ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-257/2021 от 14.02.2022 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-34/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Город Елизово Камчатский край 14 февраля 2022 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Почуева Светлана Анатольевна,

при секретаре Товкус Л.Е.,

с участием:

защитника Бакалдина А.С.,

рассмотрев жалобу генерального директора Федерального Казенного Предприятия «Аэропорты Камчатки» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Федерального Казенного Предприятия «Аэропорты Камчатки»,

У С Т А Н О В И Л А:

согласно протоколу об административном правонарушении, Федеральному Казенному Предприятию «Аэропорты Камчатки» (далее – ФКП «Аэропорты Камчатки», Предприятие) вменялось административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившееся в том, что ФКП «Аэропорты Камчатки» не выполнило в установленный срок предписание от 29 июня 2021 года № 7/16ГА/2021К на устранение нарушений законодательства.

30 ноября 2021 мировой судья судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края постановил признать юридическое лицо - ФКП «Аэропорты Камчатки» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 обратился с жалобой в суд об отмене постановления мирового судьи за отсутствием состава правонарушения. В обосновании жалобы указывает, что вина во вменяемом Предприятию административном правонарушении не доказана, не подкреплена соответствующими доказательствами (доказательства вины юридического лица во вменяемом правонарушении контролирующим органом не представлено); уполномоченным органом допущены грубые нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), оформления его результатов в соответствии с требованиями действующего законодательства, что влечет отмену результатов мероприятий по контролю исполнения выданных предписаний, проведенных Камчатским ТО ГАН МТУ Ространснадзора по ДФО (не проведено контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных 248-ФЗ, предписания об устранении выявленных нарушений не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, предписание трактуется двояко, что ставит исполнимость предписания в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, а не от требований действующего законодательства); судьей первой инстанции в решении от 30.11.2021 по делу № 5-2499/2021 не дана правовая оценка доводам изложенным в жалобе на протокол об административном правонарушении от 08.09.2021 в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 4 ст. 67, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ), доводы не рассмотрены; со стороны ФКП «Аэропорты Камчатки отсутствует умысел на совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания от 29.06.2021 (все необходимые мероприятия со стороны юридического лица во исполнение названного предписания предприняты, предписание исполнено); Камчатский ТО ГАН МТУ Ространснадзора по ДФО не наделен полномочиями по проверке сертификата соответствия, свидетельства о государственной регистрации аэродрома, требованиям, установленным Правилам. Уполномоченным органом нарушения не выявлены.

В судебном заседании заявитель - генеральный директор ФКП «Аэропорты Камчатки» ФИО1 в зал судебного заседания не прибыл, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Защитник Предприятия Бакалдин А.С. настаивали на удовлетворении жалобы по основаниям, в ней изложенным.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора от 13.05.2021 г. № 151-р в рамках осуществления функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере гражданской авиации проведена плановая документарная проверка в отношении филиала «Аэропорт Палана» ФКП «Аэропорты Камчатки» на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами (л.д. 12-17).

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Воздушным кодексом Российской Федерации», Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», Руководство по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, введённое в действие письмом ФСВТ России от 07.04.1997 г. №30/и, о чем составлен Акт от 29.06.2021 г. №7/16ГА/2021К (л.д. 18-23).

ФКП «Аэропорты Камчатки» выдано предписание от 29.06.2021 г. №7/16ГА/2021К, в соответствии с пунктом 5 которого не предоставлена информация о движении спецтранспорта и средств механизации в контролируемой зоне аэродрома - отсутствует инструкция по подъезду (отъезду) спецмашин к воздушным судам при техническом и коммерческом обслуживании и постановки в рабочее положение при обслуживании воздушных судов под руководством руководителя подъездом (отъездом), а также схемы подъезда (отъезда) спецмашин при обслуживании типов воздушных судов, указанных свидетельстве о государственной регистрации аэродрома «Палана» № 5 от 28.11.2014 г., чем нарушены обязательные требования, установленные ст. 48, ч.2 ст. 49, ч.1 ст. 50, ч.1 ст. 69 Федерального закона от 19.03.1997 г. №60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», раздела III Постановления Правительства РФ от 22.07.2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам объекта естественных монополий в аэропортах», п.п. б) п. 4.10, п. 4.11 ст. 61 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015г. № 286 (ФАП-286), п.5.1.7 гл. 5 Руководство по организации работы и обслуживанию спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, введённое в действие письмом ФСВТ России от 07.04.1997 г. №30/и. (л.д. 24-28).

В установленный срок до 30 августа 2021 года указанное предписание в части исполнения п. 5 не выполнено, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Мировой судья на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в обжалуемом постановлении, пришел к правильному выводу о виновности ФКП «Аэропорты Камчатки» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Как видно из материалов дела, в рамках осуществления функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере гражданской авиации на основании Распоряжения УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора от 13.05.2021 г. № 151-р проведена плановая документарная проверка в отношении филиала «Аэропорт Палана» ФКП «Аэропорты Камчатки» на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных правовыми актами, по результатам выявлены нарушения и выдано предписание, которое не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Согласно п. 38 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015г. № 286 (далее - ФАП № 286 от 25.09.2015г.), деятельность оператора аэродрома гражданской авиации должна осуществляться в соответствии с руководством по аэродрому, разработанным руководителем оператора аэродрома гражданской авиации.

В связи утратой законной силы с 01.01.2021 года «Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации», введенной в действие приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82, письмом Росавиации от 18.05.2021 «Организации движения спецмашин на аэродроме» руководителям территориальных органов Росавиации указано на необходимость доведения следующей информации до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории: в рамках разделов 4.9 - 4.11 Руководства по аэродрому, разрабатываемого в соответствии с требованиями ФАП № 286 от 25.09.2015г., предусмотреть мероприятия по организации движения спецтранспорта.

Согласно п. 5.1.7 Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, утверждённого Федеральной авиационной службой 07.04.1997 г., движение всех типов спецмашин на аэродроме должно осуществляться только по установленным маршрутам, согласно схеме расстановки и организации движения наземной техники.

С целью предупреждения задержек вылета и предотвращению повреждений воздушного судна(далее - ВС) на аэродроме движение спецмашин в зоне обслуживания ВС должно производиться только под руководством должностного лица, ответственного за руководство подъездом (отъездом), и в соответствии со схемами подъезда к каждому конкретному типу ВС(п. 6.1.3 указанного Руководства).

В представленной Инструкции по подготовке и аттестация водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам и соблюдению правил движения спецмашин на аэродрома (посадочной площадке) ФКП «Аэропорты Камчатки» с выдачей допуска. При этом, в Приложении к инструкции отсутствует схема подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании вертолета Ми-2, самолета Ан-2, Ан-38-100, Ан-24-РВ, DHC-8-300, указанного среди прочих ВС в Свидетельстве о государственной регистрации аэродрома «Палана» (л.д. 80).

Кроме того, указанная инструкция, в том числе схемы подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов, разработана на основании «Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации», введенной в действие приказом Минтранса России от 16.06.2006 N 82, которая на момент проведения плановой документарной проверки в отношении филиала «Аэропорт «Палана» ФКП «Аэропорты Камчатки» утратила силу.

При этом в силу п. 59 ФАП № 286 от 25.09.2015г. оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает, утверждает и обеспечивает соблюдение его работниками руководства по аэродрому и требований Правил. Оператор аэродрома гражданской авиации обновляет руководство по аэродрому при изменении воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего его деятельность, а также условий деятельности оператора аэродрома гражданской авиации.

При таких обстоятельствах, предписание должностного лица Камчатского ТО ГАН МТУ Ространснадзора по ДФО от 29 июня 2021 года № №7/16ГА/2021К обоснованно было выдано юридическому лицу в соответствии с предоставленными должностному лицу действующим законодательством полномочиями, в связи с чем является законным и подлежало безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, установлена мировым судьей на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств, полное описание которых изложено в оспариваемом постановлении.

Вывод о виновности ФКП «Аэропорты Камчатки» в совершении правонарушения подробно мотивирован в постановлении мирового судьи, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, доказательства, на основании которых установлена вина Предприятия в совершении вмененного правонарушения, оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств по делу суд не усматривает.

Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.

Оснований не согласиться с произведенной мировым судьей оценкой доказательств по делу не усматриваю.

Доводы жалобы были предметом рассмотрения при вынесении постановления мировым судьей, и как указывалось выше были оценены в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, считаю их как заявленные с целью переоценки выводов первой инстанции, а, следовательно, оснований для их рассмотрения не усматриваю.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления мирового судьи, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление мирового судьи судебного участка № 24 Елизовского судебного района Камчатского края от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Федерального Казенного Предприятия «Аэропорты Камчатки» - оставить без изменения, жалобу генерального директора ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Елизовского районного суда С.А. Почуева