ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-259/18 от 16.10.2018 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

№12-259/18

РЕШЕНИЕ

16 октября 2018 года г.Орел

Судья Советского районного суда г.Орла Михеева Т.А., рассмотрев жалобу должностного лица – члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ должностное лицо - член Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохин Д.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>

Должностным лицом Блохиным Д.А. подана жалобу на указанное постановление, в которой указано, что в действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку условия и порядок предоставления межбюджетных трансфертов были соблюдены; недостижение показателей результативности не является нарушением порядка или условий представления трансфертов.

В судебном заседании защитник Блохина Гусев В.В.– поддержал доводы жалобы. Указал, что согласно условиям Соглашения о предоставлении в ДД.ММ.ГГ иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Орловской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействия развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», заключённого между Федеральным дорожным агентством и Правительством Орловской области, условием предоставления межбюджетных трансфертов являлось наличие нормативного правого акта субъекта РФ об утверждении региональной программы в сфере дорожного хозяйства, реализуемой за счёт средств субъекта РФ (п.2.2 Соглашения). Такая программа имелась, на её финансирование и были выделены денежные средства. Порядок предоставления трансферов изложен в разделе 2 Соглашения, нарушений указанного порядка со стороны УФК также установлено не было. Недостижение показателей результативности (прирост протяжённости сети автомобильных дорог менее установленного Соглашением) не образует состав вменяемого Блохину Д.А. правонарушения.

Представители УФК Долецкая Е.В., Некрасов А.С. полагали постановление должностного лица законным и обоснованным. Полагали, что в соответствии с условиями вышеуказанного Соглашения условием предоставления межбюджетных трансфертов являлось именно достижение целевых показателем Программы в части достижения прироста протяжённости автомобильных дорог в размерах, указанных в Соглашении; поскольку целевые показатели достигнуты не были, полагали это прямым нарушением условий представления трансфертов, ответственность за которое несёт Блохин Д.А. как руководитель Департамента.

Заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

ДД.ММ.ГГ между Федеральным дорожным агентством и Правительством Орловской области заключено Соглашения о предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Орловской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». Предметом Соглашения является предоставление в ДД.ММ.ГГ бюджету Орловской области межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятие «содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (п.1.1). Предоставление трансферта осуществляется на достижение целевых показателей Программы, предусматривающих приведение в нормативное состояние, также развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего ползвания регионально (межмуниципального) или местного значения, на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства. Предусматривающих мероприятия по строительству и реконструкции, капитальному ремонта и ремонту уникальных искусственных дорожных сооружений (п.1.2). Целевыми показателями результативности предоставления трансферта является: прирост протяжённости сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта РФ в результате строительства новых дорог, реконструкции дорог, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог, доведение доли протяжённости автомобильных дорог до нормативных требований к транспортно-эксплуатационным показателям, количество и протяжённость уникальных искусственных сооружений, завершённых строительством или реконструкцией; количественное значение целевых показателей результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов указано в Приложении №*** к Соглашению (п.1.3 Соглашения).

Дополнительным Соглашением №*** к Соглашению от ДД.ММ.ГГ уточнены направления расходования трансфертов, целевые показатели результативности, сумма трансферта.

Разделом II Соглашения регламентирован порядок и условия предоставления и сроки перечисления Трансферта. Так, согласно п.2.2 Соглашения (в редакции Дополнительного соглашения), перечисление Трансферта осуществляется в соответствии с Правилами, при условии наличия нормативного акта Субъекта об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ региональной программы в сфере дорожного хозяйства, в том числе включающей реализацию мероприятий, направленных на «реконструкция моста через <...> в <...>».

Порядок предоставления Трансферта описан в п.2.3 Соглашения – перечисление денежных средств на конкретный счёт, в течение <данные изъяты> со дня представления финансовым органом Орловской области платёжных документов, направление соответствующей заявки (пп.2.3.1, 2.3.2), представление дополнительных документов (п.5.1 Соглашения). Согласно п.2.4 Соглашения одновременно с документами на перечисление трансферта, предусмотренными п.2.3.1-2.3.2 настоящего Соглашения, однократно представляются в Федеральное казначейство документы, подтверждающие исполнение условий предоставления Трансферта, указанные в п.2.2 Соглашения.

В ходе плановой проверки, проведённой Управлением Федерального казначейства по Орловской области, по вопросу соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог, проведенной в Департаменте строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, установлено следующее.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ№*** «О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ» и Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№*** (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№***), Соглашением о предоставлении в ДД.ММ.ГГ иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Орловской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» от ДД.ММ.ГГ№*** (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ№*** (от ДД.ММ.ГГ Ко №*** (далее - Соглашение) в ДД.ММ.ГГ из федерального бюджета бюджету Орловской области предоставлены иные межбюджетные трансферты (далее Трансферт) в размере <данные изъяты>, из которых бюджет Орловской области фактически получил Трансферт в размере <данные изъяты> по <данные изъяты> в целях финансового обеспечения достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих мероприятия, направленные на прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) или местного значения на территории Орловской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, и на увеличение объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог в ДД.ММ.ГГ по сравнению с ДД.ММ.ГГ.

Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что предоставление Трансферта осуществляется по следующим направлениям:

- на достижение целевых показателей, предусматривающих приведение в нормативное состояние, а также развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) или местного значения (Т2) предоставлен Трансферт в размере <данные изъяты>

на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих мероприятия по строительству и реконструкции, капитальному ремонту и ремонту уникальных искусственных дорожных сооружений (Т4) предоставлен Трансферт в размере <данные изъяты>

Приложением №*** «Направления использования иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» к Соглашению установлены количественные значения целевых показателей результативности предоставления Трансферта бюджету Орловской области, в том числе:

значение Показателя <данные изъяты>

значение Показателя <данные изъяты>

значение Показателя <данные изъяты>

значение Показателя <данные изъяты>

значение Показателя <данные изъяты>

Согласно данным Отчета об осуществлении расходов бюджета Орловской области по направлениям использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в ДД.ММ.ГГ на финансовое обеспечение достижения целевых показателей региональных программ субъектов Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» за ДД.ММ.ГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГ, направленного письмом Департамента в Федеральное дорожное агентство от ДД.ММ.ГГ№*** (далее - Отчет), фактический кассовый расход средств Трансферта из федерального бюджета составил в сумме <данные изъяты>

Как следует из Отчета, Орловской областью по состоянию на ДД.ММ.ГГ не достигнуты значения показателей результативности:

фактическое значение Показателя №*** составило <данные изъяты>

фактическое значение Показателя №*** составило <данные изъяты>

Фактически, согласно разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию, в установленный Соглашением от ДД.ММ.ГГ№*** срок (до ДД.ММ.ГГ) введены в эксплуатацию только <данные изъяты> объектов общей протяженностью <данные изъяты> а именно:

Строительство автомобильной дороги <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).

Строительство автомобильной дороги <...> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).

Строительство автомобильной дороги <...> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).

Строительство автомобильной дороги <...><...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).

Строительство автомобильной дороги <...> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ

Строительство автомобильной дороги <...><...> в <...>, протяженностью <данные изъяты>дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ

Строительство межпоселковой автомобильной дороги <...> в <...>, протяженностью <данные изъяты> (дата ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГ).

Таким образом, не достигнуты показатели результативности по состоянию на ДД.ММ.ГГ на общую сумму <данные изъяты>

Исход из позиции УФК, недостижение показателей результативности составляет объективную сторону вменяемого должностному лицу правонарушения, предусмотренного ч.3 т.15.15 КоАП РФ. Однако данная позиция не основана на нормах данной статьи и является следствием неверного толкования положений Соглашения, в связи со следующим.

Из буквального толкования приведённых положений Соглашения следует, что условием предоставления трансфертов является наличие нормативного акта Субъекта об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ региональной программы в сфере дорожного хозяйства, в том числе включающей реализацию мероприятий, направленных на «Реконструкция моста через <данные изъяты> по <...>» и «Реконструкция моста через <данные изъяты> по <...> в <...>».

Постановлением <данные изъяты>№*** от ДД.ММ.ГГ (в ред. <данные изъяты>№*** от ДД.ММ.ГГ, №*** от ДД.ММ.ГГ) утверждена Государственная программа Орловской области «Развитие транспортной системы в Орловской области», в данной программе приведён перечень подпрограмм и входящих в их состав мероприятий, в том числе и в отношении мостов через <...>

Таким образом, имеется нормативный акт Субъекта об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ региональной программы в сфере дорожного хозяйства, в том числе включающей реализацию мероприятий, требуемых Соглашением; в этой части требование Соглашения соблюдено.

Последствия недостижения показателем результативности предусмотрены п.3.1.4 Соглашения. Так, в соответствии с данным пунктом Соглашения нарушения Субъектом обязательств, предусмотренных п.1.3 Соглашения и неустранение указанных нарушений в установленный постановлением срок, влечёт обязанность Агентства рассчитать в соответствии с Постановлением объём средств, подлежащих возврату из бюджета Орловской области в федеральный бюджет, и направить Субъекту требование о возврате средств Трансферта в федеральный бюджет в указанном объёме.

Таким образом, нарушение показателей результативности влечёт для субъекта обязанность вернуть в федеральный бюджет неосвоенные денежные средства и не может считаться нарушением условий предоставления трансфертов.

О нарушении со стороны Департамента порядка предоставления трансфертов УФК не заявлено, нарушение порядка предоставления трансфертов должностному лицу не вменяется.

Установив изложенное, суд приходит к выводу, что представленными доказательствами не подтверждается нарушение должностным лицом условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, образующее объективную сторону административного правонарушения. предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ

В связи с этим оснований для вывода о наличии в действиях должностного лица Блохина Д.А состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, у суда не имеется.

В связи с этим, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу должностного лица – член Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. отменить.

Производство по делу прекратить за отсутствием в действиях должностного лица Блохина Д.А. состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Т.А. Михеева