ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-256/2022 от 31.05.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-256/2022

УИД 76RS0014-02-2022-000610-38

РЕШЕНИЕ

31 мая 2022 года г. Ярославль

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Нувахова О.А., при секретаре Дядевой Д.Н., рассмотрев жалобу ФИО1, на постановление начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 № 25 от 23.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 по делу об административном правонарушении №25 от 23.03.2022 года должностное лицо департамента туризма Ярославской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Из постановления следует, что ФИО1, являясь контрактным управляющим департамента туризма Ярославской области, допустила размещение в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона, подлежащего размещению с нарушением требований действующего законодательства.

Нарушение законодательства выразилось в том, что в извещении в нарушение требований п.2 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», описание объекта закупки сувенирной продукции Заказчика не содержит указаний на соответствие ГОСТ 34113-2017 «Варенье. Общие технические условия». Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

ФИО1 в жалобе просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения либо в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, поскольку существенного нарушения прав и законных интересов участников аукциона в результате указанных действий не наступило.

В жалобе указано, что документация по закупке предполагала изготовление сувенирной продукции, а не изготовление варенья, т.е. предполагалось, что исполнитель по соответствующему контракту должен был использовать варенье (готовый продукт) как один из предметов для изготовления конкретных сувенирных наборов. Департамент туризма Ярославской области в рамках рассматриваемой закупки не заказывал изготовление какого-либо вида варенья, когда требования к соблюдению ГОСТ 34113-2017 должны были бы быть предъявлены (указаны в описании предмета закупки), а заказывал разработку и изготовление сувенирных наборов, в которые должны входить конкретные, ранее изготовленные и, соответственно, отвечающие тому же ГОСТ 34113-2017, виды варенья. Норма п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) предусматривает требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами и ГОСТами. При этом не содержит прямого указания на необходимость указания конкретного наименования технических стандартов. Кроме того, не указание ГОСТ 34113-2017 можно расценить исключительно как неправильное оформление закупочной документации, т.е. нарушение требований Федерального закона в ходе подготовки и утверждения закупочной документации заказчиком. Ответственность за подобные нарушения предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контактной системе в сфере закупок, не образует объективной стороны нарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к ответственности, ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что фактически описание продукции и состав изложен в соответствии с ГОСТ, при этом исполнителями контракта предоставлены сертификаты качества на продукцию.

Должностное лицо начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 против доводов жалобы возражала, полагала, что в действиях ФИО1 имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, правонарушение в сфере закупок представляет угрозу охраняемым общественным отношениям в контрактной системе, основания для признания его малозначительным отсутствуют.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Из материалов дела следует, что на сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.10.2021 года размещено извещение № 0171200003221000006 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке и изготовлению сувенирной продукции.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 данного Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.09.2017 № 1277-ст с 01.01.2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации межгосударственный стандарт ГОСТ 34113-2017 «Варенье. Общие технические условия».

Стандарт распространяется на варенье, изготовленное из свежих, или быстрозамороженных, или сушеных, целых или нарезанных фруктов (овощей) или их смесей, грецких орехов, лепестков роз путем уваривания их в сахарном растворе (сиропе) с частичной заменой сахара патокой или без замены, с добавлением или без добавления пищевых органических кислот, пектина, пряностей, консервированное физическими или химическими способами.

Стандарт классифицирует варенье по технологии изготовления, по видам сырья, обогащению, определяет технические требования к изготовлению, устанавливает требования к органолептическим физико-химическим показателям, к содержанию токсичных элементов, нитратов, микотоксина патулина, пестицидов, радионуклидов, микробиологические показатели, требования к сырью, к упаковке и т.д.

Из материалов дела следует, что пункт 3 извещения содержит информацию о том, что описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки». С извещением в ЕИС размещена документация об электронном аукционе, в разделе 2 которой содержится описание объекта закупки. Согласно п.1 описания объекта закупки наименование объекта закупки – оказание услуг по разработке и изготовлению сувенирной продукции. Подпунктами 7,8 п. 4.1 описания объекта сувенирной продукции являются в т.ч.: гастрономические сувенирные наборы (банки с вареньем).

При этом в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, описание объекта закупки сувенирной продукции не содержит указаний на соответствие требованиям ГОСТ 34113-2017 «Варенье. Общие технические условия», а также обоснования необходимости использования иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, в извещении об осуществлении закупки содержится ссылка на описание объекта закупки, сформированное с нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона 44-ФЗ.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, так как она, являясь должностным лицом заказчика – консультантом общего отдела департамента туризма Ярославской области, контрактным управляющим, допустила размещение в единой информационной системе извещений о проведении аукциона на право заключение государственного контракта вместе с аукционной документацией с нарушением требований действующего законодательства РФ о контрактной системе.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в противоправных деяниях, которые выражаются в утверждении конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определении содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 комментируемой статьи.

Факт совершения административного правонарушения ФИО1 и ее виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом по делу об административном правонарушении, приказом о назначении на должность, должностной инструкцией, извещениями о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, иными имеющимися в деле доказательствами.

Нарушений закона при получении доказательств не допущено, оснований не доверять им не имеется.

Должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с приказом департамента туризма Ярославской области ФИО1 назначена на должность консультанта общего отдела департамента туризма Ярославской области.

Согласно подпункту 3.2.1 пункта 3.2 должностной инструкции государственного гражданского служащего Ярославской области, замещающего должность государственной гражданской службы Ярославской области консультанта общего отдела департамента туризма Ярославской области, утвержденной 01.02.2021 (далее - должностная инструкция), к должностным обязанностям консультанта в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд относится в том числе исполнять обязанности контрактного управляющего, в том числе подготавливать и размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов.

Приказом департамента туризма Ярославской области от 19.04.2021 № 18/1-ОД ФИО1 назначена на должность контрактного управляющего.

Из перечня полномочий контрактной службы, предусмотренных частью 4 статьи 38 Федерального закона № 44- ФЗ, которые распространяются также и на работников, назначенных на соответствующие должности, следует, что контрактная служба (начальник контрактной службы) призвана обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Таким образом, контрактный управляющий является должностным лицом, которое несет ответственность за исполнение законодательства о закупках, в том числе административную ответственность как должностные лица заказчика.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом неправильно квалифицированы действия совершенного административного правонарушения по ч.1.4. ст. 7.30 КоАП РФ, вместо ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, нахожу необоснованными.

Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ характеризуется иным противоправным действием, которое не вменяется ФИО1

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Ссылка в жалобе на малозначительность состава вмененного административного правонарушения не может быть принята во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из объекта вмененного правонарушения, обстоятельств дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Отсутствие вредных последствий административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, так как правоотношения в данном случае возникают в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и соблюдение законодательства в этой сфере имеет цель обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении таких закупок.

Таким образом, оснований для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным не имеется, постановление начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 по делу об административном правонарушении №25 от 23.03.2022 года в отношении ФИО1 по ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, оно является справедливым, минимально возможным, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области ФИО2 по делу об административном правонарушении №25 от 23.03.2022 года в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.А.Нувахова