ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-257/2021 от 08.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68MS0048-01-2021-000428-60

Дело №12-257/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тамбов 08 сентября 2021 года

Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Воронцова Е.С.,

рассмотрев жалобу ООО «Аквамотор» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Тамбова от 28.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

20.04.2021 Государственной инспекцией труда в Тамбовской области составлен в отношении ООО «Аквамотор» протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Согласно протокола ООО «Аквамотор» воспрепятствовало проведению внеплановой документарной проверки, не представив соответствующие документы.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Тамбова от 28.05.2021 ООО «Аквамотор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

ООО «Аквамотор» обратилось в Ленинский районной суд г.Тамбова с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, поскольку деятельность общества с 27.03.2020 по настоящее время приостановлена ввиду введения на территории Тамбовской области режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции. Пунктом 19 постановления администрации Тамбовской области от 26.03.2020 № 233 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Тамбовской области" работодателям рекомендовано обеспечить перевод максимального количества работников на дистанционную работу с целью минимизации очного присутствия работников на рабочих местах. Для выполнения данных рекомендаций работники ООО «Аквамотор» приказами от 27.03.2020 и 07.10.2020 переведены на дистанционный режим работы.

21.02.2021 должностным лицом Государственной инспекцией труда в Тамбовской области был направлен в адрес ООО «Аквамотор» запрос о предоставлении документов. Между тем данный запрос обществом не был получен.

Кроме того, сама проверка в отношении ООО «Аквамотор» является незаконной.

Так в распоряжении о проведении проверки указано, что ее задачей является «осуществление всестороннего и полного рассмотрения заявления гражданина о нарушении трудовых прав и законных интересов в сфере труда». Однако, никаких заявлений граждан о нарушении их трудовых прав ООО «Аквамотор» не было.

Само распоряжение о проведении проверки руководителю ООО «Аквамотор» в нарушение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не вручалось, что является грубым нарушением.

В нарушение ст. 25.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен без надлежащего извещения общества.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Аквамотор» ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель Государственной инспекции труда в Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области поступил из администрации г.Тамбова протокол заседания межведомственной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды от 22.01.2021 № 1.

В п. 3.1.2. данного протокола указано о предоставлении Государственной инспекцией труда в Тамбовской области в комитет по национальным проектам, экономике и инвестициям администрации г.Тамбова информации о принятых мерах административного воздействия в отношении работодателей, допустивших нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (не оформления трудового договора, выплаты заработной платы ниже МРОТ).

В числе таких работодателей было указано ООО «Аквамотор».

В силу абз. 4 и 5 ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации (в применимой к настоящим правоотношениям редакции) основанием для проведения федеральной инспекции труда внеплановой проверки являются:

информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников,атакже приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Частью 8 ст.360 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абз. 4 или 5 ч. 7 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

В силу положений данной нормы и ч. 12 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора) с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.

Из письма Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 19.07.2021 следует, что внеплановая проверка в отношении ООО «Аквамотор» проведена в соответствии со ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации без согласования с органами прокуратуры.

Однако, материалы не содержат сведений о том, что органы прокуратуры в силу требований ч. 8 ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации были извещены Государственной инспекцией труда в Тамбовской области о такой проверке.

Кроме того, из материалов дела не следует, что проверка осуществлялась незамедлительно после поступления соответствующей информации в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области.

Так, указанная информация из администрации г.Тамбова поступила в Государственную инспекцию труда в Тамбовской области 10.02.2021, а распоряжение о проведении внеплановой проверки ООО «Аквамотор» датировано 21.02.2021.

В силу п. 2 ч. 2 ст.20 Федерального закона №294-ФЗ нарушение требований данного закона в части согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры является грубым нарушением к организации и проведению проверок.

В соответствии с ч. 1 данной статьи результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных указанным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст.26.2 КоАП РФ).

В силу ч.ч. 1, 4 ст.1.5 названного кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что результаты проведенной в отношении ООО «Аквамотор» проверки получены с нарушением требований закона, акт проверки и составленный на его основе протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, неправомерно были использованы мировым судьей в качестве доказательств виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения.

В связи с чем, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прихожу к выводу об отмене обжалуемого постановления с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г.Тамбова от 28.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Аквамотор» отменить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Е.С. Воронцова