ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-258/18 от 26.10.2018 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

Мировой судья судебного участка № 110

в Советском судебном районе в г. Омске Мосолов Е.А. Дело № 12-258/2018

Р Е Ш Е Н И Е

26 октября 2018 г.

Советский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Ефремовой И.В.,

при секретаре Летучевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске материалы дела об административном правонарушении по жалобе представителя акционерного общества «Первая грузовая компания» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 110 в Советском судебном районе в г. Омске ФИО2 от …. года, которым Акционерное общество «Первая грузовая компания» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 110 в Советском судебном районе в г. Омске ФИО2 от …. года акционерное общество «Первая грузовая компания» признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

В жалобе представитель АО «ПГК» ФИО1 просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что Сибирским управлением Госжелдорнадзора не доказано наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Суд бездоказательно пришел к выводу о том, что АО «ПГК» в процессе выполнения работ по подготовке цистерн осуществляет разгрузку (слив) остатков опасных грузов. Деятельность ППС Комбинатская по подготовке вагонов-цистерн под налив мировым судьей ошибочно квалифицирована как погрузочно-разгрузочная деятельность, что повлекло необоснованное привлечение к административной ответственности, при этом мировой судья не учел что деятельность по подготовке вагонов-цистерн под налив и выполнение сопутствующей операции нефтесодержащихотходов, образующихся после промывки цистерны, не подлежит лицензированию, в то время как погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам подлежит лицензированию, но не осуществляется АО «ПГК» в рамках деятельности ППС Комбинатская. Ведение погрузочно-разгрузочной деятельности ни Положением о ППС Комбинатская, ни Технологическим процессом не предусмотрено, фактически не выполняется. В соответствии с разделом 20.1. техпроцесса ППС подготовка цистерн с остатками грузов производится только по 1-й операции ГОСТа, с предварительным пропариванием котлов острым паром, при закрытом клапане сливного прибора. Слив сверхнормативных остатков опасного груза, находящегося в цистерне, до начала подачи пара через верхнюю горловину котла цистерны, не производится. В соответствии с технологией подготовки цистерн производится подача пара через верхнюю горловину цистерны и только потом, после проведенного цикла обработки цистерны, открывается нижний сливной прибор для слива образовавшихся нефтесодержащих отходов.

Согласно Приложению N 4 к «Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам», утв. МЧС России 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС России 25.11.1996 N ЦМ-407 (далее Правила безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам), нефтесодержащие отходы не отнесены к опасным грузам. Мировым судьей не учтены представленные в материалы дела доказательства, представленные АО «ПГК», подтверждающие, что сливаемый остаток не является опасным грузом, является нефтесодержащим отходом с содержанием воды около 40%.

Согласно «Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» мероприятия, связанные с удалением, превращением в неопасные формы опасных грузов, их паров, продуктов горения и разложения являются нейтрализацией опасных грузов.

К способам нейтрализации (дегазации) опасных веществ, находящихся на подвижном составе, согласно п.6.5 вышеназванных Правил, относится выполнение таких мероприятий как: обтирание периодически сменяемой влажной ветошью или паклей; обмывка холодной или горячей водой, паром под давлением. Обмывку производят при давлении струи не менее 0,2 Мпа. Именно таким способом производится нейтрализация остатков грузов на ППС Комбинатская при подготовке вагонов-цистерн под налив.

Слив нефтесодержащих отходов, образовавшихся после промывки цистерны, согласно лабораторных исследований не являются опасным грузом, поскольку перед сливом выполнены мероприятия по нейтрализации остатков опасных грузов и превращением в неопасные формы после смешивания с водой, которые после прохода через отстойники попадают в очистные сооружения ГПН «Логистика» и сливаются через обычную канализационную систему.

Слив нефтесодержащих отходов не является отдельным видом деятельности общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса по подготовке цистерн под налив, то есть является составной частью осуществляемой обществом деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, на которую у АО «ПГК» имеется лицензия.

Омской транспортной прокуратурой по обращению начальника Сибирского управления государственного железнодорожного надзора ФИО3 проведена проверка соблюдения требований законодательства на ППС Комбинатская, в ходе которой составлен акт проверки 19.07.2018, согласно которого нарушений действующего законодательства не выявлено, поскольку деятельность по погрузке-выгрузке вагонов с грузами, в том числе опасными, АО «ПГК» не ведется.

В судебном заседании представитель АО «ПГК» ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дополнительно указав, что все цистерны, отраженные в акте проверки были из под газового конденсата, и из под темных нефтепродуктов со сверхнормативными остатками, поэтому пропаривались согласно технологического процесса по разделу 8.2.2. и 8.4.1, а не по 8.3.1.6, как ошибочно посчитал суд первой инстанции и инспектор.

Должностное лицо, составившей протокол по делу об административном правонарушении старший государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что при осуществлении плановой выездной проверки с …. по … Промывочно-пропарочной станции Новосибирского филиала Акционерного общества «Первая Грузовая Компания»; место нахождения: 644035, <...>. д. ….0, место осуществления деятельности: 644035, <...>. д. …. выявлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.

В соответствии с Комплектом технологической документации на «Технологический процесс подготовки цистерн под налив нефтепродуктами и в ремонт на промывочно-пропарочной станции Комбинатская» АО «ПГК» собственными силами и средствами выполняет работы по подготовке железнодорожных цистерн из-под темных и светлых нефтепродуктов под налив, включающие в технологический процесс удаление остатков нефтепродукта через сливной прибор (пункт 8.3.1.6 Процесса), являющихся в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» опасным грузом.

В сутках …., в сутках …, в сутках …., в сутках …., в сутках …. на промывочно-пропарочную станцию прибывали цистерны с остатками ранее перевозимых опасных грузов (мазут топочный, конденсат газовый, топливо нефтяное), что подтверждается Актами о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженной в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (ф.ГУ-7а), Актами общей формы (ф.ГУ-23) и Транспортными железнодорожными накладными (ф.ГУ-27) ЭФ № ….

- в сутках …. на промывочно-пропарочную станцию прибывали цистерны № …. с остатками опасного груза 12 см, 15 см, 15 см, 10 см, 10 см, 15 см, 10 см, 10 см, 10 см, 15 см, 10 см, 10 см, 15 см, 15 см, 12 см, 12 см, 15 см, 15 см, 15 см, 15 см, 10 см соответственно, что подтверждается Актами о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженной в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (ф.ГУ-7а) от …. №№ ….

- в сутках …. на промывочно-пропарочную станцию прибывала цистерна № 58272378 с остатком опасного груза 10 см, что подтверждается Актом о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженной в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (ф.ГУ-7а)от …. № 58/5 и Актом общей формы (ф.ГУ-23) от …. № ….;

- в сутках …. на промывочно-пропарочную станцию прибывали цистерны №№…. с остатками опасного груза 20 см, 10 см, 10 см, 10 см, 10 см, 10 см, 10 см, 12 см, 12 см, 12 см соответственно, что подтверждается Актами о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженной в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (ф.ГУ-7а) от … №№ …. и Актами общей формы (ф.ГУ-23) от …. №№ ….

- в сутках …. на промывочно-пропарочную станцию прибывали цистерны №№…. с остатками опасного груза 15 см, 15 см, 10 см соответственно, что подтверждается Актами о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженной в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (ф.ГУ-7а) от …. №№ ….

- в сутках …. на промывочно-пропарочную станцию прибывали цистерны №№ …. с остатками опасного груза 12 см, 10 см, 10 см, 20 см соответственно, что подтверждается Актами о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженной в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (ф.ГУ-7а) от …. №№ …..

Таким образом, мировым судьей установлено, что в процессе выполнения работ по подготовке цистерн происходит слив остатков опасных грузов.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и привлечения к административной ответственности.

Суд соглашается с выводами мирового судьи по следующим обстоятельствам.

Частью 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

Судом установлено, что АО «ПГК» зарегистрировано в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером ….., имеет лицензию №….(ЖХ) от …. на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2,3 классов опасности (опасных производственных объектов, на которых хранятся, транспортируются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха (легковоспламеняющиеся и горючие жидкости), со сроком действия - бессрочно. Место осуществления лицензируемого вида деятельности- <...>.. По данному адресу осуществляет деятельность структурное подразделение Новосибирского филиала АО «ПГК» (далее ППС Комбинаткая).

ППС Комбинатская, согласно п.2.1 «Положения о ППС Комбинатская Новосибирского филиала АО «ПГК», осуществляет своевременную и качественную организацию работ по подготовке вагонов-цистерн под налив и в ремонт и связанных с ними работ и услуг в соответствии с Технологическим процессом, описанном в технологической инструкции.

Технологический процесс разработан на основании и в соответствии с «Типовым технологическим процессом работы железнодорожной станции по наливу и сливу нефтегрузов и промывочно-пропарочных мероприятий по очистке и подготовке цистерн под погрузку грузов Г14540, ГОСТ 1510-84 « Нефть и нефтепродукты» Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», Типовых норм времени на подготовку цистерн и бункерных полувагонов под налив нефтепродуктов» и другой нормативно-технической документации, перечисленной в Приложении №1 техпроцесса с учетом местных условий»

Технологический процесс состоит их технологической инструкции и карт технологического процесса очистки котлов цистерн, дефекации и ремонта узлов и деталей вагонов.

Материалами дела установлено, что на основании Договора за № …. от …. года заключенному между ООО «Трансойл» (заказчик) и ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») (подрядчик) заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по подготовке вагонов-цистерн, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды (далее вагоны-цистерны) под налив нефтепродуктов и под проведение всех видов ремонта (далее подготовка) на промывочно-пропарочной станции Ачинск Красноярского филиала ОАО «ПГК» и на промывочно-пропарочной станции Комбинатская Новосибирского филиала ОАО «ПГК» подрядчика Комбинатская на основании заявки Заказчика по форме, утвержденной Приложением №1 к Договору, подписанному уполномоченным лицом.

В силу п. 3.2 Договора заказчик при определении вида требуемой подготовки, указываемого им в заявке, руководствуется ГОСТом 1510-84 «нефть и нефтепродукты» от ….. Подрядчик при выполнении работ по подготовке вагонов-цистерн руководствуется Заявкой Заказчика, при этом характер и объем работ определяется им согласно Типовому технологическому процессу работы железнодорожной станции по наливу и сливу нефтегрузов и промывочно-пропарочных мероприятий по очистке и подготовке цистерн под перевозку грузов …. от …. г., Правилам очистке и промывке вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от …. года за №…., Правилам безопасности при проверке опасных грузов железнодорожных транспортом РД 15-73-94 в редакции Постановления Гостехнадзора РФ от …. года №…., ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукции» от 01.01.1986 г. и другим нормативным документам МПС России и ОАО «РЖД» в части выполнения работ по подготовке вагонов-цистерн.

Судом установлено, что 49 вагонов …., отраженных в Протоколе об административном правонарушении от ….. №…., являются вагонами собственности ООО «Трансойл».

Комплект технологических документов на «Технологический процесс подготовки цистерн под налив нефтепродуктов и в ремонт на промывочно-пропарочной станции Комбинатская» включает в себя «Технологическую инструкцию» и «Графики подготовки вагонов-цистерн» на эстакадах с описанием операций, их последовательности и продолжительности. Подготовка цистерн, зарядка, перезарядка вагонов на эстакадах ППС Комбинатская производится согласно графиков, прилагаемых к техническому процессу 1-49 (п.6.2.8), разработанных на основе «Типовых норм времени на подготовку цистерн и бункерных полувагонов под налив нефтепродуктов» с учетом местных условий.

В разделе 8 Технологической инструкции описаны Технологические операции по подготовке цистерн на ППС:

Материалами дела подтверждается, что вышеуказанные вагоны собственности ООО «Трансойл» были осмотрены представителями Заказчика (ООО «Трансойл») и Подрядчика (АО «ПГК») и были выявлены остатки ранее перевозимого груза (что подтверждается актами по ф. ГУ-7а, по ф. ГУ-23).

Порядок подготовки цистерн со сверхнормативными остатками установлен в разделе 20 «Порядок работы с вагонами с остатками ранее перевозимого груза», согласно которому подготовка по ППС цистерн с остатками нефтепродуктов сверх норматива, установленного по ГОСТ 1510-84 под налив производится с соответствии с настоящим технологическим процессом и условиями Договоров заключенных между Компанией и собственниками (арендаторами) цистерн. При обнаружении в процессе обработки цистерн, с остатками ранее перевозимого груза более нормы, установленной ГОСТом 1510-84 или груженных цистерн, бригадир ППЦ производит замер остатков груза в цистернах с применением метрштока. Результаты проведенных измерений бригадир ППЦ передает оператору ППС (по собственности), для оформления Актов о недосливе вагона-цистерны, обнаруженном на промывочно-пропарочной станции. Оператор ППС (по собственности) оформляет Акт о недосливе вагона-цистерны, обнаруженном на промывочно-пропарочной станции в 2-х экземплярах.

В заключенном между АО «ПГК» и ООО «Трансойл» договоре № …. от …. (п.4.2.1) сторонами согласован аналогичный порядок действий при выявлении сверхнормативного остатка и составление актов по ф…... Формы актов …. и … согласованы сторонами в приложениях к Договору.

Согласно заключенного договора между АО «ПГК» и ООО «Трансойл» № ….от …. выполнение работ по пропарке цистерн осуществляется на основании согласованной сторонами Заявки (п.3.1).

Материалами дела установлено, что по актам:

№…. о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составленном по форме ГУ-7а цистерна (бункерный полувагон) прибыла под налив на ст. … …. года из-под слива ГК. При осмотре цистерны установлено наличие остатка груза 12 см(646 литра).

№25/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 15 см. (988 литров).

№26/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 15 см. (988 литров).

№36/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 10 см. (418 литров).

№37/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 15 см. (988 литров).

№27/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 10 см. (447 литров).

№10/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 10 см. (447 литров).

№9/5 из-под слива ТКМ, наличие остатка груза 10 см. (434,78 литров).

№7/5 из-под слива ТКМ, наличие остатка груза 10 см. (849 литров).

№6/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 15 см. (923 литра).

№5/5 из-под слива БНД, наличие остатка груза 10 см. (430 литра).

№15/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 10 см. (447 литров).

№14/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 15 см. (988 литров).

№13/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 15 см. (988 литров).

№12/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 12 см. (646 литров).

№12/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 12 см. (646 литров).

№11/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 12 см. (646 литров).

№16/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 15 см. (923 литра).

№23/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 15 см. (988 литров).

№18/5 из-под слива ТКМ, наличие остатка груза 15 см. (1329 литров).

№17/5 из-под слива ТКМ, наличие остатка груза 15 см. (1112,3 литра).

№3/5 из-под слива БНД, наличие остатка груза 10 см. (430 литров).

№58/5 о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составленном по форме ГУ-7а цистерна (бункерный полувагон) прибыла под налив на ст. …. … года из-под слива ТКМ. При осмотре цистерны установлено наличие остатка груза 10 см (430 литров).

№65/5 о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составленном по форме ГУ-7а цистерна (бункерный полувагон) прибыла под налив на ст. …. …. года из-под слива ГК. При осмотре цистерны установлено наличие остатка груза 20 см. (1681 литра).

№78/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 10 см. (849 литра).

№79/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 10 см. (430 литров).

№80/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 10 см. (430 литров).

№81/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 10 см. (782 литра).

№82/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 10 см. (434,78 литров).

№83/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 10 см. (430 литров).

№84/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 12 см. (604 литра).

№86/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 12 см. (604 литра).

№85/5 из-под слива НФ, наличие остатка груза 12 см. (604 литра).

№102/5 о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составленном по форме ГУ-7а цистерна (бункерный полувагон) прибыла под налив на ст. …. …. года из-под слива НФ. При осмотре цистерны установлено наличие остатка груза 15 см. (923 литра).

№108/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 15 см. (988 литров).

№114/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 10 см. (447 литра).

№167/5 о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составленном по форме ГУ-7а цистерна (бункерный полувагон) прибыла под налив на ст. …. года из-под слива ГК. При осмотре цистерны установлено наличие остатка груза 12 см. (646 литров).

№158/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 10 см. (447 литра).

№155/5 из-под слива БНД, наличие остатка груза 10 см. (544,64 литра).

№134/5 из-под слива ГК, наличие остатка груза 20 см. (1832 литра).

Согласно перечню нефтепродуктов, из-под которых производится подготовка вагонов под налив на ППС ФНвб (приложение №3 технической инструкции) к светлым нефтепродуктам относятся газовый конденсат, термогазойль, к темным нефтепродуктам топливо моторное, мазуты малосернистные, мазуты сернистые, высокосернистые, битумы, топливо нефтяное, топливо судовых установок.

В соответствии с выкопировкой информационно справочной системы АО «ПГК» по краткому наименованию БНД- битум гудрон, ГК- газовый конденсат, ТКМ-мазут топочный, НФ-топливо судовое универсальное, ДТ- дизельное топливо, СЫРГУГ- сырье для технического углерода, ТСУ-топливо судовых установок, ТГ (термогазойль).

Таким образом, все цистерны, отраженные в акте проверки, проведенной в период с …. по …., прибыли из-под темных нефтепродуктов и газового конденсата (светлый продукт). Во всех вагонах были обнаружены остатки ранее перевозимого груза более нормы, установленной ГОСТом 1510-84, о чем были составлены вышеуказанные акты по ф. ГУ-7а.

Наличие остатков ранее перевозимого груза повлекло необходимость подготовки вагонов по 1 операции (по горячей в соответствии с ГОСТ 1510-84), что подтверждается вышеуказанными заявками по договору.

Как установлено из заявок заказчик в заявках указывает не только наименование из-под какого нефтепродукта нужно промыть цистерну, но и под какой продукт необходимо подготовить цистерну, поскольку от этого зависит выбор соответствующей операции по ГОСТу.

Из заявок ООО «Трансойл» от …. года по договору №…. от …. года установлено, что вагоны-цистерны, которые были из под газового конденсата, нужно было подготовить под дизельное топливо (светлый нефтепродукт и в ремонт), а вагоны из под битума, мазута и топлива судового универсального под разные темные виды нефтепродуктов (.л.д.)

Согласно п.3.2 Договора Подрядчик при выполнении работ по подготовке вагонов-цистерн руководствуется Заявкой Заказчика, при этом характер и объем работ определяется им согласно Технологического процесса.

В соответствии с технологическим процессом подготовка цистерн из-под темных нефтепродуктов и газового конденсата под налив светлых нефтепродуктов и подготовка цистерн из-под темных нефтепродуктов и газового конденсата в ремонт последовательно на эстакадах № 4 (№ 3) и № 2 проводится по п. 8. 2 Технологической инструкции в следующем порядке:

1 этап - осмотр внутренних поверхностей котлов и разогрев паром остатков грузов с целью их размягчения и удаления;

2 этап - промывка внутренних поверхностей котлов горячей водой, дегазация, протирка, заправка клапанов сливных приборов, проверка газовоздушной среды котла на взрывобезопасность (при подготовке в ремонт) и проверка качества работ.

Согласно п. 8.2.8. 8.2.9., 8.2.10. получив разрешение на обработку цистерн на эстакаде № 4 (№ 3) промывальщики - пропарщики цистерн «верховые» поднимаются на эстакаду, переходят на смотровую площадку цистерны по переходному мостику, открывают крышки люков загрузочных люков цистерн и клапаны сливных приборов. Промывальщики-пропарщики цистерн «низовые» следуют вдоль эстакады, открывают заглушки сливных приборов. Производится естественное проветривание котлов цистерн в летнее время 20 минут, в зимнее время – 15 минут, с целью удаления скопившихся паров перевозимого груза в котлах цистерн. После чего в котлы цистерн опускают пропарочные укосины, подается пар под давлением в летний период 0,6 МПа (6 атм.), в зимний период 0,8 МПа (8 атм.) и производится пропарка и удаление остатков. Установка паровой укосины производится с соблюдением требований пожарной безопасности в соответствии с разделом 21.3 настоящего технологического процесса.

В соответствии с п. 8.4.1.1 на эстакадах №1, №3 и №4 производится подготовка 4-хосных цистерн: -из-под темных нефтепродуктов под налив темных нефтепродуктов по 1-й операции ГОСТа 1510-84 (в том числе с остатками от 10 до 30 см и свыше 30 см);

Согласно п. 8.4.1.7, 8.4.1.8. Получив разрешение на обработку цистерн на эстакаде №1, №3 или №4 промывальщики - пропарщики цистерн «верховые» поднимаются на эстакаду, переходят на смотровую площадку цистерны по переходному мостику, открывают крышки люков загрузочных люков цистерн и клапаны сливных приборов. Промывальщики-пропарщики цистерн «низовые» следуют вдоль эстакады, открывают заглушки сливных приборов. Производится удаление остатков перевозимого груза самотеком в сливные лотки эстакады. Перед установкой паровых укосин производится естественное проветривание котлов цистерн в летнее время 20 минут, в зимнее время – 15 минут, с целью удаления скопившихся паров перевозимого груза в котлах цистерн.

Аналогичный процесс описан в графиках подготовки цистерн из под светлого нефтепродукта под налив светлого нефтепродукта и из под темного нефтепродукта под налив темного.

Таким образом, судом установлено, что подготовка цистерн из под темных нефтепродуктов под налив темных и из-под светлых под налив светлых до установки паровых укосин включает в себя слив сверхнормативного остатка перевозимого груза самотеком в сливные лотки эстакады.

В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (п. 3 ст. 3 ФЗ N 99).

В силу пункта 27 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию

Пунктами 2, 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 221 (далее - Положение о лицензировании) установлено, что лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

В состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и необщего пользования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

Согласно п. 1.5 Методических указаний по лицензированию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ 10.10.2002 (далее - Методические указания от 10.10.2002) в сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается организациями и предпринимателями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.

Пунктом 3.7 приложения N 12 к Методическим указаниям от 10.10.2002 установлено, что к видам погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте относится, в том числе слив (налив) жидких грузов.

Из анализа приведенных норм права следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.

Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется.

Следовательно, для погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий.

Таким образом, доводы представителя общества, что слив не является отдельным видом деятельности общества, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса по подготовке цистерн под налив, то есть является составной частью осуществляемой обществом деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, на которую у АО «ПГК» имеется лицензия, суд не принимает.

Кроме того, согласно п. 20.1.2 Технологической инструкции в соответствии с ГОСТ 1510-84 «Правил очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов», утвержденных приказом МПС России 18.06.20013 года №46, зарегистрированных в Минюсте России 19.06.2003 года за №4771 в цистернах оборудованных сливным прибором (имеющий нижний слив) наличие остатков нефтепродуктов после выгрузки не допускается. В вагонах для нефтебитума ( бункерных полувагонов) уровень остатков нефтепродукта допускается не более 3 см при изменении в средней части ковша.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, они по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, оснований для которой не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 110 в Советском судебном районе в г. Омске ФИО2 от …. года, которым Акционерное общество «Первая грузовая компания» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: И.В. Ефремова