ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-258/2022 от 05.07.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

№ 12-258/2022

УИД 60RS0020-01-2022-000569-02

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

2022 года 180007 город Псков ул. Петровская 24

Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В.,

при помощнике судьи Ильиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области в лице начальника ФКУ ИК-4 (место нахождения: ул. Железнодорожная д. 7, с. Середка, Псковский район, Псковская область, 180530, ИЕН 6018000299, КПП 601801001, ОГРН 1026002345423, устав федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области», утвержденный приказом ФСИН России от 17.03.2020 № 187) на постановление № 04/02-2022 Председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Пилипенко Е.В. от 15.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 04/02-2022 Председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области П.Е.В. от 15.03.2022 ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, и учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поступившей в Псковский городской суд, заявитель ставит вопрос об отмене постановления административного органа, вынесенного без учета всех обстоятельств дела, и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области. В обоснование доводов указывает, что информация на 2022 год не была опубликована по независящим от учреждения причинам, ввиду технических и программных ошибок, связанной с работой сайта ФАС России. Таким образом, учреждением были приняты все зависящие от него меры. Указывает на то, что Учреждение не является субъектом естественных монополий в сфере осуществления холодного водоснабжения, в связи с чем не может быть признано субъектом правонарушения. Вместе с тем, в случае признания вины учреждения просили признать правонарушение малозначительным.

Защитник ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области в судебном заседании доводы жалобы Учреждения поддержал, просил отменить постановление административного органа и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области.

Представители Комитета по тарифам и энергетике Псковской области в судебном заседании заявили, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется. Просили оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу Учреждения - без удовлетворения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Исходя из положений ч. 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность ( ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим

Административная ответственность по ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ наступает за не предоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, не опубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев.

Судом установлено, что по итогам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований за раскрытием информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год заместителем начальника отдела водоснабжения и водоотведения Комитета Поповой Н.Н. в соответствии с заключением от 10.02.2022 № 16 выявлены нарушения пунктов 15, 23, 24 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, а именно: информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 23.11.2021 № 129-в «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 30.11.2018 № 133-в «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2019 - 2023» федеральным казенным учреждением «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области» (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области) на официальном сайте ФАС России не опубликована. Отсутствие вышеуказанной информации на официальном сайте ФАС России подтверждается распечаткой сайта ФАС России от 10.02.2022.

По итогам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований за раскрытием информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год заместителем начальника отдела водоснабжения и водоотведения Комитета Поповой Н.Н. в соответствии с заключением от 10.02.2022 № 14 выявлены нарушения пунктов 15, 23, 24 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, а именно: информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области на официальном сайте ФАС России не опубликована. Отсутствие вышеуказанной информации на официальном сайте ФАС России подтверждается распечаткой сайта ФАС России от 10.02.2022.

По итогам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований за раскрытием информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе водоотведения на 2022 год заместителем начальника отдела водоснабжения и водоотведения Комитета Поповой Н.Н. в соответствии с заключением от 10.02.2022 № 15 выявлены нарушения пунктов 36, 44, 45 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, а именно: информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе водоотведения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области на официальном сайте ФАС России не опубликована.

Отсутствие вышеуказанной информации на официальном сайте ФАС России подтверждается распечаткой сайта ФАС России от 10.02.2022.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6.

В период с 23.11.2021 по 22.12.2021, предусмотренный Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации г: 17.01.2013 № 6, для размещения информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 23.11.2021 № 129-в, отсутствуют документы, подтверждающие отправку шаблонов в личном кабинете ЕИАС Web, отсутствует информация о направлении обращений в службу технической поддержки ФАС России; в период с 17.12.2021 по 15.01.2022, предусмотренный Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, для размещения информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения, информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе водоотведения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в, отсутствуют документы, подтверждающие отправку шаблонов в личном кабинете ЕИАС Web, отсутствует информация о направлении обращений в службу технической поддержки ФАС России.

Таким образом, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области, не исполнило обязанности по опубликованию на официальном сайте ФАС России информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 23.11.2021 № 129-в, тем самым нарушило пункты 15, 23, 24 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в, тем самым нарушило пункты 15, 23, 24 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, информации об условиях, на которых осуществляется - ставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе водоотведения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 №265-в, тем самым нарушило пункты 36, 44, 45 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, а именно нарушило порядок, который установлен стандартами раскрытия информации, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

В настоящее время нарушения устранены: информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 23.11.2021 № 129-в на официальном сайте ФАС России размещена 16.02.2022, информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в на официальном сайте ФАС России размещена 16.02.2022, информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе водоотведения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в на официальном сайте ФАС России размещена 24.02.2022.

Доводы жалобы о том, что Учреждение не является субъектом естественных монополий, являются несостоятельными.

Согласно Федеральному закону от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии и подлежит государственному регулированию.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ дополнительные виды деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области: забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод.

В соответствии с пунктом 2.4 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области осуществляет на возмездной основе деятельность по забору, очистке и распределению воды, сбору и обработке сточных вод.

Приказом Комитета от 23.11.2021 № 129-в «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 30.11.2018 № 133-в «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2019 - 2023 г.г.» для ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2022 год.

Приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения на 2022 год» для ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области утверждены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения на 2022 год.

На основании вышеизложенного следует, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области относится к субъектам естественных монополий, так как осуществляет регулируемую деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по установленным Комитетом тарифам, то есть является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Кроме того у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в силу следующего: в период с 23.11.2021 по 22.12.2021, предусмотренный Стандартами № 6 для размещения информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 23.11.2021 № 129-в, отсутствуют документы, подтверждающие отправку шаблонов в личном кабинете ЕИАС Web, отсутствует информация о направлении обращений в службу технической поддержки ФАС России; в период с 17.12.2021 по 15.01.2022, предусмотренный Стандартами № 6 для размещения информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения, информации о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения, информации об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информации о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе водоотведения на 2022 год в соответствии с приказом Комитета от 17.12.2021 № 265-в, отсутствуют документы, подтверждающие отправку шаблонов в личном кабинете ЕИАС Web, отсутствует информация о направлении обращений в службу технической поддержки ФАС России.

Бездействия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области нарушают законные интересы потребителей, государства и иных лиц на свободный доступ к информации, создают ощутимые препятствия Комитету в реализации его контрольных функций и исполнении задачи по обеспечению открытости и доступности для потребителей и иных лиц информации о рассмотрении, формировании и об утверждении тарифов в соответствии со Стандартами № 6.

Совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере регулируемого ценообразования и нарушает основной принцип государственного регулирования - прозрачность деятельности организаций.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Сам по себе формальный характер административного правонарушения не предполагает наступление вредных последствий, в то же время в настоящем случае сами действия правонарушителя уже создают существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием деятельности значимых субъектов, влияющих на неопределенный круг лиц.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, объект посягательства, а также конкретные обстоятельства настоящего дела, ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию значимой информации о тарифах в установленный стандартами срок, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.

Иное мнение заявителя о характере своих действий, ссылки на смягчающие обстоятельства (прекращение правонарушения, признание вины), как и другие доводы жалобы, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений о малозначительности в рамках настоящего дела, с учетом установленных обстоятельств.

Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, а также с применением ст. 4.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для прекращения производства по делу, отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление № 04/02-2022 Председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Пилипенко Е.В. от 15.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Тимофеева