о превышении свободных остатков №0050010415000291 по КБК 61809010120341060414. Задолженность по контракту погашена 3 августа 2016 года по исполнительному листу.
В действиях министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, - принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Вместе с тем, постановление №3/2017 от 26 сентября 2017 года о прекращении в отношении ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, ввиду малозначительности правонарушения, является законным, поскольку фактические обстоятельства дела свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Как указано в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Законные и обоснованные основания для освобождения ФИО1 от административной ответственности по причине малозначительности совершенного правонарушения имелись.
Совершенное правонарушение, выразившееся в принятии обязательств по оплате кредиторской задолженности по контракту, не причинило экономического ущерба интересам государства, совершенное должностным лицом деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.
Кредиторская задолженность отражена в бухгалтерских документах в силу обязанности надлежащего исполнения договорных обязательств.
Министерство сумму финансирования в размере 1 000 000 руб., поступившую в январе 2016 года на счет Министерства, обязано было перечислить в счет погашения кредиторской задолженности по контракту, так как именно на эти цели средства и были выделены.
Государственный контракт в 2015 году заключался при наличии лимитов бюджетных обязательств, но обязательства по его оплате не были в полной мере исполнены ввиду отсутствия финансирования.
При этом ФИО1 принимались все меры в соответствии с его должностными обязанностями для надлежащего исполнения условий контракта, а также погашения кредиторской задолженности, что подтверждается письмами Министерства в Министерство финансов Республики Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия с просьбами о выделении средств на оплату контракта, необходимости внесения изменений в Закон РК о бюджете на 2016 год.
Согласно п.1 ст.307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу п.3 ст.307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии со ст.309 ГК РФ оязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.1 ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п.4.4. государственного контракта №06-15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция республиканской больницы им.П.П.Жемчуева с пристройкой КДО на 250 посещений в смену в г. Элиста РК» (3,4 этапы и 5 этап-фойе) в редакции дополнительных соглашений №1, №2 от 23 июня 2015 года, от 25 ноября 2015 года, заключенного между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и ООО «Интер Строй», оплата фактических выполненных работ осуществляется в течение 30 дней со дня их приёмки (при наличии финансирования) путем перечисления Государственным заказчиком подрядчику стоимости фактически выполненных надлежащим образом работ, принятых Государственным заказчиком.
Факт выполнения ООО «Интер Строй» оговоренных государственным контрактом работ не опровергается, подтверждается материалами дела, вступившим в силу решением Арбитражного суда РК от 22 декабря 2016 года.
В соответствии с п.9.3. государственного контракта в случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неуплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 1,5% от цены настоящего контракта, что составляет 1 145 357 руб. 25 коп. за несвоевременную оплату.
Согласно п.9.6. государственного контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 1% от цены настоящего контракта, что составляет 763 571 руб. 50 коп.
Как следует из пояснений сторон, лимиты по рассматриваемому государственному контракту Министерству Министерством финансов РК в оставшейся сумме 17 909 232 руб. не доведены до предъявления исполнительного листа Арбитражного суда РК, которым 22 декабря 2016 года принято решение о взыскании с Министерства в пользу ООО «Интер Строй» пени по государственному контракту №06-15 от 27 апреля 2015 года за период с 10 декабря 2015 года по 3 августа 2016 года в размере 1 057 396 руб. 98 коп.
В случае неперечисления Министерством подрядчику ООО «Интер Строй» поступивших из Министерства финансов РК на оплату по государственному контракту №06-15 от 27 апреля 2015 года денежных средств в размере 1 000 000 руб. бюджету Республики Калмыкия был бы причинен более значительный ущерб в виде штрафов и пени за неисполнение обязательства по оплате.
Иной способ исполнения обязательства перед ООО «Интер Строй», нежели избранный, у Министерства отсутствовал.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, действовавшего добросовестно, в интересах государства и граждан, в целях надлежащего исполнения гражданского обязательства и недопущения излишней кредиторской задолженности, недопущения причинения ущерба республиканскому бюджету в виде штрафов и пеней, отсутствия вреда и тяжести правонарушения, отсутствия негативных последствий, административное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В связи с изложенным административный орган пришел к правильному выводу о прекращении производства по делу в отношении министра ФИО1 ввиду малозначительности правонарушения.
Таким образом, постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля №3/2017 от 26 сентября 2017 года подлежит оставлению без изменения, протест прокурора Республики Калмыкия – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.6.-30.9. КоАП РФ,
р е ш и л :
Постановление руководителя Республиканской службы финансово-бюджетного контроля ФИО4 №3/2017 от 26 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня получения копии решения через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья Е.В. Богзыкова