ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-256/2016 от 19.05.2016 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12-256/2016

РЕШЕНИЕ

Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Хахалина О.А.,

при секретаре Пономаревой Т.В.,

с участием представителя ООО «УКС ВМП «Авитек» по доверенности ФИО1,

рассмотрев жалобу ООО «УКС ВМП «Авитек» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области от 04 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области от 04 апреля 2016 года ООО «УКС ВМП «Авитек» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и на него наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 135.000 рублей.

На указанное постановление ООО «УКС ВМП «Авитек» подал жалобу, в которой указывает, что с указанным постановлением в части назначенного наказания не согласны, поскольку выплата штрафа может повлечь задержку выплаты заработной платы и увеличению задолженности по другим обязательствам общества. ООО «УКС ВМП «Авитек» признает свою вину в том, что в карточках отсутствуют подписи работников, однако фактически ООО «УКС ВМП «Авитек» выполняло свои обязанности в полном объеме, а именно: прорабам по накладной выдавались средства индивидуальной защиты (далее по тексту СИЗ) на всю бригаду рабочих, а прораб в свою очередь выдавал по ведомости рабочим на каждой строительной площадке. Инспектором были проверены карточки учета выдачи СИЗ, в которых отсутствуют подписи рабочих в получении средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви, однако фактически выдача перчаток и рукавиц рабочим проводилась ежемесячно под роспись, о чем имеются подписи рабочих в ведомостях. Также работникам выдавались респираторы, защитные очки, специальная сигнальная одежда повышенной видимости. Просят учесть, что ввиду отдаленности объектов строительства от отдела снабжения ООО «УКС ВМП «Авитек» выдача перчаток и рукавиц проводилась ежемесячно путем передачи по накладной мастерам СМР, а они ежемесячно под роспись в ведомости выдавали перчатки и рукавицы рабочим. Просят учесть, что предписание государственной инспекции труда в Кировской области от 26.02.2016 ООО «УКС ВМП «Авитек» было добровольно исполнено, допущенное правонарушение устранено, ненамеренный характер действий, признание вины и раскаяние, а также, что ООО «УКС ВМП «Авитек» в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении в связи с тем, что на территории Кировской области на сегодняшний день практически не ведется новое капитальное строительство. То есть выплата штрафа может повлечь задержку выплаты заработной платы и увеличение задолженности по другим обязательствам общества. Просят снизить размер назначенного административного штрафа до минимально возможного предела.

В судебном заседании представитель ООО «УКС ВМП «Авитек» ФИО1 поддержала доводы, изложенные в жалобе, и пояснила, что в настоящее время устранены нарушения действующего законодательства об охране труда, выявленные в ходе проверки, проведенной в период с 23.03.2016 по 04.04.2016. Просила снизить размер штрафа до минимально возможного предела.

В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Кировской области не явился, просят рассмотреть дело без участия их представителя. Представили отзыв на жалобу, в которой указали, что электронные формы личной карточки учета выдачи СИЗ в ходе проведения проверки ООО «УКС ВМП «Авитек» не представлены. Из представленных заверенных копий личных карточек учета выдачи СИЗ следует, что работники не обеспечены СИЗ второго класса безопасности в полном объеме. Учитывая, что не обеспечение работников ООО «УКС «ВМП «Авитек» СИЗ второго класса безопасности создает угрозу жизни и здоровья работников и может привести к несчастным случаям на производстве, было вынесено постановление от 04.04.2016. При назначении наказания ООО «УКС «ВМП «Авитек» в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ были учтены смягчающие обстоятельства, и сумма штрафа снижена до 135.000 рублей. Просили постановление от 04.04.2016 оставить без изменения, и жалобу без удовлетворения (л.д. 92, 39-41).

Выслушав представителя ООО «УКС ВМП «Авитек», исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела в ходе внеплановой, комплексной проверки соблюдения законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, проведенной в период с 23.03.2016 по 04.04.2016, в ООО «УКС ВМП «Авитек» допускаются нарушения законодательства об охране труда, а именно:

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 № 477 утверждены Типовые норма бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

- п. 5 приложения к Приказу № 477 установлено, что бетонщику положено к выдаче: очки защитные, респиратор, жилет сигнальный 2 класса защиты. В соответствии с представленной личной карточкой учета выдачи СИЗ П., бетонщик, данными СИЗ не обеспечен - нарушение ст. 212, 221 ТК РФ, Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н.;

- п. 18 приложения к Приказу № 477 установлено, что каменщику положено к выдаче: валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском. В соответствии с представленной личной карточкой учета выдачи СИЗ З., каменщик, очками не обеспечен;

- п. 18 приложения к Приказу № 477 установлено, что каменщику положено к выдаче: очки защитные. В соответствии с представленной личной карточкой учета выдачи СИЗ К., каменщик, данными СИЗ не обеспечен;

- п. 81 приложения к Приказу № 477 установлено, что стропальщику положено к выдаче: куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки или сапоги кожаные утепленные. В соответствии с представленной личной карточкой учета выдачи СИЗ А., стропальщик, данными СИЗ не обеспечен;

- п. 92 приложения к Приказу № 477 установлено, что мастеру СМР положено к выдаче: брюки на утепляющей прокладке, очки защитные, жилет сигнальный 2 класса защиты. В соответствии с представленной личной карточкой учета выдачи СИЗ Ч., мастер СМР, данными СИЗ не обеспечен;

- п. 33 приложения к Приказу № 477 установлено, что водителю погрузчика положено к выдаче: рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием, наушники противошумные, жилет сигнальный 2 класса защиты. В соответствии с представленной личной карточкой учета выдачи СИЗ Н., водитель погрузчика, данными СИЗ не обеспечен.

Решением КТС № 878 ко второму классу СИЗ отнесены СИЗ защиты ног (обувь) от пониженной температуры, СИЗ органов дыхания фильтрующие (респиратор), одежда специальная защитная и СИЗ рук от воздействия пониженной температуры, СИЗ глаз (очки защитные), одежда специальная сигнальная повышенной видимости (жилеты сигнальные).

Вина ООО «УКС ВМП «Авитек» в совершении инкриминируемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждена следующими документами: протоколом об административном правонарушении от 04.04.2015 (л.д. 58-62), актом проверки государственной инспекции труда в Кировской области от 04.04.2015 (л.д. 48-52), штатным расписанием ООО «УКС ВМП «Авитек» (л.д. 66-68,70-72), личными карточками учета выдачи СИЗ (л.д. 73-79), перечнем типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной СИЗ (л.д. 80-85) и другими доказательствами по делу.

Доводы ООО «УКС ВМП «Авитек», изложенные в жалобе подтверждаются показаниями свидетеля С., допрошенного в судебном заседании.

На основании вышеизложенного суд приходит к убеждению, что правонарушение, совершенное ООО «УКС ВМП «Авитек», правильно квалифицировано по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

При назначении наказания учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность: раскаяние ООО «УКС ВМП «Авитек» в совершении правонарушения.

Обстоятельств дела, отягчающих административную ответственность, не установлено. Оснований для прекращения дела, суд не усматривает.

Вместе с тем имеются основания для изменения оспариваемого постановления в части назначенного наказания.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания:

«При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса».

При таких обстоятельствах суд находит заслуживающими внимание доводы ООО «УКС ВМП «Авитек» о признании вины в совершении административного правонарушения ООО «УКС ВМП «Авитек» и раскаянии, ненамеренный характер действий, добровольное устранение допущенного правонарушения и указанных в предписании от 26.02.2016 нарушений обязательных требований охраны труда.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что назначенное ООО «УКС ВМП «Авитек» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 135.000 рублей не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, характеру деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного оспариваемое постановление подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 67.500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области от 04 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «УКС ВМП «Авитек» изменить: размер назначенного ООО «УКС ВМП «Авитек» штрафа снизить с 135.000 руб. до 67.500 руб.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ООО «УКС ВМП «Авитек» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья О.А. Хахалина