ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2595/2022 от 12.10.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья С.Р. Каримов УИД 16RS0046-01-2021-016983-33

Дело № 12-2595/2022

Дело № 77-1526/2022

решение

12 октября 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин,

при секретаре судебного заседания Н.Ю. Кокореве,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Загита Загреевича Садриева на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 21 июля 2022 года, вынесенное в отношении З.З. Садриева по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 23 августа 2021 года директор общества с ограниченной ответственностью «НАТЭКС» (далее по тексту – ООО «НАТЭКС», Общество) З.З. Садриев привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 21 июля 2022 года указанное постановление должностного лица изменено, исключено указание на допущенное директором ООО «НАТЭКС» З.З. Садриевым нарушение, выразившееся в не раскрытии информации, предусмотренной подпунктом «д» пункта 15 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564, о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложение к нему.

В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан З.З. Садриев, оспаривая факт совершения административного правонарушения, просит вынесенные в отношении него постановление должностного лица и судебное решение отменить.

Проверив материалы дела, изучив жалобу заявителя, выслушав доводы З.З. Садриева, его защитника Т.Ж. Шамсутдинова и представителя административного органа И.С. Четвериковой, прихожу к мнению, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

На основании абзаца 26 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором; энергетическая утилизация.

Из части 1 статьи 24.11 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 N 564 утверждены стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – Стандарты № 564).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Стандартов № 564 регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - ЕИАС) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, либо информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из пункта 11 Стандартов 564, регулируемой организацией подлежит раскрытию информация:

а) о регулируемой организации (общая информация);

б) о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) за год;

г) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;

д) об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг;

е) о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 12 Стандартов № 564 установлено, что рамках общей информации о регулируемой организации раскрытию подлежат следующие сведения:

а) фирменное наименование юридического лица (согласно уставу регулируемой организации), фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации (индивидуального предпринимателя);

б) основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя);

в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети "Интернет" и адрес электронной почты;

г) режим работы регулируемой организации;

д) регулируемый вид деятельности;

е) виды объектов, используемых для оказания регулируемых услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и их количество.

Привлекая З.З. Садриева к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришел к выводу о том, что согласно проведенному мониторингу раскрытия информации организациями в соответствии со Стандартами № 564 через ФГИС ЕИАС 14 июля 2021 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам установлено, что ООО «НАТЭКС», руководителем которого является З.З. Садриев, не раскрыта информация, относящаяся к осуществляемой Обществом деятельности в области обращения с ТКО, а также информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, а именно о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Судья районного суда с выводами должностного лица о виновности З.З. Садриева в совершении административного правонарушения согласился, исключив из постановления указание на нарушение им подпункта «д» пункта 15 Стандартов № 564 о не раскрытии информации о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложение к нему, поскольку выручка ООО «НАТЭКС» от регулируемой деятельности не превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год.

С выводами судьи районного суда следует согласиться, поскольку они подтверждаются имеющимися доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.10-14); договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 22-п (л.д.24-31); сведениями о раскрытии информации (л.д.32-44) и другими материалами дела.

Все имеющиеся в деле об административном правонарушении материалы получены в установленном законом порядке и в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу допустимых доказательств, которые оценены судьёй районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы обоснованность привлечения З.З. Садриева к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнения не вызывает, поскольку установленные по делу обстоятельства и совокупность представленных доказательств указывают на то, что он являясь директором ООО «НАТЭКС», которое осуществляло лицензированную деятельность по транспортированию ТКО не раскрыл предусмотренную пунктом 12 Стандартов № 564 информацию.

Доказательств того, что у ООО «НАТЭКС» отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, а также подтверждающих принятие З.З. Садриевым всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалах дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушения.

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Из договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 01.01.2020 № 22-П, заключенным между ООО «Чистый город» именуемым «Оператором» и ООО «НАТЭКС» именуемым «Субоператором» следует, что Общество приняло на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории города Казани, Зеленодольского, Высокогорского и Пестречинского районов Республики Татарстан - Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан.

При этом согласно выписки из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «НАТЭКС» является лицензированный вид деятельности по сбору опасных отходов, включающего в себя и перевозку опасных отходов I – IV класса опасности.

В свою очередь осуществляемая Обществом деятельность в полной мере соответствует понятию оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанному в статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которому это юридическое лицо, осуществляющее в том числе деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, в силу положений Федерального закона № 89-ФЗ ООО «НАТЭКС», осуществляя один из видов деятельности по обращению с ТКО, относится к операторам по обращению с ТКО и с момента получения лицензии на осуществление данного вида деятельности обязано раскрывать информацию в том объеме, который соответствует осуществляемой им деятельности в области обращения с ТКО, в том числе по их транспортированию.

Исходя из изложенного ссылка в жалобе на то, что ООО «НАТЭКС» согласно договору по оказанию услуг по транспортированию ТКО является «субоператором» правового значения не имеет, поскольку законодательство в сфере обращения с ТКО понятия "субоператора" не содержит, данное обстоятельство также не имеет значения и при лицензировании данного вида деятельности.

Утверждение в жалобе о нарушении предусмотренной Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" процедуры проведения проверки, нельзя признать состоятельным.

Так, подпунктом «б» пункта 4 Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов), утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2017 N 555 (действовавшего на момент выявления нарушения) установлено, что региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также мониторинга цен (тарифов) в регулируемых сферах.

Из пункта 6 указанного Порядка следует, что предметом регионального государственного контроля (надзора) являются соблюдение стандартов раскрытия информации в том числе региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом подпунктом «а» пункта 4 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 764 регламентировано, что контроль осуществляется в отношении факта раскрытия информации.

В соответствии с пунктами 6, 7, 8 указанных Правил нарушение установленных стандартов раскрытия информации, форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами регулирования, влечет административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Контроль в отношении факта раскрытия информации осуществляется в порядке, утвержденном органом по контролю и именно в форме систематического наблюдения и анализа информации, что и было сделано должностным лицом в ходе контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации.

В тоже время установленные по делу обстоятельства и представленные по делу материалы указывают на то, что предусмотренная законом на момент выявления правонарушения процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, при этом существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении З.З. Садриева не допущено.

Каких-либо новых сведений об обстоятельствах административного правонарушения, которых бы не имелось в деле на момент вынесения судебного решения, в жалобе не содержится. Правовых аргументов, влекущих безусловную отмену судебного акта, З.З. Садриевым и его защитником Т.Ж. Шамсутдиновым не приведено.

При таких обстоятельствах З.З. Садриев правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной статьи в соответствии с положениями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, в том числе предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного и оценки конкретных обстоятельств данного дела, объективных оснований для признания, совершенного З.З. Садриевым административного правонарушения, малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чём указывается в жалобе, не усматривается.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении З.З. Садриева вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой для данной категории дел он составляет один год и на момент рассмотрения дела должностным лицо не истек.

Вместе с тем согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, оснований для прекращения производства по делу в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности не имеется.

Кроме того, все приведённые в жалобе доводы аналогичны тем, которые были предметом рассмотрения судей Арбитражных судов при разрешении дела в отношении ООО «НАТЭКС», при этом не согласиться с изложенными в судебных постановлениях апелляционной и кассационной инстанций выводами оснований не имеется.

Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюден.

Иных предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и влекущих безусловную отмену, изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда либо освобождение З.З. Садриева от административной ответственности, также не усматривается.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 21 июля 2022 года, вынесенное в отношении З.З. Садриева по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Загита Загреевича Садриева - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Решение27.10.2022