ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-258/2022 от 22.08.2022 Псковского областного суда (Псковская область)

УИД 60RS0020-01-2022-000569-02

Судья Тимофеева И.В. Дело № 21-178/2022

(дело № 12-258/2022)

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

22 августа 2022 года г.Псков

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Мингуловой О.Н.,

рассмотрев жалобу врио начальника федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области» (ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области) Курдюкова Т.Д. на постановление председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Пилипенко Е.В. № (****) от 15 марта 2022 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 05 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области ((****)), юридический адрес: <****>

У С Т А Н О В И Л:

постановлением председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Пилипенко Е.В. № (****) от 15 марта 2022 года ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 05 июля 2022 года, рассмотревшему жалобу ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области по месту проведения административного расследования, указанное постановление председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, врио начальника ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области Курдюков Т.Д. ставит вопрос об отмене постановления руководителя административного органа и судебного решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается, что ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области не является субъектом вмененного административного правонарушения, к которым, согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, относятся субъекты естественных монополий. В этой связи указывает, что судьёй Псковского городского суда не была дана оценка тому обстоятельству, что деятельность учреждения по водоснабжению и водоотведению является вынужденной, при этом не были оценены объёмы водоотведения и водопотребления сторонними организациями, а также доля дохода учреждения от этой деятельности, в связи с чем судьёй был сделаны неправильные выводы об отнесении учреждения к субъектам естественных монополий и о законности его привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области Гудилова А.А. доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в жалобе. Также просила, в случае признания законным привлечение учреждения к административной ответственности, квалифицировать административное правонарушение как малозначительное в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ. Кроме того, ссылалась, что информация о тарифах на регулируемые услуги не была размещена учреждением на сайте ФАС России по причине технических проблем с размещением этой информации на сайте, о чём представила скриншоты с сайта с обращениями учреждения от 26 января и 16 февраля 2022 года.

Представитель Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Булатова Л.С., действующая на основании доверенности, полагала жалобу необоснованной. Указала, что ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области является субъектом естественных монополий, поскольку осуществляет платную деятельность, регулируемую на основании установленных Комитетом тарифов, по водоотведению, потребителями которого являются сторонние юридические лица.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, доводы жалобы, нахожу обжалуемые акты законными и обоснованными.

Частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возложена обязанность раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года № 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Стандарты раскрытия информации),

Согласно подпункту "а" пункта 3 Стандартов раскрытия информации, информация раскрывается путем размещения регулируемыми организациями в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система» (ФГИС ЕИАС) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, либо в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления муниципальных образований - информационных систем, созданных- органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3 (1) Стандартов раскрытия информации Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов информация, размещаемая в информационно-аналитической системе, раскрывается путём опубликования на его официальной сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов.

Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов обеспечивается доступ потребителей к информации о деятельности регулируемых организаций, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документов, размещённой в информационно-аналитической системе.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Пунктами 15, 23, 24 Стандартов раскрытия информации предусмотрена информация на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения, которая должна быть размещена субъектом естественных монополий на официальном сайте ФАС России, в том числе: об утверждённых тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), об утверждённых тарифах на техническую воду, об утверждённых тарифах на транспортировку воды, об утверждённых тарифах на подвоз воды, об утверждённых тарифах на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения и пр.

В соответствии с пунктом 27 Стандартов раскрытия информации, информация, указанная в пунктах 15, 23, 24 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.

Из дела следует, что приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 23 ноября 2021 года № 129-в «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 30 ноября 2018 года № 133-в «Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2019 – 2023 годы» изменены (увеличены) тарифы за оказание в 2022 году услуг по питьевой воде (питьевому водоснабжению), водоотведению.

Приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 17 декабря 2021 года № 265-в установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, водоотведения для заявителей, присоединяемая нагрузка которых не превышает 24 м.куб. в сутки, на 2022 год, для предприятий Псковской области, занимающихся деятельностью в сфере холодного водоснабжения (водоотведения), в том числе для ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области (порядковый номер в списке 32).

Исходя из пункта 27 Стандартов раскрытия информации, соответствующая информация на свои регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения должна была быть размещена этими регулируемыми организациями Псковской области, в том числе ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области, на официальном сайте ФАС России не позднее 17 января 2022 года.

Вместе с тем, при проведении мониторинга соблюдения Стандартов раскрытия информации Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области по состоянию на 10 февраля 2022 года было выявлено, что ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области на официальном сайте ФАС России не была размещена информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий связанных с подключением к центральной системе холодного водоснабжения на 2022 год, предусмотренная пунктами 15, 23, 24 Стандартами раскрытия информации.

При этом также отсутствовали документы, подтверждающие отправку шаблонов в личном кабинете ЕИАС Web, отсутствовала информация о направлении обращений в службу технической поддержки ФАС России; в период с 17 декабря 2021 года по 15 января 2022 года.

Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения 14 февраля 2022 года председателем Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Пилипенко Е.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в отношении ФКУ ИК–4 УФСИН России по Псковской области, и проведения по делу административного расследования.

Фактические обстоятельства дела совершения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № (****) от 03 марта 2022 года, заключением по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований № 14 от 10 февраля 2022 года, заключением по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований № 15 от 10 февраля 2022 года, заключением по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований № 16 от 10 февраля 2022 года, выпиской из ЕГРЮЛ от 11 февраля 2022 года, копиями скриншотов с сайта ФАС России от 03 марта 2022 года, 10 февраля 2022 года, которым руководителем административного органа и судьёй городского суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

С учётом фактических обстоятельств дела руководитель административного органа и судья городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении правильно квалифицировали действия ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов.

В соответствии с уставом ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области, утверждённым приказом ФСИН России от 17 марта 2020 года № 107, учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным государственным казённым учреждением и имеет статус исправительного учреждения (пункт 1.6).

Вместе с тем, согласно пункту 24 устава, учреждение осуществляет по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами приносящую доход деятельность, в том числе по забору, очистке и распределению воды, сбору и обработке сточных вод.

Как следует из дела, ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области осуществляет на платной основе водоотведение сторонним организациям: <данные изъяты><данные изъяты>», психоневрологическому интернату, детскому саду, школе, почте и населению с.Середка Псковского района Псковской области.

В силу вышеприведённых норм федерального законодательства, данная деятельность ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области относится к сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), поскольку осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, в связи с чем соответствующие доводы жалобы о том, что учреждение не является субъектом естественных монополий, признаются несостоятельными.

Соответственно, являясь субъектом естественной монополии, учреждение правомерно признано субъектом вменённого административного правонарушения.

Ссылки на отсутствие вины учреждения ввиду наличия на сайте ФАС России технических проблем, ввиду которых информация не могла быть размещена в установленный срок, подлежат отклонению, поскольку такого рода обращения направлялись учреждением на сайт ФАС России после 17 января 2022 года, то есть после совершения административного правонарушения.

Объектом посягательства совершённого ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является порядок раскрытия субъектами естественных монополий сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты прав неопределённого круга лиц, то есть, административное правонарушение нарушает охраняемые публичные интересы. Состав данного административного правонарушения является формальным и не требует наступления вредных последствий в результате его совершения.

В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких – либо последствий совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.

По изложенным основаниям, вменённое ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области административное правонарушение не может быть признано малозначительным в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, которые были предметом исследования судьи Псковского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, получили надлежащую оценку и по мотивам указанным в судебном акте обоснованно признаны несостоятельными. Оснований не согласиться с правильностью выводов административного органа и судьи городского суда не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Псковской области с учётом финансового положения учреждения, принятия им мер по устранению допущенного нарушения и признания вины, с применением положений частей 32, 33 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 1/2 от минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ для юридических лиц, то есть является соразмерным, справедливым и не влечёт излишнего финансового обременения для данного юридического лица.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению постановления должностного лица административного органа и судебного решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда,

Р Е Ш И Л :

постановление председателя Комитета по тарифам и энергетике Псковской области Пилипенко Е.В. № (****) от 15 марта 2022 года и решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 05 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в отношении федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области» (ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области) оставить без изменения, жалобу врио начальника ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Псковской области Курдюкова Т.Д. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (принесения протеста) непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина