№ 12-255/2021
УИД №RS0№-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2021 года город Ессентуки
Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Жукова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда жалобу директора ООО «Холод - розлив» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КРФ об АП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не соглашаясь с указанным постановлением и представлением в части, считая их незаконными и необоснованными, директор ФИО4 Д.К. обратился в суд с жалобой на них, в которой указал, что не согласен с вменёнными нарушениями по следующим основаниям.
Что касается не приобщения в установленном порядке к лицензии на пользование недрами <данные изъяты> горноотводного акта от ДД.ММ.ГГГГ№ указал следующее.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N № «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N №
Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
В соответствии со ст. 7 Закона О недрах после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В ст. 7 Закона О недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы. Требования нормы данной статьи детализированы в Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых №), утв. Постановлением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N № Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N № (в ред. Приказа Ростехнадзора и МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N №) – утратила силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.
В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.
В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МПР России.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии со статьей 7 Закона О недрах утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. В соответствии с Правилами (п. 2) документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно документация, орган государственного горного надзора).
В соответствии с п. 16 Правил 16. Документация оформляется:
а) органом государственного горного надзора - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами;
б) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в 4 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а 3 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, а также в орган государственного горного надзора.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России органом Ростехнадзора и соответственно горноотводный акт становится неотъемлемой частью лицензии.
Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.
То есть, после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.3 Закона О недрах указанные документы автоматически становятся неотъемлемой частью лицензии, и каких либо обязанностей по внесению изменений в лицензию (именно в бумажном варианте) от пользователя недр не требуется.
В этой связи обществом исполнено условие п. 7.3. лицензионного соглашения: после утверждения эксплуатационных запасов минеральных вод разработана технологическая схема эксплуатации Горного участка, в Кавказском управлении Ростехнадзора оформлен горноотводный акт № от ДД.ММ.ГГГГ с очерченными границами горного отвода, который в дальнейшем был направлен в орган МПР.
При предоставлении обществу лицензии в ее неотъемлемую часть (п. 8) входил Акт удостоверяющий передачу в пользование <адрес> для использования с целью геологического изучения и последующей добычи минеральных вод и чертеж к материалам предоставления земельного участка для производства изыскательных работ (№).
Порядок приобщения уточненной горноотводной документации к лицензии не регламентирован. В абз. 3 ст. 7 Закона о недрах не указано, что включение в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, является обязанностью недропользователя.
Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденный приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ№. Из буквального толкования п. 37 и 38 Регламента следует, что включение горноотводного акта в лицензию не является внесением дополнений в лицензию, поскольку Регламентом установлен закрытый перечень оснований для внесения изменений и дополнений, а именно: в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов; при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством, нежели чем порядок, предусмотренный абз. 2 п. 38 Регламента, не предусмотрено. Поэтому процедура включения в лицензию горноотводной документации может быть инициирована как пользователем недр, так и Роснедрами в виде обращения к недропользователю с предложением о внесении изменений в лицензию.
Исходя из изложенного специальный порядок включения горноотводного акта в лицензию в качестве неотъемлемой части ни Законом О недрах, ни Административным регламентом Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами не определён.
Исходя из изложенного нарушение по не приобщению горноотводного акта к лицензии, не состоятельно.
Что касается не обеспечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод на Горном участке Ессентукского месторождения, указал, что по условиям лицензионного соглашения к лицензии № на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважины № на Горном участке переоценку запасов надлежало провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (Дополнения № от ДД.ММ.ГГГГ). Однако в соответствии с Дополнениями № (зарегистрировано МПР России ДД.ММ.ГГГГ.) в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до ДД.ММ.ГГГГ. Данному внесению изменений в лицензию предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод Ессентукского и Нагутского месторождений (протокол б\н от ДД.ММ.ГГГГ. – приложение №), на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании была установлена необходимость, вследствие объективных причин, внесение изменения сроков в условия пользования недрами. Недропользователям рекомендовано в частности (п. 3) подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод. Обществом направлено обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов, что подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ№ (приложение №), письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) об обосновании внесения изменений и дополнений к лицензии. Письмом Федерального агентства по недропользованию № № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) в адрес общества были направлены Дополнения к лицензии, которые были обществом рассмотрены и направлены в агентство. По итогам рассмотрения агентством ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано Дополнение № к лицензии №, которым внесены изменения в Дополнение №, а именно: установлен срок переоценки запасов и проведение из государственной экспертизы в срок до ДД.ММ.ГГГГ., в течение года после утверждения запасов минеральных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке.
Подрядной организацией (МГУ им. ФИО5) в соответствии с условиями договора № № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) были проведены работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный срок.
Исходя из изложенного нарушение по необеспечению выполнения переоценки запасов минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанное в акте проверки, не состоятельно.
Что касается не обеспечения ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине № Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», указал, что на дату выявления данного нарушения Приказ Минприроды России от 08.07.2009г. № «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» – утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее – приказ Минприроды №).
В приказе Минприроды № № отмечено следующее:
«Порядок разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219, и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов».
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ:
- водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
- водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Однако, скважину – нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.
Кроме того, в соответствии с п.2 Приказа Минприроды № №:
- «Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод».
В свою очередь – право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ:
«юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».
Часть 5 ст. 5 Водного кодекса РФ гласит:
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
Общество в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с п. 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с п. 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.
Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по СКФО. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление.
Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено.
Относительно не обеспечения в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорт скважины) в территориальный фонд геологической информации, указал, что представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О недрах», приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № № и приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № №, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.
Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N № "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
В протоколе об административном правонарушении не указано в какой период Заявителем не предоставлен паспорт скважины в территориальный фонд геологической информации. При таком положении вывод административного органа о том, что Заявитель должен был представить паспорт скважины и в какой период, материалами дела не подтвержден.
На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензий на недропользование <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Минприроды № от ДД.ММ.ГГГГ. совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.).
Обращает внимание суда, что административным органом не представлены доказательства о наличии задолженности за обществом по сдаче паспорта скважин в качестве геологической информации в территориальный фонд геологической информации - ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу». Паспорта скважин неоднократно предоставлялись в геологические фонды в составе проектных и отчетных материалов геологоразведочных организаций, проводивших бурение скважин и соответствующие геологоразведочные работы.
Относительно не обеспечения согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, указал, что данное нарушение не состоятельно, поскольку указанные потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены технологической схемой, а к гидрогеологическим (добыча минеральных вод), возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод, с которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачен налог на добычу полезных ископаемых.
Что касается не обеспечения в установленный законом срок, предоставления в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по <адрес> указал следующее.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы № №Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и № № "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.
При таком положении вывод административного органа о том, что Заявителем не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № 7№ за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по <адрес>, материалами дела не подтвержден.
В судебном заседании представитель ФИО12 по доверенности ФИО6 доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.
Просит суд:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными в части вывода о том, что ООО «Холод- розлив» допущены следующие нарушения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами № горноотводной акт от ДД.ММ.ГГГГ№;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения;
- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №<адрес>) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.
Снизить размер штрафа.
Представитель ФС по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО7 в судебном заседании полагала постановление должностного лица и представление законными и обоснованными, а жалобу директора общества не подлежащей удовлетворению.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив материалы дела по жалобе, приняв к обозрению и исследовав административный материал в отношении ФИО12», судья приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КРФ об АП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КРФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КРФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления получена обществом ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба подана в суд ДД.ММ.ГГГГ (штемпель на почтовом конвенте) и зарегистрирована в канцелярии суда ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок на подачу настоящей жалобы не пропущен.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 1.6 КРФ об АП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КРФ об АП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КРФ об АП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № № Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО12, осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Согласно Уставу (новая редакция) Общество с ограниченной ответственностью «Холод-розлив» (далее – ФИО12») является юридическим лицом в составе одного участника, созданным для производства и сбыта продукции, товаров, работ и услуг, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, утвержденного общим собранием участников ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России № по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Высшим органом управления ФИО12» является Общее собрание участников.
ООО «Холод-розлив» на территории Ставропольского края осуществляет добычу подземных минеральных вод на территории Западно-Быкогорского участка Ессентукского месторождения минеральных вод, расположенного в Предгорном районе Ставропольского края.
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации Технологическая схема разработки <адрес>скважина №) <адрес>, разработанной в ДД.ММ.ГГГГ году, утвержденная Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ ЦКР Роснедр по МПВ и ПС.
ООО «Холод-розлив» является владельцем лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча подземных минеральных вод на <адрес>скважина №) <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Горный участок Ессентукского месторождения подземных минеральных вод расположен в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды на территории Предгорного административного района Ставропольского края, в <адрес>.
Разработка горного участка осуществляется разведочно-эксплуатационной скважиной №. Координаты скважина <адрес>
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю и ООО «Холод-розлив» заключён договор № от ДД.ММ.ГГГГ на сдачу территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю в аренду имущества федеральной собственности составляющих государственную казну Российской Федерации (скважина №).
Скважина № расположена по адресу: <адрес>
Между Администрацией Предгорного района и ООО «Холод-розлив» заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № б/н земельного участка, общей площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес>, сроком на 25 лет.
Участок недр имеет статус горного отвода.
ДД.ММ.ГГГГ Кавказским Управлением Ростехнадзора выдан горноотводной акт №, площадь горного отвода составляет <данные изъяты>, в проекции на поверхность земли и <данные изъяты> в пределах земельного участка в кадастровых границах на поверхности земли.
Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии № – до ДД.ММ.ГГГГ
По результатам проведения проверки, должностным лицом установлено, что юридическим лицом ООО «Холод-розлив» допущено нарушение требований: ст. 7, п.1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 7, п.10 ч. 2 ст. 22, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 23, ст. 23.2, ст. 23.2, ст. 27 Закона Российской Федерации «О недрах» от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Приказ Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геолого-разведочных работ» от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 5, п. 12, п. 33 Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод» от ДД.ММ.ГГГГ№, пп. «в» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3, п. 5, п. 6 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
ООО «Холод-розлив», являясь юридическим лицом, допустило пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами №, а именно допущены следующие нарушения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводной акт от ДД.ММ.ГГГГ№;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения;
- не обеспечено выполнение требований Технологической схемы разработки Горного участка (скважина №) <адрес> минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационной скважины;
- не обеспечено отведение дезинфекционного раствора в канализационную систему в соответствии с Технологической схемой;
- не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга по лицензии № в соответствии с требованиями программы мониторинга подземных вод (стр. 11-17) и Технологической схемой (стр. 116-123);
- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №<адрес>) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Холод-розлив» был составлен протокол об административном правонарушении № по ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №№-ФЗ за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3КРФ об АП.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 315.
Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.
В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах», после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В ст. 7 Закона О недрах не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы. Требования нормы данной статьи детализированы в Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых №), утв. Постановлением МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 56 и Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (в ред. Приказа Ростехнадзора и МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N №) – утратила силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. Министерством природных ресурсов Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 56, Госгортехнадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N №, шифр №) при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора.
В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геологоразведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.
В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.
В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МИР России.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России (в рассматриваемом случае это Кавказнедра) органом Ростехнадзора.
Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, нарушение, вмененное в постановлении, в виде не приобщения в установленном порядке к лицензии на пользование недрами <данные изъяты> горноотводного акта от ДД.ММ.ГГГГ№, является необоснованным и подлежит исключению.
Что касается не обеспечения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения, прихожу к следующему.
По условиям лицензионного соглашения к лицензии <данные изъяты> на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважины № на Горном участке переоценку запасов надлежало провести в срок до 01.06.2020г. (Дополнения № от ДД.ММ.ГГГГ). Однако в соответствии с Дополнениями № (зарегистрировано МПР России ДД.ММ.ГГГГ.) в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до ДД.ММ.ГГГГ. Данному внесению изменений в лицензию предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод Ессентукского и Нагутского месторождений (протокол б\н от ДД.ММ.ГГГГ. – приложение №), на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании была установлена необходимость, вследствие объективных причин, внесение изменения сроков в условия пользования недрами. Недропользователям рекомендовано в частности (п. 3) подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод. Обществом направлено обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов, что подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ№ (приложение №), письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) об обосновании внесения изменений и дополнений к лицензии. Письмом Федерального агентства по недропользованию № № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) в адрес общества были направлены Дополнения к лицензии, которые были обществом рассмотрены и направлены в агентство. По итогам рассмотрения агентством ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано Дополнение № к лицензии <данные изъяты>, которым внесены изменения в Дополнение №, а именно: установлен срок переоценки запасов и проведение из государственной экспертизы в срок до ДД.ММ.ГГГГ., в течение года после утверждения запасов минеральных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке.
Подрядной организацией (МГУ им. ФИО5) в соответствии с условиями договора № № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение №) были проведены работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный срок.
Следовательно, судья соглашается с доводами жалобы в указанной части, данное нарушение подлежит исключению.
Что касается нарушения в виде не обеспечения ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине № Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», прихожу к следующему.
На дату выявления данного нарушения Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» – утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 903 (введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее – приказ Минприроды №).
В приказе Минприроды № отмечено следующее: «Порядок разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 219, и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов».
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ: водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Однако, скважину – нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.
Кроме того, в соответствии с п.2 Приказа Минприроды №: «Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод».
В свою очередь – право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ: «юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».
Часть 5 ст. 5 Водного кодекса РФ гласит: К подземным водным объектам относятся: 1) бассейны подземных вод; 2) водоносные горизонты.
Общество в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с п. 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с п. 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.
Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по СКФО. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление.
Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено.
Таким образом, данное нарушение не правомерно вменено обществу и подлежит исключению.
Что касается нарушения в виде не обеспечения в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорт скважины) в территориальный фонд геологической информации, оно также подлежит исключению в силу следующего.
Представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О недрах», приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.
Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензий на недропользование <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Минприроды № от ДД.ММ.ГГГГ. совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.).
Что касается нарушения в виде не обеспечения согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, оно также подлежит исключению в силу следующего.
Указанные потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены технологической схемой, а к гидрогеологическим (добыча минеральных вод), возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод, с которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачен налог на добычу полезных ископаемых.
Относительно не обеспечения в установленный законом срок, предоставления в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам №-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения, прихожу к следующему.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы №-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и №-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013г. № «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.
Данное нарушение подлежит исключению.
Согласно ст. 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КРФ об АП.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе: главные, старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители; главные, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители.
В соответствие с ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях ФИО12 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, за исключением тех нарушений, которым судьей дана оценка и они исключены.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено уполномоченным должностным лицом.
В соответствие с п.2 ч.1 ст. 30.7 КРФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно с ч. 2.2 ст. 4.1 КРФ об АП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу, что назначение обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.
Следовательно, необходимо снизить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей до <данные изъяты> рублей.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КРФ об АП, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ, изменить, признав незаконными и подлежащими исключению выводы о том, что ФИО12 допущены следующие нарушения:
- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами <данные изъяты> горноотводной акт от ДД.ММ.ГГГГ№;
- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения;
- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №<адрес> по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;
- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;
- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;
- не обеспечено в установленный законном срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам № за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.
Изменить наказание, назначенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 при вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, снизив размере административного штрафа до <данные изъяты> рублей.
Жалобу директора ООО «Холод-розлив» ФИО4 – удовлетворить.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ООО «Холод-розлив» об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, и представление № от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья В.В. Жукова