Дело № 12-258/2023
Р Е Ш Е Н И Е
02 августа 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике ФИО1ФИО2 на постановление Керченского городского суда Республики Крым от 19 июня 2023 года по делу №5-139/2023,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Керченского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике ФИО1 (далее - Межрайонная ИФНС № по Республике ФИО1, Инспекция) ФИО1 В.Я. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе ФИО1 В.Я. выражает несогласие с постановлением судьи, просит об его отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указывает на незаконность и необоснованность судебного решения.
Изучив доводы, изложенные в жалобе; проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание; прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Установление объективной стороны состава правонарушения, то есть установление факта совершения лицом, в отношении которого ведется производство по делу, деяния, являющегося с точки зрения закона противоправным, влекущим установленную законом административную ответственность, имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения.
На основании части 1 статьи 20.35 КоАП РФ за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной налоговой службы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу пункта 20 Постановления обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) достигается мерами, направленными:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию),
б) на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки к совершению или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории);д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объекта (территории);е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении почтовыми отправлениями.
Согласно подпункту «а» пункта 21 Постановления воспрепятствование неправомерному проникновению на объект достигается посредством организации охраны объекта и пропускного режима на объекте, подпунктом «б» пункта 26 Постановления четко определена необходимость организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте в независимости от присвоенной категории.
Согласно пункту 5.3. Положения об организации охраны объектов центрального аппарата, территориальных органов ФНС России, федеральных казенных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении ФНС России, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-4/637@, охрана объектов Учреждений ФНС России осуществляется организациями, специально учрежденными для оказания охранных услуг, зарегистрированными в установленном законом порядке и имеющими лицензию на осуществление частной охранной деятельности, сторожами, путем организации пропускного и внутриобъектового режимов.
Вместе с тем, пунктом 1.2 данного Положения предусмотрено, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации для обеспечения охраны объектов центрального аппарата ФНС России, Управлений ФНС России, Межрегиональных инспекций ФНС России, Инспекций ФНС России (далее - объектов ФНС России) привлекаются подразделения охраны ФСО России, Федерального казенного учреждения "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" (далее - ФКУ "ГУ "ВО Минфина России"), иных организаций, имеющих право охранять объекты, подлежащие государственной охране и объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - подразделения охраны) и персонал по охране и обслуживанию зданий ФНС России (далее - сторожа), с использованием технических средств охраны, охранно-пожарной сигнализации объекта, тревожной и охранно-пожарной сигнализации пультов централизованной охраны ОВО при ОВД (далее - ПЦО ОВД), инженерно-технической укрепленности.
В случае отсутствия на территории субъекта РФ подразделений охраны охрана объектов ФНС России осуществляется сторожами.
находящихся в сфере ведения этого Министерства.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ОВО по <адрес> – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республики ФИО1», - поступила информация по проверке прокуратурой <адрес> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№ о/с – 2020) исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму в Межрайонной ИФНС № по Республике ФИО1 по адресу: 298300, Республика ФИО1, <адрес>, - для принятия мер реагирования по компетенции.
В ходе проверки выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов Федеральной налоговой службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно:
в нарушение требований подп. «а» п. 21 требований Постановления, установлено, что на объекте не организована охрана объекта (территории) и пропускной режим на объекте (территории).
В соответствии с подп. «в» п. 14 Постановления, ДД.ММ.ГГГГ объекту присвоена высокая категория опасности. ДД.ММ.ГГГГ паспорт безопасности Межрайонной ИФНС № по Республике ФИО1 согласован Главным управлением Росгвардии по Республике ФИО1 и <адрес>.
Пунктом 9.1 Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ начальник Инспекции организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции.
В ходе проверки проведенной административным органом установлено, что на объекте Межрайонной ИФНС № по Республике ФИО1 охрану осуществляют сторожа, что, как полагает административный орган, нарушает требования действующего законодательства и позволяет сделать вывод об ее отсутствии, так как сторож не может в силу отсутствия необходимых знаний и навыков выполнять функции охранника.
Согласно приказа Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ №ММВ-10-4/1429, ФИО1 В.Я. назначен на должность начальника Межрайонной ИФНС № по Республике ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ №ЕД-10-4/1735@ продлен срок замещения должности В.Я. ФИО1 на 1 год до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - ФИО1 В.Я. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.
Постановлением судьи Керченского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ начальник ИФНС № по Республике ФИО1 В.Я. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.
Решением судьи Верховного Суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление судьи отменено с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
Постановлением судьи Керченского городского суда Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник Межрайонной ИФНС № по Республике ФИО1 В.Я. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Однако с такими выводами судьи городского суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Диспозицией ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной налоговой службы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Требования) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной налоговой службы и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Согласно п. 20 Требований обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) достигается мерами, направленными:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки к совершению или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории);
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении почтовыми отправлениями.
Подп. «а» п.21 Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) достигается посредством организации охраны объекта (территории) и пропускного режима на объекте (территории).
Подп. «б» п.26 Требований, определена необходимость организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях), контроль их функционирования в независимости от присвоенной категории.
П.1.2 Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-4/637@ «Об утверждении Положения об организации охраны объектов центрального аппарата ФНС России, территориальных органов ФНС России, федеральных казенных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении ФНС России» установлено, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации для обеспечения охраны объектов центрального аппарата ФНС России, Управлений ФНС России, Межрегиональных инспекций ФНС России, Инспекций ФНС России (далее - объектов ФНС России) привлекаются подразделения охраны ФСО России, Федерального казенного учреждения "Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации» (далее - ФКУ «ГУ «ВО Минфина России»), иных организаций, имеющих право охранять объекты, подлежащие государственной охране и объекты, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - подразделения охраны) и персонал по охране и обслуживанию зданий ФНС России (далее - сторожа), с использованием технических средств охраны, охранно-пожарной сигнализации объекта, тревожной и охранно-пожарной сигнализации пультов централизованной охраны ОВО при ОВД (далее - ПЦО ОВД), инженерно-технической укреплености.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации подразделений охраны, охрана объектов ФНС России осуществляется сторожами.
Вместе с тем постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации ведомственной охраны» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который входит, в том числе Министерство финансов Российской Федерации.
В порядке реализации положений Закона о ведомственной охране № 77-ФЗ принято постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждено Положение о ведомственной охране Министерства финансов Российской Федерации (далее Положение №), в соответствии с п. 5 которого, органом управления ведомственной охраной является федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», в структуру которого входят главное управление и обособленные территориальные подразделения (филиалы-отряды).
Ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых Министерством финансов Российской Федерации органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты от противоправных действий объектов, находящихся в сфере ведения этого Министерства.
Перечень охраняемых объектов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (п.2 Положения №).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела следует учитывать, что органом управления ведомственной охраной является федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», в структуру которого входят главное управление и обособленные территориальные подразделения (филиалы-отряды).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако в нарушение требований ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ вопрос о том, является ли начальник Межрайонной ИФНС № по Республике ФИО1 В.Я. субъектом административной ответственности по настоящему делу, имело ли место нарушение им его прямых должностных обязанностей, исходя из целей и задач деятельности ИФНС, надлежащим образом не проверен; указания судьи Верховного Суда Республики ФИО1 при отмене предыдущего постановления судьи городского суда по этому поводу проигнорированы.
Не дана правовая оценка действиям административного органа по привлечению должностного лица ФИО1 к административной ответственности. Так, не проверен порядок выявления правонарушения, его фиксация (наличие решения руководителя административного органа о проведении контрольных мероприятий и т.п.)
Не выполнены и иные указания судьи Верховного Суда Республики ФИО1 в решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не дана правовая оценку имеющимся в деле доказательствам, в том числе справке о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ исх. 1052 о/с-2020, - не разрешен вопрос законности и соблюдения должностным лицом прокуратуры требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации».
Не дана оценка тому обстоятельству, что Межрайонная ИФНС № по Республике ФИО1 не входит в перечень охраняемых объектов, который утвержден Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (п.2 Положения №).
Не выяснены вопросы о возможности обеспечения МИФНС № ведомственной охраной либо какой-либо другой охранной организацией, имеющей лицензию на охранную деятельность; кроме сторожей.
Судьей городского суда не дана правовая оценка доводам ФИО1 В.Я., его защитника о том, что в Межрайонной ИФНС № по Республике ФИО1 возможна охрана только с помощью сторожей.
Таким образом, судьей городского суда допущены существенные нарушения процессуального законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление судьи подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 19.06.2023 года по делу №5-139/2023 в отношении начальника Межрайонной ИФНС № 7 по Республике ФИО1ФИО2 отменить.
Дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>