ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-256/2021 от 04.08.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 12-256/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Пикалева Е.Ф. с участием представителя Управления Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области – ФИО1, действующего на основании доверенности, которой судьей разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, должностного лица административного органа, вынесшего постановление об административном правонарушении, ФИО2, предъявившей служебное удостоверение, прокурора Игнатенко А.В., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.11 КоАП РФ, рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Управления ФССП России по Магаданской области ФИО3 на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2 №49/4-45-21-ППР/12-1223-И/2019-1 от 04 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении

юридического лица – Управления Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, ранее не привлекавшегося к ответственности за совершение однородных правонарушений,

заявления, ходатайства отсутствовали, отводов не заявлено,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением №49/4-45-21-ППР/12-1223-И/2019-1 от 04 июня 2021 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2 юридическое лицо – Управление Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области (далее – УФССП России по Магаданской области, Управление) было привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель УФССП России по Магаданской области ФИО3 обратилась с жалобой в Магаданский городской суд. В обоснование жалобы указала, что ФИО4 состоял в графике отпусков Управления на 2019 год с правом на предоставление ежегодного отпуска с 13 мая 2019 года. В связи с увольнением и освобождением от занимаемой должности на основании приказа Управления от 30 апреля 2019 года № 233-к право на использование ежегодного основнного отпуска и дополнительного отпуска, а также на получение единовременной выплаты в размере двух окладов, не реализовано. 20 августа 2020 года ФИО4 восстановлен в замещаемой должности с 01 мая 2019 года. 21 августа 2020 года на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда Управлением вынесен приказ № 512-к о восстановлении в ранее замещаемой должности. В постановлением от 04 июня 2021 года главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2 указано, что Управление в соответствии со ст.234 ТК РФ при восстановлении на работе ФИО4 обязано было выплатить заработную плату за время вынужденного прогула, в том числе и единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов. В связи с тем, что с момента восстановления ФИО4 в занимаемой должности заявка на выделение дополнительного финансирования для осуществления выплаты к ежегодному отпуску за 2019 год Управлением в ФССП России не направлена, Управление подлежит привлечению к административной ответственности. Порядок и способ выплаты двух окладов к отпуску регулируется действующим законодательством о государственной службе Российской Федерации, а также приказом ФССП России от 08.12.2006 № 157 «Об утверждении Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов».

Согласно содержанию пункта 3.1 приказа ФССП России от 08.12.2006 № 157 при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодно оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании соответствующего заявления федерального государственного гражданского служащего.

Согласно содержанию пункта 3.2 приказа ФССП России от 08.12.2006 № 157 в случае непредставления работникам ежегодного оплачиваемого отпуска в течении календарного года единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания выплачивается в конце финансового года на основании приказа директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа ФССП России – главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФССП России от 08.12.2006 № 157 при осуществлении выплаты двух месячных окладов денежного содержания необходимо совокупность двух условий, а именно наличие факта трудовых отношений и заявление федерального государственного гражданского служащего на выплату.

У ФИО4 на конец финансового 2019 года трудовых отношений с Управлением не имелось.

20.08.2020 года судебной коллегией по гражданским делам Магаданского областного суда Магаданской области по делу № 33 – 427/2020 принято решение о восстановлении ФИО4 в ранее замещаемой должности с выплатой компенсации на общую сумму 2 010 032 рубля 78 копеек, в данную сумму включены все полагающиеся выплаты ФИО4, в том числе и компенсация за неиспользованный отпуск.

21.08.2020 приказом Управления ФИО4 восстановлен в замещаемой должности и ему выплачены сумма компенсации в размере 2 010 032 рубля 78 копеек.

07.12.2020 приказом Управления № 636 – к с ФИО4 расторгнуты трудовые отношения в связи с сокращением занимаемой должности.

В период с 21.08.2020 по 07.12.2020 заявление от ФИО4 о произведении единовременной выплаты в размере двух месячных окладов денежного содержания не поступало.

В связи с расторжением трудовых отношений с ФИО4 в конце 2020 года единовременная выплата к отпуску не осуществлялась.

29.01.2021 года Магаданским городским судом по делу № 2- 332/2021 ФИО4 восстановлен в замещаемой должности с 08.12.2020.

29.04.2021 ФИО4 обратился в Управление с заявлением о включении в график отпусков и предоставлении ему всех дней фактического ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом периода вынужденного прогула и права на выплату.

30.04.2021 заявление Управлением удовлетворено, ФИО4 предоставлено право на отпуск с учетом фактически непредоставленных дней отпуска, связанных с увольнением, в количестве 156 календарных дней с 01.10.2021, в связи с чем выплаты, связанные с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска ФИО4, в количестве 156 календарных дней должны быть произведены не ранее 21.09.2021.

Таким образом, при данных обстоятельствах отсутствует наличие события административного правонарушения, поскольку на момент рассмотрения административного материала срок произведения единовременной выплаты в размере двух месячных окладов денежного содержания не наступил.

В дополнение к жалобе ссылается на то, что в соответствии с ст.67 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Государственная инспекция труда не наделена полномочиями по осуществлению федерального государственного надзора и контроля в сфере государственной гражданской службе.

Просила отменить постановление и прекратить производство по делу.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области – ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо административного органа полагала, что оснований для отмены постановления не имеется.

Прокурор также полагал, что УФССП России по Магаданской области обосновано привлечено к административной ответственности и оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Потерпевший ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

На основании положений ч. 3 ст. 25.2, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судьей определено рассмотреть жалобу в отсутствие потерпевшего.

На основании ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав пояснения представителя юридического лица, должностное лицо административного органа, прокурора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ, невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение сроков выплаты либо невыплату заработной платы или других выплат работникам, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) устанавливает обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудовых договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Согласно подпункту «ж» пункта 2 «Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года № 562, денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с пунктом 11 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

Согласно части 8 статьи 50 Федерального закона 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

Согласно п. 3.1 Положения о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от 08.12.2006 г. № 157 при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании соответствующего заявления федерального государственного гражданского служащего.

Согласно п. 3.2 Положения в случае непредоставления работникам ежегодного оплачиваемого отпуска в течение календарного года единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания выплачивается в конце финансового года на основании приказа директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа ФССП России – главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела согласно графику отпусков и приказу от 24 апреля 2019 года ФИО4 за период работы с 31 августа 2018 года по 30 августа 2019 года предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 13 мая 2019 года.

Приказом УФССП России по Магаданской области от 30 апреля 2019 года № 233-к ФИО4 был уволен с работы на основании п.2 ч.1 ст.37, ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе».

Приказом УФССП России по Магаданской области от 05 мая 2019 года № 372 – ко приказ от 24 апреля 2019 года № 346 – к «О предоставлении отпуска ФИО4» признан утратившим силу.

Как установлено в судебном заседании, апелляционным определением Магаданского городского суда Магаданской области от 20 августа 2020 года, приказ от 30 апреля 2019 года № 233-к «Об увольнении ФИО4» признан незаконным. ФИО4 восстановлен на службе в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области в должности начальника отдела – старшего судебного пристава Ольского района отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области с 01 мая 2019 года. С УФССП России по Магаданской области в пользу ФИО5 взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 01 мая 2019 года по 20 августа 2020 года в размере 2 010 032 рубля 78 копеек.

Приказом УФССП России по Магаданской области от 21 августа 2020 года № 512 – к, приказ УФССП России по Магаданской области от 30 апреля 2019 года № 233-к «Об увольнении ФИО4» признан утратившим силу. ФИО4 с 01 мая 2019 года восстановлен в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава Ольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области.

Как следует из постановления главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Магаданской области от 04 июня 2021 года, основанием для привлечения юридического лица – УФССП России по Магаданской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, послужил факт того, что у УФССП России по Магаданской области возникла обязанность по осуществлению ФИО4 единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за 2019 год в день отмены приказа об увольнении, то есть с 21 августа 2020 года. Однако с момента восстановления ФИО4 в занимаемой должности и до настоящего времени заявка на выделение дополнительного финансирования для осуществления единовременной выплаты к ежегодному отпуску за 2019 год УФССП России по Магаданской области не направлена.

В качестве доказательств, подтверждающих виновность УФССП России по Магаданской области, должностным лицом административного органа приняты:

- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 14 мая 2021 года;

- обращение ФИО4 в прокурату Магаданской области от 08 апреля 2021 года;

- решение заместителя прокурора Магаданской области о проведении проверки от 16 апреля 2021 года № 22;

- график отпусков УФССП России по Магаданской области на 2019 год;

- копия приказа УФССП России по Магаданской области от 24 апреля 2019 года № 346 – ко «О предоставлении отпуска ФИО4»;

- копия приказа УФССП России по Магаданской области от 30 апреля 2019 года № 233-к «Об увольнении ФИО4»;

-копия приказа УФССП России по Магаданской области от 05 мая 2019 года № 346 – к «Об отмене приказа УФССП России по Магаданской области от 24 апреля 2019 года № 346 – к «О предоставлении отпуска ФИО4»;

- расчет денежного содержания;

- списки перечисляемой в банк зарплаты № 1525 от 05 мая 2019 года;

- платежное поручение № 17005 от 13 мая 2019 года;

- копия апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 20 августа 2020 года;

- копия определения Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года;

- копия приказа УФССП России по Магаданской области № 512 - к от 21 августа 2020 о восстановлении ФИО4 на государственной гражданской службе;

- запрос от 11 мая 2021 года УФССП России по Магаданской области;

-ответ УФССП России по Магаданской области на запрос от 13 мая 2021 года;

- копия приказа УФССП России по Магаданской области № 359 от 30 апреля 2020 года;

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

- письменные объяснения ФИО3 от 14 мая 2021.

Вместе с тем, исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между УФССП России по Магаданской области и ФИО4 относительно выплат двух окладов к отпуску за 2019 год, являются индивидуальным трудовым спором.

Частью 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьями 356, 357 названного Кодекса урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу абзаца 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из приведенных норм следует, что государственная инспекция труда, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между УФССП России по Магаданской области и ФИО4, содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, в связи с чем суд приходит к выводу, что в действиях УФССП России по Магаданской области отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, что исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах постановление административного органа подлежит отмене с прекращением производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Магаданской области ФИО2 № 49/4-45-21-ППР/12-1223-И/2019-1 от 04 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица – Управления Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст. ст. 25.1-25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано в том же порядке прокурором.

Судья Е.Ф.Пикалева