ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-255/2021 от 11.08.2021 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Материал №12-255/2021

Решение

г. Рыбинск «11» августа 2021 г.

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Коновалова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Большаковой Руфы Рифатьевны на постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора от 23.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,

установил:

18 марта 2021г. заместителем начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП, в отношении Большаковой Р.Р., директора ООО «Юнитер» в связи с выявлением нарушений обязательных требований на объекте-«Сеть газопотребления», рег. , адрес: <адрес>:

- не проведена аттестация директора ООО «Юнитер» Большаковой Р.Р. по общим требованиям промышленной безопасности (ст.9,14.1 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.1, п.п. «а» п.2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №1365);

-перечень газоопасных работ, утв. директором ООО «Юнитер», не соответствует требованиям нормативных документов (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.14 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №528);

-не разработан и не утвержден перечень газоопасных работ, выполняемых без оформлении наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.133 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531);

-не актуализировано Положение по организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах ООО «Юнитер», утв. директором ООО «Юнитер» 01.07.2019, в связи с изменениями в нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, вступивших в силу с 01.01.2021 (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.3,9,11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168);

-в п.11.5 Положения о производственном контроле должность руководителя указана как «генеральный директор», согласно выписке из ЕГРЮЛ от 01.03.2021, приказа от 19.05.2017 «О назначении директора общества», решения учредителя ООО «Юнитер» от 19.05.2017 должность «директор» (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ);

-не представлены акты комплексных, целевых и оперативных проверок, указанных в п.п. «в» п.4, п.5.3 Положения о производственном контроле (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.4 Правил организации и осуществления производственного контроля);

-в п.4.2 представленного Положения о производственном контроле в обязанности работника, ответственного за осуществление ПК, неверно включены пункты, которые относятся к обеспечению контроля (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 14 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-в п.4.3 представленного Положения о производственном контроле не содержится информация о том, что работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за: -разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; -проведением экспертизы промышленной безопасности; -организацией и проведением подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 15 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-в п.4.4. представленного Положения о производственном контроле не содержится информация о том, что работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, имеет право: -приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на опасном производственном объекте; -участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 16 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-не представлена должностная инструкция работника, ответственного за осуществление производственного контроля (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 13 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-копия договора обязательного страхования не направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов в течение 5 рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.п.3 п.2 ст.11 ФЗ от 27.07.2010 №225-ФЗ);

- техническое расследование причин инцидентов на ОПО -«Сеть газопотребления», рег., III класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>, их учет и анализ не регламентирован документом, утв. организацией, эксплуатирующей ОПО (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 29 Порядка проведения технического расследования причин инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503).

Постановлением заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора от 23.04.2021 №10.2-Пс/0073-212-1194пл-2021 ФИО1 признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Большакова Р.Р. обратилась в суд с жалобой, в которой просит заменить назначенное наказание на предупреждение. В обоснование требований указано, что выявленные нарушения не повлекли имущественного ущерба, не причинили вред, не вызвали угрозы вреда. При этом, правонарушение совершено впервые. Ранее директор не привлекалась к административной ответственности по ст.9.1 КоАП РФ.

Большакова Р.Р. в судебное заседание не явилась, просила об отложении судебного заседания в связи с нахождением в отпуске. При этом, соответствующих документов не представлено. Вместе с тем, нахождение в отпуске директора Общества, извещенного о времени, дате и месте слушания дела и не направления в суд защитника, не является безусловным основанием для отложения судебного заседания, поскольку не препятствовало реализации его прав.

Изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

Частью первой статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу ст.3 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в т.ч., соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (п.1 ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ).

Как следует из представленных документов, на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.03.2021 в период с 10 марта по 12 марта 2021 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности в отношении ООО «Юнитер» при эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления», рег.номер .

В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения, указанные в акте от 12.03.2021:

- не проведена аттестация директора ООО «Юнитер» Большаковой Р.Р. по общим требованиям промышленной безопасности (ст.9,14.1 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.1, п.п. «а» п.2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №1365);

-перечень газоопасных работ, утв. директором ООО «Юнитер», не соответствует требованиям нормативных документов (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.14 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №528);

-не разработан и не утвержден перечень газоопасных работ, выполняемых без оформлении наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.133 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531);

-не актуализировано Положение по организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах ООО «Юнитер», утв. директором ООО «Юнитер» 01.07.2019, в связи с изменениями в нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, вступивших в силу с 01.01.2021 (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.3,9,11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168);

-в п.11.5 Положения о производственном контроле должность руководителя указана как «генеральный директор», согласно выписке из ЕГРЮЛ от 01.03.2021, приказа от 19.05.2017 «О назначении директора общества», решения учредителя ООО «Юнитер» от 19.05.2017 должность «директор» (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ);

-не представлены акты комплексных, целевых и оперативных проверок, указанных в п.п. «в» п.4, п.5.3 Положения о производственном контроле (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.4 Правил организации и осуществления производственного контроля);

-в п.4.2 представленного Положения о производственном контроле в обязанности работника, ответственного за осуществление ПК, неверно включены пункты, которые относятся к обеспечению контроля (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 14 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-в п.4.3 представленного Положения о производственном контроле не содержится информация о том, что работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за: -разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; -проведением экспертизы промышленной безопасности; -организацией и проведением подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 15 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-в п.4.4. представленного Положения о производственном контроле не содержится информация о том, что работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, имеет право: -приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на опасном производственном объекте; -участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 16 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-не представлена должностная инструкция работника, ответственного за осуществление производственного контроля (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 13 Правил организации и осуществлении производственного контроля);

-копия договора обязательного страхования не направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов в течение 5 рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п.п.3 п.2 ст.11 ФЗ от 27.07.2010 №225-ФЗ);

- техническое расследование причин инцидентов на ОПО -«Сеть газопотребления», рег. III класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>, их учет и анализ не регламентирован документом, утв. организацией, эксплуатирующей ОПО (ст.9 ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 29 Порядка проведения технического расследования причин инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503).

Решением учредителя ООО «Юнитер» от 19.05.2017 полномочия директора общества Большаковой Р.Р. продлены на пять лет, до 20 мая 2022г.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: распоряжением о проведении проверки; актом проверки; протоколом об административном правонарушении, не оспариваются Большаковой Р.Р.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Поскольку ООО «Юнитер» включен в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (с 01.08.2016), административное правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля, вред здоровью и жизни людей правонарушением не причинен и угроза причинения такого вреда не возникла, правонарушение по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ не указано среди исключений предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, то суд полагает возможным назначенное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

При установленных обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица подлежит изменению, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. - замене на наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 -30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора от 23.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Юнитер» Большаковой Руфы Рифатьевны изменить в части назначения наказания, заменив назначенное Большаковой Руфе Рифатьевне наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд Ярославской области.

Судья Коновалова И.В.