ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-259/19 от 09.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

УИД: 66RS0009-01-2019-001826-11 дело № 12-259/2019

РЕШЕНИЕ

20 августа 2019 года г. Нижний Тагил

Судья Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Григорьев И.О.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Кокоулиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Ковина П.С. на постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области Камышана В.Г. от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Строительные технологии» (далее - ООО УК «Строительные технологии») Ковина П. С.,

установил:

обжалуемым постановлением должностного лица Ковину П.С. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанное наказание назначено Ковину П.С. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Не согласившись с постановлением должностного лица, Ковин П.С. обратился в районный суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении изменить, либо снизить размер административного штрафа, либо применить положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник Кокоулина О.С. доводы жалобы поддержала.

Огласив жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, выслушав защитника Кокоулину О.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Часть 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет.

Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу частей 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями, предъявляемые к лицензиату, являются в том числе, соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170.

Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием в силу положений п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, поэтому осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований по содержанию общего имущества многоквартирных домов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 29 Обзора судебной практики № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 года.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с решением лицензионной комиссии Свердловской области ООО УК «Строительные технологии» предоставлена бессрочная лицензия № 305 от 26 мая 2015 года на управление многоквартирными домами.

Управление многоквартирными домами по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, по ул. <адрес> в <адрес> осуществляет ООО УК «Строительные технологии».

Руководителем ООО УК «Строительные технологии» со 2 октября 2012 года является Ковин П.С.

На основании поступивших обращений жителей многоквартирных домов должностным лицом Департамента государственного жилищного и строительного надзора <адрес> в отношении ООО УК «Строительные технологии» в период с 6 февраля по 19 февраля 2019 года проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности, а именно:

- по адресу: <адрес> не представлена техническая документация на многоквартирный дом, а именно: технический паспорт проверяемого объекта, акты сезонных осмотров, акты проверки наличия тяги вентиляционных каналов помещений многоквартирного дома;

- по адресу: <адрес> не соблюдены обязательные требования к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (отсутствие общедомовых приборов, актов допуска), а именно: общедомовые приборы учета тепловой энергии в теплоузлах № 1, 2, 3 не введены в эксплуатацию, не представлена техническая документация на многоквартирный дом (технический паспорт проверяемого объекта, акты сезонных осмотров);

- по адресу: <адрес> не обеспечена нормативная температура воздуха в жилых помещениях не ниже + 20 градусов Цельсия (в угловых комнатах - + 22 градуса Цельсия), а именно: в <адрес> не обеспечена температура воздуха в пределах значений, предусмотренных стандартами; неисправное состояние системы вентиляции (сломанные решетки, засоры в каналах, неисправность шиберов, дефлекторов, зонтов), а именно: не обеспечено удаление воздуха в соответствии с нормативами в кухне <адрес>; неравномерный прогрев нагревательных приборов в <адрес>; наличие неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий, а именно: в <адрес> увлажнены ограждающие конструкции, промерзание стен, на стенах наличие грибковых образований (плесень); увлажнение / отсутствие утеплителя чердачного перекрытия, а именно: в чердачном помещении частично отсутствует утеплитель над квартирой ; не представлена техническая документация на многоквартирный дом, а именно: не представлены технический паспорт проверяемого объекта, акты сезонных осмотров;

- по адресу: <адрес>, ул. <адрес> обнаружено неисправное состояние системы вентиляции (сломанные решетки, засоры в каналах, неисправность шиберов, дефлекторов, зонтов), а именно: не обеспечено удаление воздуха в соответствии с нормативами в кухне <адрес>; не представлена техническая документация на многоквартирный дом, а именно: не представлены технический паспорт проверяемого объекта, акты сезонных осмотров.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 февраля 2019 года , соответствующим требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказом органа лицензионного контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 4 февраля 2019 года , актом проверки от 19 февраля 2019 года , договорами управления многоквартирными домами, обращениями граждан и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица о наличии в деянии Ковина П.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доказательств принятия Ковиным П.С. всех мер, направленных на соблюдение требований жилищного законодательства, не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В постановлении содержится мотивированное решение по делу, действия Ковина П.С. административным органом квалифицированы верно.

Постановление о привлечении Ковина П.С. к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса для данной категории дел.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления должностного лица, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене указанного постановления не установлено.

С учетом характера правонарушения, создающего угрозу причинения вреда здоровью людей (несоответствие температуры воздуха в квартире, наличие грибковых образований (плесень), частичное отсутствие утеплителя в чердачном помещении), признание его малозначительным и применение ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно.

Вместе с тем, постановление должностного лица подлежит изменению в части размера назначенного наказания.

Так, согласно ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее 50 000 рублей.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом обстоятельств совершенного Ковиным П.С. правонарушения, его последствий, данных о личности правонарушителя, наличия на иждивении 4 несовершеннолетних детей, имущественного положения, подтвержденного приказом о приеме на работу, судья приходит к выводу о возможности назначения ему наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, суд считает, что снижение Ковину П.С. административного штрафа до 25 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора Свердловской области Камышана В.Г. от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО УК «Строительные технологии» Ковина П. С. изменить, снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей.

В остальном обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу Ковина П.С. удовлетворить частично.

Решение может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд.

<...>

<...>

Судья - И.О. Григорьев