дело
Р Е Ш Е Н И Е
04 июля 2022 года
Судья Ленинского районного суда Шарлай А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства имущественных отношений СК на постановление врио начальника – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по СК ФИО1 от , о привлечении Министерства имущественных отношений СК к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением от врио старшего судебного пристава Межрайонного отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России поФИО1 Министерство имущественных отношенийпривлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30.000 рублей.
Не согласившись с постановлением Министерство имущественных отношений СК подало жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, а также восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы.
В обоснование жалобы указано, что согласно материалам дела об административном правонарушении, требованием судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по СК ФИО2 от минимуществу края установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до .
Вместе с тем, минимущество края не исполнило требования судебного пристава-исполнителя, а именно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Установлено, что вступившим решением Ленинского районного суда от по гражданскому делу на минимущество возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
постоянно проводит мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в.
Так, место жительства ФИО3 является Буденновский муниципальный округ, однако, в настоящее время в границах указанного округа незаселенные благоустроенные жилые помещения отсутствуют.
в организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах для предоставления ФИО3 жилого помещения, однако, протоколом от аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
в организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, протоколом от аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
в организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, протоколом от укцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
С учетом изложенного, причины, по которым решение суда до настоящего времени не исполнено, не стоят в прямой зависимости от действий Министерства.
Также, обратил внимание, что представитель Министерства при составлении протокола не присутствовал, и в протоколе отсутствует указание на время и место совершения правонарушения.
Представители Министерства имущественных отношений СК, УФССП России по СК, Межрайонного отдела судебных приставов по ИОИП УФССП России по СК в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от , вынесенного врио старшего судебного пристава Межрайонного отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России поФИО1, следует, что Министерство после получения требований судебного пристава-исполнителя по принятию мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа по предоставлению жилого помещения ФИО3, в срок до , по состоянию на 02.22.2021 указанное требование не исполнило.
Часть 1 ст.109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации в данном случае относится Федеральный закон от 21.12. 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 которого предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На территориивопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируетсяот -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона СК строительство и приобретение жилых помещений в собственностьосуществляется уполномоченным органом исполнительной властив области управления имуществом- министерством имущественных отношений.
Согласно ст. 6 ФКЗ от -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу ст. 12 ФЗ от 21.07. 1997 года №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 ФЗ от №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 105, 113 ФЗ от №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Межрайонным отделом судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по СК возбужденно исполнительное производство -ИП в отношении должника – Министерства имущественных отношений.
Предметом исполнения по данному исполнительному производству является предоставление ФИО3 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Требованием от должнику предоставлен срок для исполнения требований исполнительного документа – до .
В связи с тем, что в установленный срок решение суда должником добровольно исполнено не было, действия Министерства имущественных отношений СК были расценены судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по СК ФИО2, составившим в отношении последнего протокол об административном правонарушении, как уклонение от исполнения решения суда, а само министерство привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления врио старшего судебного пристава Межрайонного отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России поФИО1 не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 83 БК РФ предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает рядом бюджетных полномочий, в том числе по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Соответственно, министерство имущественных отношений СК, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете.
В целях своевременного исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство имущественных отношений СК постоянно проводит мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в.
Мест жительства взыскателя по исполнительному производству ФИО3 является Буденновский муниципальный округ, однако, в настоящее время в границах указанного округа незаселенные благоустроенные жилые помещения отсутствуют.
в организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах для предоставления ФИО3 жилого помещения, однако, протоколом от аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
в организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, протоколом от аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
в организовано проведение аукциона на приобретение жилого помещения в границах для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, протоколом от аукцион признан несостоявшимся, поскольку не было подано ни одной заявки.
Принимая во внимание, что финансирование должника осуществляется за счет средств регионального бюджета, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территорииспециализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фондапо рассматриваемым исполнительным производствам невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Министерство имущественных отношений СК предприняло зависящие от него необходимые меры в установленном законом порядке для исполнения решений суда о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда. При этом, обстоятельства, препятствовавшие осуществлению исполнения в установленный срок, в сложившемся положении и в рамках действующего законодательства не могли быть устранены исключительно действиями Министерства имущественных отношений СК.
Следовательно, имеются основания для признания того обстоятельства, что должник действовал добросовестно, соблюдая ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него судебными решениями обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в действиях Министерство имущественных отношений СК отсутствуют какие-либо виновные, противоправные действия, поскольку расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований.
Таким образом, материалы дела не содержат бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть совершение Министерством имущественных отношений СК предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административного правонарушения.
При таких обстоятельствах вину Министерства имущественных отношений СК в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, нельзя считать установленной и доказанной, а постановление врио старшего судебного пристава Межрайонного отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России поФИО1 от признать законным и обоснованным.
С учетом изложенного постановление врио старшего судебного пристава Межрайонного отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России поФИО1 от по данному делу подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Указанное подтверждается, в том числе, практикой Верховного суда РФ (Постановление Верховного Суда РФ от -АД19-21).
Кроме того, при рассмотрении настоящей жалобы, суд обращает внимание, что привлечение Министерства имущественных отношений СК к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа не способствует реализации целей виде административного наказания, предусмотренных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ (предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами), поскольку, фактически, денежные средства переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, поскольку средства, которые взыскиваются в виде административного штрафа могут быть направлены на фактическое исполнение судебных решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда, что, в свою очередь, будет способствовать восстановлению охраняемых законом жилищных прав особой категории граждан - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат государственной защите.
Относительно ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления, суд считает необходимым указать следующее.
На основании ч.1 ст.30.10 КоАП РФ, не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего кодекса.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления от получена Министерством имущественных отношений лишь , что подтверждается штампом входящей корреспонденции. Доказательств того, что копия постановления получена лицом, привлекаемым к административной ответственности, ранее указанной даты, материалы дела об административном правонарушении не содержат, и судебными приставами не представлено. Напротив, в материалах дела об административном правонарушении имеется реестр почтовых направлений, согласно которым копия постановления от направлена в адрес Министерства только .
В этой связи суд считает подлежащим удовлетворению ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу Министерства имущественных отношений– удовлетворить.
Восстановить Министерству имущественных отношенийпропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на постановление от
Постановление врио старшего судебного пристава Межрайонного отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России поФИО1 от о привлечении Министерства имущественных отношенийк административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства имущественных отношенийо привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ – прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано ввой суд в течение 10 дней с момента получения.
Судья А.Н.Шарлай