ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-256/2021 от 15.02.2022 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-33/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Город Елизово Камчатский край 15 февраля 2022 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева Светлана Анатольевна,

при секретаре Товкус Л.Е.,

рассмотрев жалобу генерального директора Федерального Казенного Предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Федерального Казенного Предприятия «Аэропорты Камчатки»,

У С Т А Н О В И Л А:

согласно протоколу об административном правонарушении, Федеральному Казенному Предприятию «Аэропорты Камчатки» (далее – ФКП «Аэропорты Камчатки», Предприятие) вменялось административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившееся в том, что ФКП «Аэропорты Камчатки» не выполнило в установленный срок предписание от 29 июня 2021 года № 10/16ГА/2021К на устранение нарушений законодательства.

30 ноября 2021 мировой судья судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края постановил признать юридическое лицо - ФКП «Аэропорты Камчатки» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 обратился с жалобой в суд об отмене постановления мирового судьи за отсутствием состава правонарушения. В обосновании жалобы указывает, что вина во вменяемом Предприятию административном правонарушении не доказана, не подкреплена соответствующими доказательствами (доказательства вины юридического лица во вменяемом правонарушении контролирующим органом не представлено); уполномоченным органом допущены грубые нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), оформления его результатов в соответствии с требованиями действующего законодательства, что влечет отмену результатов мероприятий по контролю исполнения выданных предписаний, проведенных Камчатским ТО ГАН МТУ Ространснадзора по ДФО (не проведено контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных 248-ФЗ, предписания об устранении выявленных нарушений не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, предписание трактуется двояко, что ставит исполнимость предписания в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, а не от требований действующего законодательства); судьей первой инстанции в решении от 30.11.2021 по делу № 5-2500/2021 не дана правовая оценка доводам изложенным в жалобе на протокол об административном правонарушении от 08.09.2021 в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 4 ст. 67, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ), доводы не рассмотрены; со стороны ФКП «Аэропорты Камчатки отсутствует умысел на совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания от 29.06.2021 (все необходимые мероприятия со стороны юридического лица во исполнение названного предписания предприняты, предписание исполнено); Камчатский ТО ГАН МТУ Ространснадзора по ДФО не наделен полномочиями по проверке сертификата соответствия, свидетельства о государственной регистрации аэродрома, требованиям, установленным Правилам. Уполномоченным органом нарушения не выявлены.

В судебном заседании заявитель - генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 и его защитник в зал судебного заседания не прибыл, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.4 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела

Учитывая, что генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора от 13.05.2021 г. № 154-р в рамках осуществления функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере гражданской авиации проведена плановая документарная проверка в отношении филиала «Аэропорт Тигиль» ФКП «Аэропорты Камчатки» на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами (л.д. 12-17).

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Воздушным кодексом Российской Федерации», Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», Руководство по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, введённое в действие письмом ФСВТ России от 07.04.1997 г. №30/и, о чем составлен Акт от 29.06.2021 г. №10/16ГА/2021К (л.д. 18-23).

ФКП «Аэропорты Камчатки» выдано предписание от 29.06.2021 г. №10/16ГА/2021К, в соответствии с пунктом 5 которого не предоставлена информация о движении спецтранспорта и средств механизации в контролируемой зоне аэродрома - отсутствует инструкция по подъезду (отъезду) спецмашин к воздушным судам при техническом и коммерческом обслуживании и постановки в рабочее положение при обслуживании воздушных судов под руководством руководителя подъездом (отъездом), а также схемы подъезда (отъезда) спецмашин при обслуживании типов воздушных судов, указанных свидетельстве о государственной регистрации аэродрома «Тигиль» № 3 от 17.11.2014 г., чем нарушены обязательные требования, установленные ст. 48, ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 50, ч.1 ст. 69 Федерального закона от 19.03.1997 г. №60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», раздела III Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам объекта естественных монополий в аэропортах», п.п. б) п. 4.10, п. 4.11 ст. 61 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015г. № 286 (ФАП-286), п.5.1.7 гл. 5 Руководство по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, введённое в действие письмом ФСВТ России от 07.04.1997 г. №30/и. (л.д. 24-28).

В установленный срок до 30 августа 2021 года указанное предписание в части исполнения п. 5 не выполнено, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Мировой судья на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в обжалуемом постановлении, пришел к правильному выводу о виновности ФКП «Аэропорты Камчатки» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Как видно из материалов дела, в рамках осуществления функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере гражданской авиации на основании Распоряжения УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора от 13.05.2021 г. № 154-р проведена плановая документарная проверка в отношении филиала «Аэропорт Тигиль» ФКП «Аэропорты Камчатки» на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами, по результатам выявлены нарушения и выдано предписание, которое не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Согласно п. 38 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015г. № 286 (далее - ФАП № 286 от 25.09.2015г.), деятельность оператора аэродрома гражданской авиации должна осуществляться в соответствии с руководством по аэродрому, разработанным руководителем оператора аэродрома гражданской авиации.

В связи утратой законной силы с 01.01.2021 года «Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации», введенной в действие приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82, письмом Росавиации от 18.05.2021 «Организации движения спецмашин на аэродроме» руководителям территориальных органов Росавиации указано на необходимость доведения следующей информации до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории: в рамках разделов 4.9 - 4.11 Руководства по аэродрому, разрабатываемого в соответствии с требованиями ФАП № 286 от 25.09.2015г., предусмотреть мероприятия по организации движения спецтранспорта.

Согласно п. 5.1.7 Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, утверждённого Федеральной авиационной службой 07.04.1997 г., движение всех типов спецмашин на аэродроме должно осуществляться только по установленным маршрутам, согласно схеме расстановки и организации движения наземной техники.

С целью предупреждения задержек вылета и предотвращению повреждений воздушного судна(далее - ВС) на аэродроме движение спецмашин в зоне обслуживания ВС должно производиться только под руководством должностного лица, ответственного за руководство подъездом (отъездом), и в соответствии со схемами подъезда к каждому конкретному типу ВС(п. 6.1.3 указанного Руководства).

В представленной Инструкции по подготовке и аттестация водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на аэродрома (посадочной площадке) ФКП «Аэропорты Камчатки» с выдачей допуска. При этом, в Приложении к инструкции отсутствует схема подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании вертолета Ми-2, самолета Ан-2, Ан-24РВ, В-1900D, CASA-212-200, указанного среди прочих ВС в Свидетельстве о государственной регистрации аэродрома «Тигиль» (л.д.85).

Кроме того, указанная инструкция, в том числе схемы подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов, разработана на основании «Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации», введенной в действие приказом Минтранса России от 16.06.2006 N 82, которая на момент проведения плановой документарной проверки в отношении филиала «Аэропорт «Тигиль» ФКП «Аэропорты Камчатки» утратила силу.

При этом в силу п. 59 ФАП № 286 от 25.09.2015г. оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает, утверждает и обеспечивает соблюдение его работниками руководства по аэродрому и требований Правил. Оператор аэродрома гражданской авиации обновляет руководство по аэродрому при изменении воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего его деятельность, а также условий деятельности оператора аэродрома гражданской авиации.

При таких обстоятельствах, предписание должностного лица Камчатского ТО ГАН МТУ Ространснадзора по ДФО от 29 июня 2021 года № №10/16ГА/2021К обоснованно было выдано юридическому лицу в соответствии с предоставленными должностному лицу действующим законодательством полномочиями, в связи с чем является законным и подлежало безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, установлена мировым судьей на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств, полное описание которых изложено в оспариваемом постановлении.

Вывод о виновности ФКП «Аэропорты Камчатки» в совершении правонарушения подробно мотивирован в постановлении мирового судьи, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, доказательства, на основании которых установлена вина Предприятия в совершении вмененного правонарушения, оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств по делу суд не усматривает.

Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.

Оснований не согласиться с произведенной мировым судьей оценкой доказательств по делу не усматриваю.

Доводы жалобы были предметом рассмотрения при вынесении постановления мировым судьей, и как указывалось выше были оценены в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, считаю их как заявленные с целью переоценки выводов первой инстанции, а, следовательно, оснований для их рассмотрения не усматриваю.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления мирового судьи, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Федерального Казенного Предприятия «Аэропорты Камчатки» - оставить без изменения, жалобу генерального директора ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Елизовского районного суда С.А. Почуева