.
Р Е Ш Е Н И Е
23 декабря 2015 года г. Новокуйбышевск
Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Сафронов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление -4» на постановление <№> от 12.10.2015 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, вынесенное начальником ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску капитаном полиции ФИО4 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление -4»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением <№> от 12.10.2015 года вынесенным начальником ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску капитаном полиции ФИО4, ООО «СУ-4» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель ООО «Строительное управление-4» обратился с жалобой в Новокуйбышевский городской суд Самарской области, мотивируя тем, что постановление, вынесенное 12.10.2015 года в отношении юридического лица, вынесено не обоснованно, по следующим основаниям, ООО «Строительное управление -4» узнало о том, что оно привлечено к административной ответственности только из текста постановления. Сообщение о том, что на ООО «Строительное управление-4» будет составлен протокол, заявителем не получалось. Согласно ч. 1, 4 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или в его отсутствие при наличии доказательств надлежащего извещения о месте и времени составления протокола. Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленному Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица не относится к существенным недостаткам, только если привлекаемое лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте его составления. В соответствии ч. 1, 2 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Так как директор ООО «Строительное управление-4» не был уведомлен о составлении протокола, заявитель считает, что Административный орган не принял необходимы и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ, тем самым лишив возможности заявителя представлять пояснения и возражения относительно рассматриваемого дела. В соответствии с п. 10 Постановления пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. Просит постановление <№> от 12.10.2015 года по делу об административном нарушении, в отношении ООО «Строительное управление-4» признать незаконным, и отменить его, прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель заявителя – ФИО5, доводы жалобы поддержал в полном объёме, по изложенным в жалобе основаниям и письменным пояснениям к ней, однако просил при вынесении решения учесть также то, что ООО «Строительное управление-4» ранее к административной ответственности не привлекалось, а также то, что в настоящее время юридическое лицо является убыточным в связи с сокращением производственных заказов.
В судебном заседании представитель ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевск - ФИО6, действующий на основании доверенности от <Дата>, пояснил, что 08.10.2015 года им государственным инспектором БДД ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску, было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Строительное управление-4». 09.10.2015 года данное определение, с сопроводительным письмом, было нарочно вручено представителю ООО «Строительное управление-4» за входящим номером <№> от 09.10.2015 года, о чем на сопроводительном письме стоит соответствующая отметка. Данным сопроводительным письмом, за подписью начальника ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску капитана полиции ФИО4, приглашался представитель юридического лица на 12.10.2015 года к 14 часам 00 минутам в ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску по адресу: ул. Суворова 16 каб. <№> на административную комиссию для дачи объяснений по административному правонарушению, в связи с тем, что 12.08.2015 года в 07 часов 15 минут на Стромиловском шоссе в г. Самара инспектором ДПС роты <№> полка ДПС ГИБДД У МВД России по г. Самара старшим лейтенантом полиции ФИО1, при проверке документов у водителя ФИО2 управлявшего а/м <А.> государственный регистрационный знак <№>, принадлежащим ООО «Строительное управление-4», было выявлено административное правонарушение и составлен протокол <№> в отношении водителя ФИО2 по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, поскольку в нарушение статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года, водитель управлял автобусом, перевозящим пассажиров, с нарушением правил использования тахографа, технического средства контроля, осуществляющего непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителя (карта водителя не была установлена в тахографе, закончилась лента). При фиксировании административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении ООО «Строительное управление-4» должностным лицом ГИБДД У МВД России по г. Самара составлен мотивированный рапорт. К мотивированному рапорту прилагались копии всех документов, имеющих значение для правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, в том числе копия протокола об административном правонарушении, возбужденного в отношении водителя, его объяснение, копия путевого листа, правоустанавливающие документы на транспортное средство, другие фото - материалы. Кроме того, в сопроводительном письме разъяснялось, что в случае неявки представителя юридического лица, постановление об административно правонарушении будет вынесено в отсутствие юридического лица. В указанное время, представитель юридического лица не явился, в связи, с чем начальником ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску капитаном полиции ФИО4, постановление <№> от 12.10.2015 года было вынесено в отсутствии представителя юридического лица, которое было надлежащим образом уведомлено дате, времени и месте рассмотрения административного дела. ООО «Строительное управление-4» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей. Просит, обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив доводы, изложенные в жалобе заявителя и приложение к ней, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, и дав оценку в совокупности исследованным доказательствам, судья приходит к следующему выводу.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме
В силу статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требовании предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом должны обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшие в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Как следует из материалов дела, 12.08.2015 года в 07 часов 15 минут на Стромиловском шоссе в г. Самара, в нарушение статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года, водитель ФИО2 управлял автобусом <А.> г/н. <№>, принадлежащим ООО «Строительное управление-4», перевозящим пассажиров, с нарушением правил использования тахографа, технического средства контроля, осуществляющего непрерывную некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителя (карта водителя не была установлена в тахографе, закончилась лента). Указанные обстоятельства дополнительно подтверждаются материалами административного дела, в том числе: протоколом <№> об административном правонарушении от 22.08.2015 года по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ в отношении ФИО2 (л.д. 35), путевым листом <№> от августа 2015 года подписанным механиком ООО «Строительное управление-4» ФИО3 (л.д. 39), определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Строительное управление-4» от 08.10.2015 года по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором указано, что ФИО3 будучи механиком ООО «Строительное управление-4» не имея удостоверения о прохождении обучения по БДД, выполнял свои обязанности с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом (л.д. 57), протоколом <№> об административном правонарушении совершенном юридическим лицом по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ООО «Строительное управление-4» (л.д. 30), а также другими материалами дела.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, и том числе, в несоблюдении требований, предъявляемых к работникам, при исполнении своих должностных обязанностей. Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
ООО «Строительное управление-4» как субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Одним из требований, указанных в п.п. 1 пункта 4 раздела 2 Правил является обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности, выраженной в наличии» в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на праве занимать соответствующую должность (п.п. 2 п. 8 раздела 3 приказа Минтранса России от 15.01.2014 года № 7).
Порядок аттестации лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств утвержден приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 года № 13/11, в связи с чем, 12.10.2015 года государственным инспектором по БДД ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску старшим лейтенантом полиции ФИО6 был составлен административный протокол в отношении юридического лица ООО «Строительное управление-4» за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам).
Судья не может положить в основу решения доводы, изложенные в жалобе заявителя, так как они не подтверждают недоказанность обстоятельств, на основании, которых было вынесено постановление <№> от 12.10.2015 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Строительное управление-4» по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Доводы, изложенные в жалобе заявителя относительно ненадлежащего извещения юридического лица, о времени и месте рассмотрения административного дела, являются надуманными, поскольку в материалах дела имеется сопроводительное письмо для руководителя ООО «Строительное управление-4» от 08.10.2015 года исх. <№> с входящей отметкой в ООО «Строительное управление-4» <№> от 09.10.2015 года, в котором указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица (л.д. 56). Кроме того, действия ООО «Строительное управление-4» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и содержат все элементы состава административного правонарушения, в связи, с чем судья констатирует о правомерности вынесения по делу об административном правонарушении обжалуемого постановления и привлечении ООО «Строительное управление-4» к административной ответственности.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом не учтено финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица - ООО «Строительное управление-4», являющегося убыточным в связи с сокращением производственных заказов, а также то, что юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, что даёт судье возможность применить в отношении ООО «Строительное управление-4» ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что обжалуемое постановление от 12.10.2015 года, не вступило в законную силу и не исполнено, судья считает, что по данному делу имеются указанные выше исключительные обстоятельства для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, то есть менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление <№> от 12.10.2015 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ, вынесенное начальником ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску капитаном полиции ФИО4 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-4», расположенного по адресу: <Адрес>, изменить, снизить размер ранее назначенного Обществу с ограниченной ответственностью «Строительное управление-4» административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление <№> от 12.10.2015 года оставить без изменения.
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-4», удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти суток со дня вынесения решения.
Судья: подпись А.А. Сафронов