ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-258/2021 от 08.02.2022 Кежемского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-4/2022

(УИД 24RS0027-01-2021-001441-33)

Р Е Ш Е Н И Е

08 февраля 2022 года г. Кодинск

Судья Кежемского районного суда Красноярского края Гарбуз Григорий Сергеевич, находясь в суде по адресу: ул. Михайлова, д. 1, каб. 236,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-4/2022 по жалобе законного представителя юридического лица – генерального директора ООО «Интер Форест» ФИО1 на постановление от 12 октября 2021 года заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Интер Форест»,

У С Т А Н О В И Л:

На основании постановления № 13/099-2021 от 12 октября 2021 года ООО «Интер Форест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица ФИО1 обратился в Кежемский районный суд Красноярского края с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление от 12 октября 2021 года, а производство по делу прекратить. В обоснование поданной жалобы заявитель указывает на то, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не были реализованы принципы объективного, полного, правильного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении, что выразилось в неверном применении норм материального и процессуального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Так, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность. Должностное лицо при вынесении постановления по делу об административном правонарушении ошибочно пришло к выводу, что протокол об административном правонарушении является не способом фиксации доказательств и описания преступного деяния, а самостоятельным неоспоримым доказательством виновности привлекаемого лица в совершении правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении не содержит объективных сведений о том, что нарушение обязательных правил и требований совершено именно ООО «Интер Форест» либо подрядной организацией, а не другим лицом, или возникло в результате обстоятельств природного и техногенного характера. То обстоятельство, что ООО «Интер Форест» является стороной по договорам аренды лесных участков, заключённых с Министерством лесного хозяйства Красноярского края, не может являться доказательством совершения им рассматриваемого правонарушения при условии, что нормами статей 1, 11, 25 ЛК РФ установлена возможность свободного доступа неограниченного круга лиц на лесные участки. Полагает, что в данном деле подлежит применению ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающая, что юридическое лицо подлежит административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений, подтверждающих, что данное нарушение совершено именно ООО «Интер Форест», что объективная сторона правонарушения выполнена сотрудниками данного юридического лица. Помимо этого, административным органом не было предпринято мер, направленных на непосредственное обнаружение события правонарушения, не применялись какие-либо способы фиксации доказательств, понятые в ходе осмотра лесных участков, занимаемых привлекаемым юридическим лицом по договору аренды, не привлекались, осмотр территорий производился в отсутствие представителя юридического лица, протокол по результатам осмотра не составлялся, что является грубейшим нарушением охраняемых законом прав и законных интересов заявителя. Более того, в целях соблюдения принципа полноты, правильности и всесторонности рассмотрения дела необходимо точное определение даты и времени совершения административного правонарушения. Полагает, что указанная в постановлении дата совершения правонарушения – 01.01.2021 не основана на реальных доказательствах. Часть 3 ст. 26.2 КоАП РФ запрещает использовать доказательства, включая результаты проверки, которая проведена в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если доказательства получены с нарушением закона. В то же время процедура проведения проверки не была соблюдена, и представитель ООО «Интер Форест» не был уведомлен о предстоящей проверке, а распоряжение о проведении внеплановой проверки не выносилось. Отсутствие распоряжения руководителя контролирующего органа лишило заявителя возможности реализовать гарантированные законом права проверяемого лица. Названные нарушения носят грубый и неустранимый характер. Помимо этого, исходя из ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение. В то же время, ООО «Интер Форест» неоднократно было привлечено постановлениями КГКУ «Лесная охрана» за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению в 2021 году, то есть за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 8.27 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель либо защитник привлекаемого юридического лица ООО «Интер Форест» участия не принимали. Извещение о дате, времени и месте проведения заседания направлено по месту регистрации юридического лица, в том числе для законного представителя, подписавшего жалобу. Извещение юридического лица и его законного представителя суд признаёт надлежащим.

Представитель КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился. Извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы своевременно и надлежащим образом – судебным извещением, о вручении которого имеется почтовое уведомление (л.д. 215).

Изучив материалы дела, судья приходит к выводу, что оснований для отмены вынесенного заместителем руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» постановления по делу об административном правонарушении № 13/009-2021 от 12 октября 2021 года не имеется ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, как указано в ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Из содержания постановления по делу об административном правонарушении № 13/099-2021 от 12 октября 2021 года следует, что ООО «Интер Форест» привлечено к административной ответственности за совершение 01 января 2021 года нарушения требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, то есть правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.

Вина ООО «Интер Форест» в совершении данного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 5 от 03.08.2021 года (л.д. 36-39), заверенной копией договора аренды лесного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого ООО РСК «Строймастер» с Агентством лесной отрасли Красноярского края (л.д. 165-171), копией соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка -з, заключённого между ООО РСК «Строймастер» и ООО «Интер Форест» (л.д. 196-199), копией выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Интер Форест» (л.д. 42-46), копией лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражён период использования леса для заготовки древесины на лесном участке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128), копией лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, в которой период выполнения работ по заготовке леса отражён с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74), копией лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, в которой период выполнения работ по заготовке леса отражён с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ-глр/э об утверждении положительного заключения на проект освоения лесов для лесного участка, переданного ООО РСК «Строймастер» по договору аренды (л.д. 160) и экспертного заключения на проект освоения лесов (л.д. 161), заверенной копией проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО РСК «Строймастер» для заготовки древесины (л.д. 162-164), копией письма Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 05.02.2021 года № 86-03104 о корректировке плана, в соответствии с которым по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ-з ООО «Интер Форест» должно было выполнить мероприятия по естественному возобновлению леса на площади 392,5 га, по искусственному лесовосстановлению – 63,6 га, по подготовке почвы под искусственное лесовосстановление – 238,5 га, а также заготовить лесные семена в объёме 26,4 кг (л.д. 47-48), копией сводного акта по воспроизводству лесов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено, что ООО «Интер Форест» в 2020 году из запланированного объёма работ по искусственному лесовосстановлению, естественному лесовосстановлению, подготовке почвы под искусственное восстановление и заготовке лесных семян не выполнены (л.д. 208), копией сообщения от 01.07.2021 года руководителя КГБУ «Кодинское лесничество», в приложении к которому сообщаются сведения о невыполнении ООО «Интер Форест» мероприятий по возобновлению леса (л.д. 200), копией проекта лесовосстановления на 2020 год по ООО «Интер Форест» (л.д. 158-159), копией Отчёта об использовании лесов ООО «Интер Форест» (Формы 1-ИЛ) (л.д. 142-149), копией Отчёта о воспроизводстве лесов и лесоразведении ООО «Интер Форест» (Формы 1-ВЛ) (л.д. 150-157).

Имеющиеся в деле доказательства составлены в соответствии с положениями закона и являются допустимыми. Должностным лицом при вынесении постановления правильно оценены фактические обстоятельства дела, исследованы все доказательства, и действия ООО «Интер Форест» обоснованно квалифицированы по ст. 8.27 КоАП РФ как нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, поскольку материалами дела установлено, что данным юридическим лицом допущено нарушение в части невыполнения мероприятий по лесовосстановлению в 2020 году, а именно: работ по искусственному лесовосстановлению, естественному лесовосстановлению, подготовке почвы под искусственное восстановление и заготовке лесных семян, в нарушение п. 6 Правил лесовосстановления, утверждённых Приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014, в соответствии с которым лесовосстановительные мероприятия осуществляются лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом РФ на основании положений проекта лесовосстановления.

ООО «Интер Форест» в соответствии с условиями договора аренды лесного участка -з от ДД.ММ.ГГГГ обязано было соблюдать требования лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению на лесных участках, переданных данному юридическому лицу в пользование по договору аренды, вместе с тем, сводным актом по воспроизводству лесов от 30.12.2020, справкой выполнения лесовосстановительных работ за 2020 год, проектом естественного лесовосстановления, проектом освоения лесов, отчётом об использовании лесов, отчётом о воспроизводстве лесов и лесоразведении, сообщением от 01.07.2021 руководителя КГКУ «Лесная охрана», содержащим сведения об ООО «Интер Форест» как о лице, не обеспечившим в 2020 году выполнение мероприятий по лесовосстановлению в объёмах, установленных проектами освоения лесов, подтверждается невыполнение данным юридическим лицом в срок по 31.12.2020 требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Названными доказательствами в совокупности с протоколом об административном правонарушении № 5 от 03.08.2021 и другими доказательствами подтверждается, что в Кежемском участковом лесничестве и Лаушкардинском участковом лесничестве работниками привлекаемого юридического лица ООО «Интер Форест» не выполнены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, следовательно, в действиях данного юридического лица имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ. По названной причине доводы жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении не содержит объективных сведений о том, что нарушение обязательных правил и требований совершено именно ООО «Интер Форест», - отклоняются как несостоятельные. Каких-либо данных, указывающих на то, что невыполнение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению имело место в силу обстоятельств природного или техногенного характера, – в дело не представлено. Суд, принимая настоящее процессуальное решение по рассматриваемой жалобе, основывается, в том числе, на положениях п. 6 Правил лесовосстановления, утверждённых Приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014, и полагает, что должностное лицо КГКУ «Лесная охрана» при вынесении постановления по делу об административном правонарушении обоснованно пришло к выводам о виновности ООО «Интер Форест» в содеянном.

Должностным лицом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, с достоверностью установлено событие правонарушения, и указанная в постановлении дата совершения правонарушения – 01.01.2021 основана на обязанности привлекаемого юридического лица выполнить мероприятия по лесовосстановлению в 2020 году, то есть по 31.12.2020 включительно.

Изложенные в жалобе доводы законного представителя о том, что, судя по содержанию постановления по делу об административном правонарушении от 12.10.2021, протокол об административном правонарушении является не способом фиксации доказательств и обстоятельств правонарушения, а самостоятельным неоспоримым доказательством, содержащим выводы о виновности юридического лица, – отклоняются судом, поскольку из содержания данного постановления следует, что составленный 03.08.2021 протокол об административном правонарушении оценивался заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» наряду с другими собранными доказательствами, содержащимися в деле (л.д. 32), и оценка ему дана в совокупности с остальными материалами дела об административном правонарушении.

Доводы законного представителя юридического лица ФИО1 о том, что требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ сотрудником государственного органа, проводившего проверку, были нарушены, ввиду того, что распоряжение о проведении внеплановой проверки не было надлежащим образом оформлено и доведено до представителя заявителя, и информация о выявленных нарушениях в письменной форме также не была доведена – не принимаются судом как заслуживающие внимания, ввиду того, что мероприятия по осмотру выполнялись в присутствии представителя ООО «Интер Форест», более того, правонарушение выявлено не в ходе внеплановой проверки, а в результате непосредственного обнаружения правонарушения, а о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и дате, времени и месте рассмотрения КГКУ «Лесная охрана» дела об административном правонарушении юридическое лицо было извещено заблаговременно и надлежащим образом, о чём в деле содержатся телеграммы и уведомления об их доставлении.

Не может согласиться суд с теми доводами законного представителя ООО «Интер Форест», в которых он указывает на неоднократное привлечение юридического лица ООО «Интер Форест» к административной ответственности за одно и то же правонарушение в связи постановлениями, вынесенными в 2021 году, - по той причине, что лесные участки в рамках данного дела и дела № 12-1/2022 (постановление № 13/100-2021 от 12.10.2021) предоставлялись ООО «Интер Форест» на основании разных договоров аренды, и при таких обстоятельствах нельзя прийти к выводу, что постановления № 13/099-2021, 13/100-2021, 13/101-2021, 13/102-2021 от 12.10.2021 вынесены в отношении данного юридического лица за одно и то же деяние, а правонарушение выявлено в рамках одной и той же проверки.

В то же время судья, принимая во внимание исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, усматривает основания для изменения назначенного ООО «Интер Форест» наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей до 100000 рублей, с учётом требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 13/099-2021 от 12 октября 2021 года заместителя руководителя Краевого государственного казённого учреждения «Лесная охрана» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Интер Форест» – изменить. Снизить назначенное ООО «Интер Форест» наказание в виде административного штрафа до 100000 рублей.

В остальном постановление № 13/099-2021 от 12 октября 2021 года заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Интер Форест» оставить без изменения, а жалобу законного представителя привлекаемого юридического лица ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путём подачи жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.

Судья Г.С. Гарбуз